Агрессивное поведение подростков в социальных сетях

Агрессивное поведение подростков в социальных сетях

Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассмат­ривается в рамках психологии и педагогики, но сейчас появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении, а именно — агрессия подростков в се­ти Интернет, в частности, в социальных сетях. В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

"Агрессия (лат. aggressio — нападение) и агрессоры всегда оценива­ются резко отрицательно, как выражение культа грубой силы. В основном под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоре­чащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт" [Avsim.su: Агрессия в социальных сетях ] [1].

 

В настоящее время существует множество типологий и форм проявления агрессии. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие ее виды: враждебная, имеющая целью причинение жертве страданий, и инструментальная, когда нападение на других не имеет цели причинить вред [2, с. 63].

 

Додж (1987) предложил понятия реактивной и проактивной агрессии. Первая предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, а вторая, как инструментальная, порождает поведение, направленное на получение опреде­ленного позитивного результата [3, с. 76]. X. Хекхаузен (1986) различал реак­тивную и спонтанную агрессию [4, с. 365-405].

 

Данные исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях.

 

Крупнейшая в Рунете социальная сеть «В Контакте» создана в 2006 году. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети для сту­дентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «совре­менным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на ян­варь 2012 года ежедневная аудитория этой социальной сети превышает 35 мил­лионов человек, что значительно больше, чем у ее главного конкурента в Рос­сии - «Одноклассников» [5].

 

Говоря об агрессии в социальных сетях, следует отметить, что она прак­тически исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. В результате проведенного анализа мы можем назвать две наиболее рас­пространенные формы агрессивного сетевого поведения: 1) троллинг; 2) выкла­дывание и распространение «агрессивных» видеороликов. Их мы и рассмотрим более подробно.

 

Троллинг (от англ. trolling - ловля на блесну) - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ, в социальных се­тях и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты, взаимные оскорбления и т.п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем. Целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений, чтобы склонить других пользователей к дискуссии. Иногда троллинг - это средство любыми средствами привлечь внимание к собственной персоне. [6, с. 48-51]

 

Вот что пишет один из участников форума:

«Есть несколько основных поведенческих причин троллинга:

  • Личная неприязнь к собеседнику на фоне неспособности аргументиро­ванно оспорить его мнение. Часто такие люди выхватывают из контекста от­дельные фразы и предложения и выворачивают наизнанку ваше мнение. Цель — заставить вас вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу. У вести беседу от сути. Завести циклический спор.

 

  • Срабатывает система опознавания «свой - чужой». Если вы попали в список «свой», вас практически всегда поддержат. Поддержат даже те, кто не понимает сути сказанного вами. Если же вы попали в список «чужой», вы обре­чены на грубое и необоснованное оспаривание вашего мнения. Такие люди ча­сто сбиваются в стайки и атакуют скопом. Чаще всего они желают вашего ухо­да из сети (форума). Они хотят остаться в своём кругу. В котором все согласны со всеми. Впоследствии и среди них происходит раскол на своих и чужих. Здо­ровый, образованный и уверенный в себе человек в здравом уме и твёрдой па­мяти не будет пользоваться вышеописанными методами» [7].

В данном тексте хорошо прослеживается негативное отношение участни­ка форума к «троллям».

 

При исследовании феномена троллинга нами было проведено анкетиро­вание (количество анкет - 63) в обычной средней школе, в исследовании при­нимали участие учащихся 9 классов. По окончании исследования нами были получены следующие результаты.

  • Пол испытуемых - 30% мальчиков и 70 % девочек.
  • Средний возраст - 15 лет.
  • На вопрос «Есть ли у Вас возможность выходить в Интернет?» 94 опрошенных ответили утвердительно, а 6% отрицательно.

4.      При подсчете ответов на вопрос «В каких социальных сетях Вы зареги­стрированы?» (вопрос допускал несколько вариантов ответа) 1 место занял сайт «В Контакте»,  2 - «Мой Мир@mail.ru»,  3 - «Одноклассники»,  4 «Twitter», 5 «YouTube»,  6  «Facebook». Анализируя полученные результаты, можно предположить, что на просторах российского Интернета наиболее популярны сайты «отечественного производства» - такие, как «В Контакте», «Мой Мир@ mail.ru» и «Одноклассники».

 

5.      При ответе на вопрос « Как давно Вы состоите в социальных сетях?» были получены следующие результаты: вопрос «А) Менее года» выбрали 0 % , вариант «Б) 1 год» - 32 % и вариант «В) Более 3-х лет» — 68%.

 

6.      На вопрос «Сколько у Вас страничек В Контакте» ответили так: вари­ант «А) Одна» - 72% опрошенных, вариант «Б) Две» - 17%, вариант «Г) Три и более» — 11%, вариант «Д) У меня нет страничек В Контакте» — 0%.

 

 

7.       При обработке ответов на вопрос «Сколько времени Вы проводите в социальных сетях?» мы получили следующие результаты: вариант «А) Менее 1 часа в день» -  5%,  вариант «Б) От 1 до 3 часов в день» — 37%, вариант «В) От 3 до 5 часов в день» - 44 %, вариант «Г) От 5 до 7 часов в день» — 9 %, вариант «Д) От 7 до 9 часов в день» — 1% испытуемых, вариант «Е) От 9 до 11 часов в день» выбрали 5% опрашиваемых и вариант «Ж) Более 11 часов в день» - 4%.

 

8.       При подсчете ответов на вопрос «С каких устройств Вы выходите в со­циальные сети?» (вопрос допускал несколько вариантов ответа) мы получили следующее:

1   место занял ответ «А) Компьютер/ноутбук» (60 человек из 63);

2   место - ответ «Б) Мобильный телефон» (47 человек);

3   место - ответ «В) Планшет» (10 человек).

 

При интерпретации полученных результатов становится ясно, что подавля­ющее большинство людей предпочитают выходить в социальные сети с персо­нального компьютера или ноутбука, но также стоит отметить, что не каждый чело­век, имеющий компьютер, пользуется для выхода в сеть мобильным телефоном.

 

9.        При подсчёте и интерпретации ответов на вопрос «Зарегистрированы ли Ваши реальные знакомые В Контакте?» мы получили следующие результаты.

Вариант «А) Да, Практически все» — 79% опрашиваемых.

Вариант «Б) Да, многие» - 21 %.

Варианты «В) Да, кое-кто», «Г) Нет» и «Д) Затрудняюсь ответить» не вы­брал никто.

Из полученных цифр видно, что окружение современных подростков - активные пользователи сетевыми ресурсами общения.

 

10.        При обработке ответов на вопрос «Сколько человек у Вас в друзьях на странице «В Контакте»?» нами было выявлено, что нижняя граница количества друзей в сайте «ВК» среди испытуемых начинается от количества 40 друзей, а верхняя граница достигает 975.

В целом среднее количество друзей колеблется от 180 до 200 человек.

 

11.        При вопросе « Есть ли у Вас друзья, перенесенные в приватный (чер­ный) список?» вариант «А. Да» выбрали 43% опрашиваемых, вариант «Б. Нет» — 50%, вариант «В. Затрудняюсь ответить» — 7%. Следовательно, некоторое ко­личество подростков (43%) добавляют в черный список пользователей, с кото­рыми сложились напряженные взаимоотношения.

 

12.         При вопросе «С каким количеством Ваших друзей из социальной сети Вы поддерживаете контакт в реальной жизни?» выявились следующие результаты.

Вариант «А. Со всеми» выбрали 11%.

Вариант «Б. Почти со всеми» - 70 %.

Вариант «В. Кое с кем» — 19%.

Вариант «Г. Почти ни с кем» — 0%.

Вариант «Д. Ни с кем» - 0%.

 

13.        На вопрос «Какова основная цель использования социальных сетей, по Вашему мнению?» ответили так (вопрос допускал только один вариант ответа).

Вариант «А. Общение с реальными знакомыми» - 53%.

Вариант «Б. Новые знакомства» — 24 %.

Вариант «В. Поиск интересного контингента» — 4%.

Вариант «Г. Общение по интересам» - 6%.

Вариант «Д. Создание и продвижение своего образа» - 1 %.

Вариант «Е. Игра в он-лайн игры» - 6%.

Вариант «Ж. Способ «убить» время»» — 6%.

Вариант 3. Другое (было обозначены такие пункты, как развлечение; чте­ние новостей; знакомство с новостями мира) -1%.

 

14.          При ответе на вопрос « Просматриваете ли Вы в социальных сетях видеоролики?»

Вариант «А. Да» выбрали 100% опрашиваемых, а вариант « Б. Нет» - 0%.

Из полученных данных видно, что все пользователи сайта используют данную функцию просмотра видео.

 

15.          При анализе ответов на вопрос « Какие видеоролики Вы просматрива­ете?» (Вопрос допускал несколько вариантов ответа.) мы распределили резуль­таты следующим образом.

На первом месте - вариант «Д. Музыкальные видеоклипы».

На втором - вариант «Б. Видеофильмы».

На третьем вариант «Е. Видеообзоры (шоу «+100500» и шоу «This is Хорошо»)».

Четвертое место занял вариант «Ж. Самосъемы из реальной жизни».

Пятое место осталось за вариантом «3. Видеоролики с фрагментами спор­тивных состязаний».

Шестое место осталось за вариантом «И. Видеоролики с фрагментами уличных драк».

На седьмом месте оказался вариант «А. Трейлеры видеофильмов».

И последнее, восьмое, место осталось за вариантом «Г. Комичные ролики с участием животных и людей».

Интерпретируя полученные результаты, можно предположить, что испы­туемые при работе с социальными сетями редко сталкиваются с «агрессивны­ми» видеороликами либо большая часть испытуемых пожелала дать социально одобряемый ответ.

 

16.          При ответе на вопрос «Попадались ли Вам в соцсетях видеоролики, содержащие агрессию (насилие)?» 51% испытуемых выбрал вариант «А. Да», вариант «Б. Нет» выбрали 38% и вариант «В. Затрудняюсь ответить» - 12%.

 

17.          При вопросе « Имеются ли подобные ролики на Вашей странице?» 47% испытуемых выбрали вариант «А. Да», 32% - «Б. Нет», 0% - «В. Затруд­няюсь ответить».

 

18.          При открытом вопросе «Как относятся Ваши родители к социальным се­тям?» 1 место занял ответ «нормально», 2 - «негативно», 3 - «хорошо», 4 - «роди­тели сами пользуются соцсетями», 5 - «никак», 6 - «родители не знают, что это».

19.           При вопросе «Слышали ли Вы о случаях троллинга? (Троллинг — это публикация провокационных сообщений с целью вызова определенной реакции пользователей. Троллинг может выражаться в виде подшучивания, подтрунива­ния, «подкола» собеседника)» 60% выбрали вариант « А. Да», 39% - « Б. Нет», 1 % — « В. Затрудняюсь ответить».

 

20.           При вопросе «Участвовали ли вы в троллинге сами?» 26% испытуемых выбрали триант «А. Да», 63%- «Б. Нет», 1%—«В. Затрудняюсь ответить».

Следует отметить несколько интересных особенностей полученных ре­зультатов.

  1. Современные подростки являются активными пользователями соци­альными сетями и проводят в них довольно много времени.
  2. Наиболее популярная социальная сеть среди подростков — «В Контакте».
  3. Половина пользователей так или иначе сталкивалась с агрессией в со­циальных сетях.
  4. Испытуемые, указавшие в анкете, что имеют несколько страниц в соцсетях, чаще всего встречаются с агрессией, агрессивными видеороликами и троллингом, а также занимаются троллингом сами.

Полученный результат дает нам право предположить, что люди, имеющие несколько страниц в социальных сетях, и могут являться так называемыми «троллями».

Другая форма проявления агрессии, о которой мы говорили ранее, - вы­кладывание и распространение «агрессивных» видеороликов.

Мы предлагаем выделить следующие виды видеороликов по степени агрессивности:

  • «Нейтральные» видеоролики: сюда относятся видео, не содержащие яв­ных сцен насилия (сцены из кинофильмов, ролики с участием животных, фраг­менты телепередач, музыкальные видеоклипы, мультфильмы, КВНовские ви­деоролики и Т.П.).
  • Ролики, содержащие социально допустимую агрессию (фрагменты спортивных соревнований, боевиков, «экшенов»),
  • «Агрессивные» видеоролики — чаще всего они бывают любительскими «самосъемами» (снятыми не на профессиональную аппаратуру, без участия ак­терского состава; участники данных роликов чаще всего реальные люди, по от­ношению к которым совершается насилие или которые совершают насилие). Данные ролики содержат различные виды насилия.

 

Нами был проанализированы два видеоролика, содержащих кадры физи­ческого насилия.

Для удобства анализа результатов эксперимента предлагается воспользо­ваться следующими таблицами (см. табл. 1и 2).

Табл. 1. Название ролика - «Якутская разборка. Запинали толпой» [8].

 

Кол-во

просмотров

Кол-во

«одобрений»

(«лайков»)

Кол-во

положи­

тельных

комментариев

Кол-во

нейтральных

комментариев

Кол-во отрицатель­ных коммен­тариев

Кол-во «добавлений» ролика на свою «страницу»

21246

26

2

12

27

1

Здесь можно выявить две закономерности.

  • За небольшой промежуток времени (видео было добавлено в 1 час 37 мин. 18.03.2012, а обработано 19.03. 2012 в 15 ч. 45 мин.) ролик просмотрело большое количество людей.

 

  • Данный ролик среди активных пользователей вызывал чувство неодобрения.

 

Табл. 2. Название ролика - «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть

всех российских учителей» [8]

 Агрессивное поведение подростков в социальных сетях

Анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы:

За неделю существования ролика в сети Интернет было сделано большое количество просмотров и «одобрений». «Одобрения» можно объяснить тем, что у данного ролика очень броское название, это создает своего рода рекламу; не менее важно стремление пользователей поделиться данным роликом и своими впечатле­ниями (в большинстве своем, как свидетельствует таблица, негативными).

 

В целом, исходя из данных показателей, можно сделать вывод, что этот ролик является социально неодобряемым, но в то же время пользуется большой популярностью. Продолжая с ним работать, мы воспользовались комментария­ми четырех пользователей, высказавших полярные мнения (из группы А - поль­зователей, выразивших крайнее одобрение главного героя - подростка, участво­вавшего в драке с учителем, назовем их «одобрившие»; и группы Б - «осудив­ших», то есть пользователей, негативно отозвавшихся о подростке и вступив­ших в дискуссию с пользователями из группы А). См. табл. 3.

 

Табл. 3.

«Одобрившие»

«Осудившие»

Первый, подросток из города Сергиев По­сад, предпочел не указывать дату своего рождения, но по фотографии можно пред­положить, что ему от 14 до 16 лет.

На его странице есть небольшое количество роликов «агрессивного» содержания и эро­тического плана. Ролик о школьной драке в Чебоксарах популярностью не пользуется: за 5 дней его существования на странице пользователя просмотров - 0

Первый предпочел не показывать свою настоящую фотографию, вместо этого на месте его «аватарки» были выложены кар­тинки с героями фильмов и мультфильмов (таких, как «Черепашки-мутанты ниндзя» и «Звездные войны»).

У него тоже есть ролики агрессивного пла­на, в которых показано насилие; помимо то­го в видеозаписях найдено еще одно видео, в котором показан конфликт учеников с учи­телем (с применением насилия). Ролик был добавлен 25.02.2012 в 12:22 и за это время был просмотрен 10 раз; кол-во «одобрив­ших» пользователей — 1

Второй предпочел не указывать дату своего рождения, но по его фотографии можно предположить, что это молодой человек от 16 до 18 лет. Пользователь предпочел скрыть свои видеоролики

Второй пользователь - молодой человек 19 лет. У него есть 1 видеоролик с социально одобряемой агрессией (запись с боксерского поединка)

I

 

Изучив данную таблицу, можно увидеть, что пользователи группы А и группы Б имеют на своих страницах ролики с разными степенями проявления агрессии.

 

Данное явление нуждается в дополнительном анализе, так как возможно, что высказанное неодобрение агрессии является психологической защитой от собственного агрессивного поведения.

 

Литература

  • Avsim.su: Агрессия в социальных сетях [Электронный ресурс]. — 2010.

- Режим доступа:          http://www. avs im.su/ forum/blo g/84/entry-122-agressiva-v-

socialnih-setvah/. -14.03.2013

 

  • Бэрон, P. Агрессия [Текст] / P. Бэрон, Д. Ричардсон; перевод с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак. - СПб.: Питер, 2001.

 

  • Видеоролик «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей» [Электронный ресурс]. — Социальная сеть «ВКонтакте» .

 

 

  • Видеоролик «Якутская разборка. Запинали толпой» [Электронный ре­сурс]- ~ Социальная сеть «ВКонтакте».

 

  • Википедия [Электронныйй ресурс].,- Свободная общедоступная муль- тиязычная универсальная интернет-энциклопедия.2013. — Режим доступа: http://ru. wikmedia.org/wiki/%C2%CA%EE%ED%F2%E0%EA%F2%E5.

12.03.2013

 

  • Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуаль­ных сообществах [Текст] / Р. А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 48-51.

 

  • Сукисян, С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности [Электронный ресурс] / С. Г. Сукисян. СПб., 2006.

 



Просмотров: 735
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ресурс юмора как вариант выхода их сложной ситуации
  • Можно ли стать счастливым в несчастной стране? Вариант 1: «Включить свет».
  • Еще один вариант методики "Безопасное место"
  • Психологический квест он-лайн - игра или новый вариант психологической помощи?
  • Цель семьи, женский вариант
  • Как вариант
  • Побег из... (впишите свой вариант)
  • Конфликты - правильный вариант
  • ещё один вариант на нейропсихологического заключения на ребенка
  • Еще один вариант текста трансового сценария
  • Хороший вариант
  • Вариант инициации, взросление подростка .
  • Сказка для малышей, которые боятся темноты ( вариант для мальчиков )
  • Конфликты - правильный вариант решения (часть 2)
  • Сказка для малышей, которые боятся темноты ( вариант для девочек )
  • вариант психологического заключения на взрослого по исследованию особенностей личности
  • Вариант целеполагания в продажах
  • Долги: про здоровый вариант
  • Очерки из жизни для мам. Почему Ваш сын выпивает? Вариант №1.
  • Уметь владеть эмоциями. Вариант первый.
  • Чувство вины в зависимых отношениях и возможный вариант выхода из них.
  • Вариант использования рисунка и метафорических карт в консультировании
  • «Ворона и Павлин», вариант использования притчи в психотерапии.
  • Кризис 30 лет. Мужской и женский вариант.
  • Профессия: мужской и женский вариант
  • Иппотерапия или другой вариант терапии
  • Чётвертый вариант. Весёлая сказка.
  • вариант психологического заключения на взрослого
  • Наилучший вариант СЕКСУАЛЬНОГО воспитания.
  • Вариант нейропсихологического заключения на ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь