|
Агрессивное поведение подростков в социальных сетяхАвтор статьи: Толотов Алексей Сергеевич
Агрессивное поведение подростков в социальных сетях Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассматривается в рамках психологии и педагогики, но сейчас появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении, а именно — агрессия подростков в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. "Агрессия (лат. aggressio — нападение) и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение культа грубой силы. В основном под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт" [Avsim.su: Агрессия в социальных сетях ] [1].
В настоящее время существует множество типологий и форм проявления агрессии. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие ее виды: враждебная, имеющая целью причинение жертве страданий, и инструментальная, когда нападение на других не имеет цели причинить вред [2, с. 63].
Додж (1987) предложил понятия реактивной и проактивной агрессии. Первая предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, а вторая, как инструментальная, порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата [3, с. 76]. X. Хекхаузен (1986) различал реактивную и спонтанную агрессию [4, с. 365-405].
Данные исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях.
Крупнейшая в Рунете социальная сеть «В Контакте» создана в 2006 году. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети для студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на январь 2012 года ежедневная аудитория этой социальной сети превышает 35 миллионов человек, что значительно больше, чем у ее главного конкурента в России - «Одноклассников» [5].
Говоря об агрессии в социальных сетях, следует отметить, что она практически исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. В результате проведенного анализа мы можем назвать две наиболее распространенные формы агрессивного сетевого поведения: 1) троллинг; 2) выкладывание и распространение «агрессивных» видеороликов. Их мы и рассмотрим более подробно.
Троллинг (от англ. trolling - ловля на блесну) - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ, в социальных сетях и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты, взаимные оскорбления и т.п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем. Целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений, чтобы склонить других пользователей к дискуссии. Иногда троллинг - это средство любыми средствами привлечь внимание к собственной персоне. [6, с. 48-51]
Вот что пишет один из участников форума: «Есть несколько основных поведенческих причин троллинга:
В данном тексте хорошо прослеживается негативное отношение участника форума к «троллям».
При исследовании феномена троллинга нами было проведено анкетирование (количество анкет - 63) в обычной средней школе, в исследовании принимали участие учащихся 9 классов. По окончании исследования нами были получены следующие результаты.
4. При подсчете ответов на вопрос «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?» (вопрос допускал несколько вариантов ответа) 1 место занял сайт «В Контакте», 2 - «Мой Мир@mail.ru», 3 - «Одноклассники», 4 «Twitter», 5 «YouTube», 6 «Facebook». Анализируя полученные результаты, можно предположить, что на просторах российского Интернета наиболее популярны сайты «отечественного производства» - такие, как «В Контакте», «Мой Мир@ mail.ru» и «Одноклассники».
5. При ответе на вопрос « Как давно Вы состоите в социальных сетях?» были получены следующие результаты: вопрос «А) Менее года» выбрали 0 % , вариант «Б) 1 год» - 32 % и вариант «В) Более 3-х лет» — 68%.
6. На вопрос «Сколько у Вас страничек В Контакте» ответили так: вариант «А) Одна» - 72% опрошенных, вариант «Б) Две» - 17%, вариант «Г) Три и более» — 11%, вариант «Д) У меня нет страничек В Контакте» — 0%.
7. При обработке ответов на вопрос «Сколько времени Вы проводите в социальных сетях?» мы получили следующие результаты: вариант «А) Менее 1 часа в день» - 5%, вариант «Б) От 1 до 3 часов в день» — 37%, вариант «В) От 3 до 5 часов в день» - 44 %, вариант «Г) От 5 до 7 часов в день» — 9 %, вариант «Д) От 7 до 9 часов в день» — 1% испытуемых, вариант «Е) От 9 до 11 часов в день» выбрали 5% опрашиваемых и вариант «Ж) Более 11 часов в день» - 4%.
8. При подсчете ответов на вопрос «С каких устройств Вы выходите в социальные сети?» (вопрос допускал несколько вариантов ответа) мы получили следующее: 1 место занял ответ «А) Компьютер/ноутбук» (60 человек из 63); 2 место - ответ «Б) Мобильный телефон» (47 человек); 3 место - ответ «В) Планшет» (10 человек).
При интерпретации полученных результатов становится ясно, что подавляющее большинство людей предпочитают выходить в социальные сети с персонального компьютера или ноутбука, но также стоит отметить, что не каждый человек, имеющий компьютер, пользуется для выхода в сеть мобильным телефоном.
9. При подсчёте и интерпретации ответов на вопрос «Зарегистрированы ли Ваши реальные знакомые В Контакте?» мы получили следующие результаты. Вариант «А) Да, Практически все» — 79% опрашиваемых. Вариант «Б) Да, многие» - 21 %. Варианты «В) Да, кое-кто», «Г) Нет» и «Д) Затрудняюсь ответить» не выбрал никто. Из полученных цифр видно, что окружение современных подростков - активные пользователи сетевыми ресурсами общения.
10. При обработке ответов на вопрос «Сколько человек у Вас в друзьях на странице «В Контакте»?» нами было выявлено, что нижняя граница количества друзей в сайте «ВК» среди испытуемых начинается от количества 40 друзей, а верхняя граница достигает 975. В целом среднее количество друзей колеблется от 180 до 200 человек.
11. При вопросе « Есть ли у Вас друзья, перенесенные в приватный (черный) список?» вариант «А. Да» выбрали 43% опрашиваемых, вариант «Б. Нет» — 50%, вариант «В. Затрудняюсь ответить» — 7%. Следовательно, некоторое количество подростков (43%) добавляют в черный список пользователей, с которыми сложились напряженные взаимоотношения.
12. При вопросе «С каким количеством Ваших друзей из социальной сети Вы поддерживаете контакт в реальной жизни?» выявились следующие результаты. Вариант «А. Со всеми» выбрали 11%. Вариант «Б. Почти со всеми» - 70 %. Вариант «В. Кое с кем» — 19%. Вариант «Г. Почти ни с кем» — 0%. Вариант «Д. Ни с кем» - 0%.
13. На вопрос «Какова основная цель использования социальных сетей, по Вашему мнению?» ответили так (вопрос допускал только один вариант ответа). Вариант «А. Общение с реальными знакомыми» - 53%. Вариант «Б. Новые знакомства» — 24 %. Вариант «В. Поиск интересного контингента» — 4%. Вариант «Г. Общение по интересам» - 6%. Вариант «Д. Создание и продвижение своего образа» - 1 %. Вариант «Е. Игра в он-лайн игры» - 6%. Вариант «Ж. Способ «убить» время»» — 6%. Вариант 3. Другое (было обозначены такие пункты, как развлечение; чтение новостей; знакомство с новостями мира) -1%.
14. При ответе на вопрос « Просматриваете ли Вы в социальных сетях видеоролики?» Вариант «А. Да» выбрали 100% опрашиваемых, а вариант « Б. Нет» - 0%. Из полученных данных видно, что все пользователи сайта используют данную функцию просмотра видео.
15. При анализе ответов на вопрос « Какие видеоролики Вы просматриваете?» (Вопрос допускал несколько вариантов ответа.) мы распределили результаты следующим образом. На первом месте - вариант «Д. Музыкальные видеоклипы». На втором - вариант «Б. Видеофильмы». На третьем вариант «Е. Видеообзоры (шоу «+100500» и шоу «This is Хорошо»)». Четвертое место занял вариант «Ж. Самосъемы из реальной жизни». Пятое место осталось за вариантом «3. Видеоролики с фрагментами спортивных состязаний». Шестое место осталось за вариантом «И. Видеоролики с фрагментами уличных драк». На седьмом месте оказался вариант «А. Трейлеры видеофильмов». И последнее, восьмое, место осталось за вариантом «Г. Комичные ролики с участием животных и людей». Интерпретируя полученные результаты, можно предположить, что испытуемые при работе с социальными сетями редко сталкиваются с «агрессивными» видеороликами либо большая часть испытуемых пожелала дать социально одобряемый ответ.
16. При ответе на вопрос «Попадались ли Вам в соцсетях видеоролики, содержащие агрессию (насилие)?» 51% испытуемых выбрал вариант «А. Да», вариант «Б. Нет» выбрали 38% и вариант «В. Затрудняюсь ответить» - 12%.
17. При вопросе « Имеются ли подобные ролики на Вашей странице?» 47% испытуемых выбрали вариант «А. Да», 32% - «Б. Нет», 0% - «В. Затрудняюсь ответить».
18. При открытом вопросе «Как относятся Ваши родители к социальным сетям?» 1 место занял ответ «нормально», 2 - «негативно», 3 - «хорошо», 4 - «родители сами пользуются соцсетями», 5 - «никак», 6 - «родители не знают, что это». 19. При вопросе «Слышали ли Вы о случаях троллинга? (Троллинг — это публикация провокационных сообщений с целью вызова определенной реакции пользователей. Троллинг может выражаться в виде подшучивания, подтрунивания, «подкола» собеседника)» 60% выбрали вариант « А. Да», 39% - « Б. Нет», 1 % — « В. Затрудняюсь ответить».
20. При вопросе «Участвовали ли вы в троллинге сами?» 26% испытуемых выбрали триант «А. Да», 63%- «Б. Нет», 1%—«В. Затрудняюсь ответить». Следует отметить несколько интересных особенностей полученных результатов.
Полученный результат дает нам право предположить, что люди, имеющие несколько страниц в социальных сетях, и могут являться так называемыми «троллями». Другая форма проявления агрессии, о которой мы говорили ранее, - выкладывание и распространение «агрессивных» видеороликов. Мы предлагаем выделить следующие виды видеороликов по степени агрессивности:
Нами был проанализированы два видеоролика, содержащих кадры физического насилия. Для удобства анализа результатов эксперимента предлагается воспользоваться следующими таблицами (см. табл. 1и 2). Табл. 1. Название ролика - «Якутская разборка. Запинали толпой» [8].
Здесь можно выявить две закономерности.
Табл. 2. Название ролика - «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей» [8]
Анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы: За неделю существования ролика в сети Интернет было сделано большое количество просмотров и «одобрений». «Одобрения» можно объяснить тем, что у данного ролика очень броское название, это создает своего рода рекламу; не менее важно стремление пользователей поделиться данным роликом и своими впечатлениями (в большинстве своем, как свидетельствует таблица, негативными).
В целом, исходя из данных показателей, можно сделать вывод, что этот ролик является социально неодобряемым, но в то же время пользуется большой популярностью. Продолжая с ним работать, мы воспользовались комментариями четырех пользователей, высказавших полярные мнения (из группы А - пользователей, выразивших крайнее одобрение главного героя - подростка, участвовавшего в драке с учителем, назовем их «одобрившие»; и группы Б - «осудивших», то есть пользователей, негативно отозвавшихся о подростке и вступивших в дискуссию с пользователями из группы А). См. табл. 3.
Табл. 3.
Изучив данную таблицу, можно увидеть, что пользователи группы А и группы Б имеют на своих страницах ролики с разными степенями проявления агрессии.
Данное явление нуждается в дополнительном анализе, так как возможно, что высказанное неодобрение агрессии является психологической защитой от собственного агрессивного поведения.
Литература
- Режим доступа: http://www. avs im.su/ forum/blo g/84/entry-122-agressiva-v- socialnih-setvah/. -14.03.2013
12.03.2013
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|