За других или за себя

Автор статьи: Галина Яковенко

 

Как часто человек начинает действовать, прислушиваясь к собственным потребностям? И какие именно потребности являются ключевыми в разном возрасте и для людей с разной социокультурной организацией.

Отвечая на первый вопрос, можно обратиться к знаменитой пирамиде потребностей  А.Маслоу.

Итак,  базовые потребности (физиологические и эмоциональные) – их удовлетворение и предполагает  обеспечение и продолжение жизни. Человек действует с момента рождения для того, чтобы эти потребности удовлетворить. Новорожденный будет кричать, если он голоден, ему холодно, беспокоит физическая боль и дискомфортные состояния. То есть  врождённые рефлексы направлены на удовлетворение базовых потребностей. Мама берёт кричащего ребёнка на руки и начинает ему говорить: « Ты мой самый любимый, моя крошка, сейчас я тебя покормлю (или вымою)». Ребёнок замолкает, чувствуя тепло рук, слыша тембр голоса, несмотря на то, что его потребности удовлетворены не были. И этот период ожидания удовлетворения потребности и есть расширение зоны комфорта. Дети, имеющие врождённые патологии, могут не показать такую реакцию быстрого переключения, но действия родителей в момент «прошения ребёнка за себя» всегда стандартны - показ безусловной любви, принятие таким, какой есть и помощь. Ребёнок рефлекторно « просит за себя». До какого возраста? Когда человек перестаёт просить за себя без чувства вины и чувства страха? Что происходит с осознанием собственной значимости в первую очередь для себя?

В возрасте милом после года, когда частично начинает развиваться вербальное общение и параллельно кризис первого года жизни, некоторые родители забывают о «безусловной любви». Появляются «ты специально что ли?» или « вот вредный какой», « назло мне делает» или « ты прекратишь орать?». Как – то сразу забываются базовые потребности, дети вовлекаются во взрослые отношения с такими эмоциональными проявлениями, как «вредность» (а в этом возрасте это может страх и усталость), «хитрость» (а это всего навсего любопытство), робость ( а это опять таки страх). Позывные и прозвища маленьких исследователей взрослого мира прилипают, срастаются с личностью и становятся неотъемлемой частью. И вот «нытики и рёвы» превращаются в детей с проблемами в личностно – эмоциональной сфере, «бандиты» и «шкоды» - в детей с расстройством двигательной активности. Не всегда и не все. Но родители просто обязаны думать, прежде чем называть своего любимого ребёнка, прежде чем давать оценку его действиям.

 А просить когда перестаём? В этом же чудесном дошкольном возрасте, когда социализируемся, расширяется зона коммуникаций – кружки, секции, сады, развивающие центры. Детей в группе становится много, а значимый взрослый один. Ребёнок слышит субъективное мнение этого взрослого про себя, своё поведение и своё мнение. Ребёнок слышит мнение своих сверстников о себе, своём поведении и поступках. Потребности остаются прежними – хочется быть в тепле, сытости и физическом комфорте, хочется любви, понимания и уважения, принятия себя таким, какой ты есть. В этот период и возникают противоречия. Педагог, воспитатель, учитель озвучивает  успешность и неуспешность, делает замечания по поводу поведения, не всем и не сразу даёт возможность удовлетворить потребности. Дети учатся терпеть – уровень комфорта расширяется и возникают такие мысли: «не буду проситься в туалет на занятии – а то Мария Ивановна будет ругаться». Или « не попрошу попить на улице, на прогулке, потерплю, ведь нянечка ещё не вынесла воду». Или ещё « меня поставили в пару с эти драчуном Костиком, я не хочу, но терплю». Зона комфорта становится настолько широкой в школе, что во взрослую жизнь дети вступают с мыслью, что высказывать своё мнение и свои желания в обществе «наказуемо», «опасно» и « неприлично».

Приведу пример высказывания школьного учителя. « Вы недостойны учиться в нашем учебном заведении, вы, дети, занимаете чужое место, не делаете ничего для того, чтобы школа гордилась вами». Или  « ребят перед экзаменом лучше не кормить, они, когда голодненькие, лучше соображают.»

Да, всё это субъективные фразы, но они имеют место быть. Ребёнок верит взрослому, научается жить в мире, где слово «терпеть» - часто повторяющееся и очень выгодное. Для кого? Вся иерархия в обществе выстроена так, что группа людей «за себя», а остальные вынуждены терпеть, выживать и не роптать. Послушным обществом управлять легче. Поэтому вся пирамида потребностей Маслоу,  у многих людей не доходит до верхней части – где осуществляется потребность в самореализации. В современном мире растёт уровень различных зависимостей ( химических, технических, пищевых и т.п.). Всё это самый простой способ убежать от реальности, от возможности «просить за себя» - отстаивать свою точку зрения, свободно высказывать мнение, жить по своим правилам и быть верным своим интересам.



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Потребности в любви по Маслоу
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Физиологические потребности по Маслоу
  • Секс как способ удовлетворить потребности
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как удовлетворить собственные потребности
  • «Ящитаю!» Почему мы любим спорить и высказывать своё мнение?
  • Когда не хватает финансов на потребности
  • Всегда ли у мужчин были потребности?
  • Убегая от себя, есть способ защиты себя. Это эллюзия.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Мой партнер не слышит мои потребности
  • Потребности в безопасности по Маслоу
  • Потребности развития ребёнка
  • Сексуальные потребности ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь