Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова

Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели Исследования в Первом МГМУ им Сеченова

Постоянно возрастающее в последнее время стрессогенное воздействие социальной среды находит свое отражение как в социальных и политических процессах (рост преступности, неугасающие социальные и межнациональные конфликты), так и в медицинской статистике, отражающей рост заболеваемости невротическими расстройствами, депрессиями, аддиктивными состояниями, которые, как известно, напрямую зависят от социально-психологических факторов.

В процессе социализации ребенок усваивает множество вариантов психологических защит, способов саморегуляции, копинг-реакций. Из этих паттернов формируются поведенческие стереотипы, которые обеспечивают устойчивость индивида в соответствии с требованиям социальной среды. Будучи многократно закрепленными в индивидуальном опыте поведенческие стереотипы реализуются как неосознаваемые программы, обеспечивающие устойчивость личности в стрессогенных ситуациях.

Но интериоризация социальных навыков не ограничивается детским возрастом и социально-адаптивное поведение претерпевает изменения на протяжении жизни под воздействием постоянного потока информации, который либо корректирует уже сложившиеся поведенческие программы, либо формирует новые.

Основным смыслом копинг-реакций является минимизация негативных стрессовых воздействий и снижение психологического и физиологического напряжения. Более отдаленными результатами удачных копинг-реакций является научение совладающему поведению и обретение навыков психической  регуляции и устойчивости в ситуации стресса. При этом в формируемых в процессе научения копинг-механизмах можно выделить три аспекта (три составляющие): змоциональная составляющая (сюда относится вся гамма эмоциональных реакций как на саму стресс-ситуцию, так и на эмоциональную оценку собственных возможностей ее преодоления), когнитивная составляющая (оценка актуальных вариантов сохранения психологической устойчивости и прогностическая оценка возможных путей преодоления) и поведенческая составляющая, которая является функцией двух первых составляющих и детерминирована стереотипами предшествующего опыта.

В зависимости от выраженности стрессогенности ситуации и вызванной этой ситуацией степени аффективного сужения сознания меняется и пропорция участия сознания и бессознательного в формировании совладающего поведения. Конечно, в зависимости от типа ВНД, от опыта и от многих других факторов порог фрустрационной толерантности, а, следовательно, и порог снижения уровня осознанного контроля у каждого человека будет варьировать. Но в любом случае в формировании и реализации совладающего поведения всегда задействованы как осознаваемая так и неосознаваемая сферы психики.

В своей работе по повышению стресс-устойчивости и преодолению дистрессов мы используем метод неосознаваемой аудиальной психокоррекции (АПК). Метод разработан сотрудниками Кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ММА им. И.М. Сеченова совместно с Институтом медико-биологических информационных технологий. Метод заключается в неосознаваемом воздействии маскированной на фоне "звука-носителя" специально подобранной для конкретного пациента и для конкретной задачи звуковой информацией (суггестивные фразы, эмоциональные звуки и др.). Звуковое воздействие, «вшитое» в фоновый звук по своим физическим параметрам не является подпороговым (уровень громкости составляет 20 – 30 % от фонового звука и более). Недоступность осознанному восприятию достигается благодаря особому способу маскирования при помощи компьютерной программы «SOMVI-mix» (Патент РФ на изобретение № 2124371 от 10.01.99 г., Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ  №2003611902 от 15.08.2003 г.).

Нами проведена апробация применения метода АПК для лечения и восстановления пациентов, перенесших острые стрессогенные воздействия и находящихся в состоянии нарушения адаптации разной степени выраженности. Работа проводилась на клинических базах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В исследование вошли 136 пациентов (44 мужчины и 92 женщины). Средний возраст пациентов: 36,5 лет (от 27 до 54). Критериями включения в группы АПК было наличие так называемых пограничных психических расстройств, обусловленных перенесенным острым стрессом, которые укладывались в нозологический критерий «нарушение адаптации». Длительность заболевания к началу исследования составила от 5 дней до 1,5 месяцев. Контрольную группу составили 58 пациентов с аналогичными рассторойствами (19 мужчин и 39 женщин).

Основным методом проводимого лечения и реабилитации пациентов являлось создание индивидуально ориентированных аудиальных психокоррекционных программ (АПК-программ). Оценка состояния пациентов проводилась на основании данных бесед с самими пациентами и их родственниками, на основании психометрического тестирования и данных компьютерной психосемантической диагностики (Osgood).

Весь период реабилитации был разбит на этапы. На первом этапе с пациентами проводились общее клиническое обследование,  психотерапевтическое собеседование и психодиагностические процедуры. На основании полученных данных создавалась АПК-программа. Для каждого пациента подбиралась индивидуально-ориентированная неосознаваемо суггестивная аудиальная информация – неосознаваемые суггестивные установки (НСУ). Словесно-звуковой материал формировался и монтировался из голосов, принадлежащих как психологам и психотерапевтам, задействованным в разработке коррекционного материала, так и принадлежащих другим людям, для чего используются фрагменты фонограмм, полученных из самых разных источников. Материалом служили также и фонограммы самих пациентов, записанные во время диагностических бесед. Фоновый звук подбирался по принципу комплиментарности основной суггестивной информации.

Курс психокоррекции был рассчитан на 2 недели. В процессе курса пациенты ежедневно по 2 – 3 раза в день прослушивали 30-минутную АПК-программу с маскированными семантическими установками.

Основными методами оценки эффективности АПК, помимо обычного клинического психиатрического исследования, были использованы психометрические методы. Оценка состояния пациентов проводилась до и после каждого сеанса АПК (тест Спилбергера, тест САН, самоотчеты). Расширенное тестирование проводилось в начале и в конце всего курса психотерапии (ММИЛ, психосемантическая диагностика - Osgood). Кроме того, пациенты вели дневники самонаблюдения, где они описывали динамику субъективного состояния.

В процессе проводимого курса в течение от 2 до 3-х недель у пациентов  наблюдалась устойчивая редукция тревожной симптоматики и симптомов дезадаптпции, достоверно снижалась депрессивная симптоматика, повышалась активность, нормализовался сон, выравнивался фон настроения, повышалась степень социальной адаптивности и психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях (последнее по результатам самоотчетов и бесед с родственниками). По сравнению с контрольной группой быстрее происходила редукция  симптоматики и значительно была снижена медикаментозная нагрузка. Результаты работы показали высокую терапевтическую эффективность метода неосознаваемой аудиальной психокоррекции в реабилитации пациентов, находящихся в состоянии нарушения адаптации, обусловленном острым стрессом и в формировании  у них фрустрационной устойчивости и адаптивного поведения.



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Результаты исследования распространенности депрессии среди пациентов соматических стационаров.
  • Сказкотерапия как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами
  • Возможности психотерапии в реабилитации пациентов с хроническими болями в спине.
  • Исследование субъективной удовлетворенности пациентов, находящихся на принудительном лечении
  • Нейропсихология в реабилитации пациентов с ЧМТ. Принципы М.Фельденкрайза.
  • Применение музыкальной терапии в комплексной реабилитации пациентов
  • Танцевально-двигательный подход в реабилитации алкоголь-зависимых пациентов.
  • Вьюков А.С. «Особенности выбора методов психотерапии у пациентов с синдромом зависимости от алкоголя»
  • Проблема стигматизации сексуального поведения психиатрических пациентов.
  • Что было общего у первых пациентов Спотница?
  • Применение трансактного анализа в лечении пациентов с нарушением пищевого поведения.
  • Этапы работы с симптомами у пациентов
  • Восстановление психоэмоционального фона у пациентов, перенесших инсульт.
  • Про пациентов и врачей.
  • О страхе пациентов гипноза
  • Депрессия. Пособие для пациентов.
  • Психотерапия психосоматических пациентов
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Влияние установок личности на тип отношения к болезни(на примере пациентов с хроническим панкреатитом)
  • Лечение пациентов с наркотической зависимостью
  • Методика обследования зависимых пациентов.
  • Медитационные техники для онкологических пациентов
  • Психотерапия пациентов с избыточным весом
  • Символдрама в терапии пациентов аутистического спектра.
  • Психологические особенности пациентов онкологического профиля
  • Нарциссическая уязвимость психотерапевта и эксплуатация пациентов
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Гнев и химическая зависимость( руководство для пациентов в центре)
  • Метафорические карты в психосоциальном сопровождении пациентов с деменцией
  • Кругооборот пациентов в природе, или логотерапия на берегу моря



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь