вариант психологического заключения на взрослого

Публикация данного заключения произведена с личного разрешения пациентки, с изменением инициалов и даты обследования.

Заключение по результатам экспериментально-психологического обследования

Испытуемой  Е.М.Т., 43 года от 25.10.2012г.

При проведении психологического исследования испытуемая идет на сотрудничество, мотивация к обследованию есть, но контакт относительно формальный, т. к. Е. не открывается полностью, например, отказывается пояснить, что значит хорошие отношения или в чем конкретно было непонимание с родителями в подростковом возрасте. Фон настроения слегка снижен (редко улыбается), эмоциональные реакции в целом адекватны ситуации, при сборе анамнеза в момент тяжелого воспоминания (утрата) у испытуемой появляются слезы. Поведение спокойное, слегка скованное. При проведении обследования темп работы средний, уровень трудоспособности достаточный, инструкции понимает с первого раза. При описании эмоциональных состояний затрудняется с их определением (делает паузы, подбирая слова, легче ориентируется с помощью наводящих вопросов).

Е., помнит себя с 5 летнего возраста, воспитывалась в полной семье. Со слов испытуемой взаимоотношения между родителями и Е. в дошкольном и младшем школьном возрасте были хорошими. Однако отношения со старшим братом не складывались. Е. и брат оставались чужими, не общались и не поддерживали друг друга долгое время. В дошкольном и младшем школьном возрасте со стороны психики так же никаких отклонений не наблюдалось. В подростковом возрасте (в 15 лет) Е. была совершена попытка демонстративного суицида (отравление таблетками), с целью привлечения внимания родителей. Со слов испытуемой, она специально таблетки она не подбирала, выпила немного тех, что нашла дома и легла, ожидая реакции со стороны родителей. Реакции не последовало, Е. проснулась на следующее утро без последствий приема таблеток. Расставания с родителями Е. переносила тяжело (в 13 и в 15 лет по месяцу лежала в больнице). Взаимоотношения с отцом, со слов испытуемой, были хорошие, поэтому потерю отца она переживала тяжело. В первом браке Е. прожила 2 года и родила сына, затем развелась с мужем из-за его злоупотребления алкоголем и скандалов на этой почве. Во второй брак вступила через три года, родила дочь и снова развелась по этой же причине. С 2004 года после второго развода жила с матерью и детьми, полтора года назад потеряла мать и с тех пор испытывает угнетенное состояние, а так же необоснованное чувство вины перед болезнью и смертью матери. Работает в настоящее время по специальности, но работа не приносит ни морального, ни материального удовлетворения, вынуждена подрабатывать дополнительно. На работе трудно концентрировать внимание для исполнения обязанностей, поэтому испытуемая опасается перевода на более низкооплачиваемую должность, а поменять работу пока не предоставляется возможность. Предъявляет жалобы на трудности при засыпании, даже при сильной физической усталости (иногда пользуется снотворными средствами или алкоголем), прерывистый сон в течение последних двух недель. Частая смена настроения. Периодически возникают трудности во взаимоотношениях с детьми (дети обижаются, что Е, мало уделяет им внимания), чувство одиночества, ощущение тревоги, обиды и неудовлетворенности жизнью, рассеянность, раздражительность, сниженный фон настроения.

Целью психологического исследования явилось определение особенностей эмоционально личностной сферы обследуемой. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: многопрофильный личностный опросник ММР1, симптоматический опросник психопатологических симптомов 8СЬ-90, интегративный тест тревожности, тест ИЖС и опросник копинг механизмов по Хайме, ТАС, и опросник Леонгарда - Шмишека.

В   результате   применения   перечисленных   методик   были   получены следующие данные:

 Профиль личности. Профиль является достоверным   (Р-К= -1, при норме от -23х до +7 сб. для женщин) и подлежит интерпретации. Нормативный показатель по шкале Ь (4 сырых балла) отражает отсутствие стремления показывать себя в благоприятном свете. Профиль является высокодиапазонным. Код профиля 6782/9, наклон психотический 63/69 т.б. Пики по шкалам «Ригидность аффекта»-83 т.б., «Шкала тревожности»-81 т.б., «Шкала аутизации»-79 т.б., «Тревога и депрессивная тенденция»-76 т.б. Пик профиля на шестой шкале свидетельствует о склонности к «застойным», длительно сохраняющимся в сознании самозащитным переживаниям, затрагивающим интересы личности. Сочетание пика профиля на шестой, седьмой и второй шкалах отражает выраженную дисгармоничность, т.е. выявляет одновременное существование депрессивных тенденций (при которых высокая симбиотичность приводит к блокаде гетероагрессивности) и аффективной ригидности (при которой механизм переноса вины предполагает реализацию гетероагрессивных тенденций). Эти трудности существенно нарушают социальную адаптацию и в первую очередь деятельность, связанную с общением. При таком типе профиля возможны также концептуализированные тревожно-депрессивные образования, в которых нередко гетероагрессивные проявления сменяются аутоагрессивными (самоупрек, самообвинение), а в профиле наряду с плато на шестой и седьмой шкалах имеется пик на второй шкале. Как и другие дисгармоничные профили, такой профиль, характеризующийся одновременным повышением на шестой и седьмой шкалах, свидетельствует об относительной легкости возникновения патологических состояний, даже если это повышение в момент обследования не выходит за границы нормы. Сочетанием пиков на седьмой и второй шкалах свидетельствует о том, что пониженная самооценка у испытуемой, пессимистическая оценка перспективы, интрапунитивность, более выражены и стабильны и сочетаются с постоянной внутреннем напряженностью и тревогой. Пик на восьмой шкале говорит о тенденции, когда даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т. е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению «психической дистанции» между собой и окружением. Снижение пика профиля на девятой шкале отражает недостаток побуждений, неспособность испытывать удовольствие, снижение активности, легко возникающее чувство вины и недостаточную оценку собственных возможностей.

Актуальное психическое состояние характеризуется присутствием клинически выраженной тревоги и депрессии. Симптоматический опросник показал сильную выраженность всех невротических симптомов, доминирующими являются депрессивность (1,5 при норме 0,62-0,04), обсессивность-компульсивность (1,4 при норме 0,75-0,04), соматизация (0,6 при норме 0,44-0,03), враждебность и тревожность. Индекс проявления симптоматики составил 30 при норме 21,39-2,02, а индекс выраженности дисстресса - 2,19 при норме 1,17-0,05. Интегративный тест тревожности показал тревожность выше нормы (8 стен при норме 7 стен), при этом составляющими личностной тревожности явились следующие компоненты: эмоциональный дискомфорт - наличие эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон и неудовлетворенность жизненной ситуацией. Астенический компонент тревожности - преобладание усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрая утомляемость. Оценка перспективы - прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности. Результат теста подтверждается данными из анамнеза.

Защитно-компенсаторные механизмы не обеспечивают снижение эмоционального напряжения: сверхинтенсивно работают такие механизмы психологической защиты как отрицание (97%), реактивные образования (97%), регресс (95 %) и компенсация (95 %).

При  отрицании,  информация,  которая тревожит и  может привести к конфликту, не воспринимается испытуемой. При реактивных образованиях

она предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. При регрессе личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. При компенсации личность пытается найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Среди копинг стратегий доминируют неадаптивные стратегии, такие как смирение, характеризующееся пассивной формой поведения, с отказом от преодоления трудностей. Самообвинение - эмоциональная копинг стратегия, характеризующаяся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности. И относительно адаптивное копинг поведение -компенсация, характеризующаяся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств. Торонтская алекситимическая шкала выявила затрудненность в вербализации эмоциональных состояний - 80 баллов (при норме 62 балла и ниже). Данный уровень характерен для психосоматической предрасположенности. ТАС показала трудности в различении чувств и телесных переживаний, снижение способности к символизации, сфокусированность на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Указанные особенности вызывают трудности в осознании эмоций и когнитивной переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс (соматизации аффекта).

По опроснику Шмишека выявились следующие акцентуации характера: тревожный тип (21 балл), циклоидный тип (21 балл) и застревающий (20 баллов) типы. Также повышенное значение имеют возбудимые (18 баллов) и дистимичные                                         черты     (18     баллов).     Выраженность     акцентуаций подтверждаются данными анамнеза и беседы о смене настроения.

 Вывод: особенностями эмоционально личностной сферы испытуемой является тенденция к длительным тревожно-депрессивным переживаниям невротического генеза и к гипостеническому типу реагирования. Данные особенности характеризуются понижением настроения, склонностью к острому переживанию неудач, повышенному чувству вины, неуверенностью в себе, переживанию чувства обиды, нарушениями сна, пассивной формой поведения, избеганием и дистанцированием от проблем и психосоматической предрасположенностью, что является признаком хронической дезадаптации.

 

 

 Клинический психолог                                                                             Иващенко Л.Б.



Просмотров: 672
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Проблемы энуреза в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пути их решения.
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте
  • Трудности продвижения профиля психолога в соц. сетях
  • вариант психологического заключения на взрослого по исследованию особенностей личности
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова
  • Трудности общения в подростковом возрасте
  • К чему приводят незалеченные душевные травмы. Специалист — о психической норме и пограничных состояниях.
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Страх детского коллектива в дошкольном возрасте (2-3 года).
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Мысли о норме
  • О норме и сексуальных фантазиях
  • Боитесь людей? Вы в норме!
  • художник и терапия, или еще раз о норме и патологии
  • Что такое депрессия? Как отличить снижение настроения, лень уныние от депрессии? Лечение депрессии.
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 1. Что такое гомосексуальность?
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 2. Болезнь ли гомосексуальность?
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 3. Гомосексуальность и ее осознавание.
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 4. Можно ли предупредить гомосексуальность?
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-1
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-3
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-4
  • Трудности первого года в школе: Проблемы с одноклассниками
  • «Ответы академика – 3»: о норме и патологии, о мета-компетенциях и о научных авторитетах…
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь