Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57
|
Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.СеченоваАвтор статьи: Кучинов Александр Иванович
В процессе социализации ребенок усваивает множество вариантов психологических защит, способов саморегуляции, копинг-реакций. Из этих паттернов формируются поведенческие стереотипы, которые обеспечивают устойчивость индивида в соответствии с требованиям социальной среды. Будучи многократно закрепленными в индивидуальном опыте поведенческие стереотипы реализуются как неосознаваемые программы, обеспечивающие устойчивость личности в стрессогенных ситуациях. Но интериоризация социальных навыков не ограничивается детским возрастом и социально-адаптивное поведение претерпевает изменения на протяжении жизни под воздействием постоянного потока информации, который либо корректирует уже сложившиеся поведенческие программы, либо формирует новые. Основным смыслом копинг-реакций является минимизация негативных стрессовых воздействий и снижение психологического и физиологического напряжения. Более отдаленными результатами удачных копинг-реакций является научение совладающему поведению и обретение навыков психической регуляции и устойчивости в ситуации стресса. При этом в формируемых в процессе научения копинг-механизмах можно выделить три аспекта (три составляющие): змоциональная составляющая (сюда относится вся гамма эмоциональных реакций как на саму стресс-ситуцию, так и на эмоциональную оценку собственных возможностей ее преодоления), когнитивная составляющая (оценка актуальных вариантов сохранения психологической устойчивости и прогностическая оценка возможных путей преодоления) и поведенческая составляющая, которая является функцией двух первых составляющих и детерминирована стереотипами предшествующего опыта. В зависимости от выраженности стрессогенности ситуации и вызванной этой ситуацией степени аффективного сужения сознания меняется и пропорция участия сознания и бессознательного в формировании совладающего поведения. Конечно, в зависимости от типа ВНД, от опыта и от многих других факторов порог фрустрационной толерантности, а, следовательно, и порог снижения уровня осознанного контроля у каждого человека будет варьировать. Но в любом случае в формировании и реализации совладающего поведения всегда задействованы как осознаваемая так и неосознаваемая сферы психики. В своей работе по повышению стресс-устойчивости и преодолению дистрессов мы используем метод неосознаваемой аудиальной психокоррекции (АПК). Метод разработан сотрудниками Кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ММА им. И.М. Сеченова совместно с Институтом медико-биологических информационных технологий. Метод заключается в неосознаваемом воздействии маскированной на фоне "звука-носителя" специально подобранной для конкретного пациента и для конкретной задачи звуковой информацией (суггестивные фразы, эмоциональные звуки и др.). Звуковое воздействие, «вшитое» в фоновый звук по своим физическим параметрам не является подпороговым (уровень громкости составляет 20 – 30 % от фонового звука и более). Недоступность осознанному восприятию достигается благодаря особому способу маскирования при помощи компьютерной программы «SOMVI-mix» (Патент РФ на изобретение № 2124371 от 10.01.99 г., Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2003611902 от 15.08.2003 г.). Нами проведена апробация применения метода АПК для лечения и восстановления пациентов, перенесших острые стрессогенные воздействия и находящихся в состоянии нарушения адаптации разной степени выраженности. Работа проводилась на клинических базах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В исследование вошли 136 пациентов (44 мужчины и 92 женщины). Средний возраст пациентов: 36,5 лет (от 27 до 54). Критериями включения в группы АПК было наличие так называемых пограничных психических расстройств, обусловленных перенесенным острым стрессом, которые укладывались в нозологический критерий «нарушение адаптации». Длительность заболевания к началу исследования составила от 5 дней до 1,5 месяцев. Контрольную группу составили 58 пациентов с аналогичными рассторойствами (19 мужчин и 39 женщин). Основным методом проводимого лечения и реабилитации пациентов являлось создание индивидуально ориентированных аудиальных психокоррекционных программ (АПК-программ). Оценка состояния пациентов проводилась на основании данных бесед с самими пациентами и их родственниками, на основании психометрического тестирования и данных компьютерной психосемантической диагностики (Osgood). Весь период реабилитации был разбит на этапы. На первом этапе с пациентами проводились общее клиническое обследование, психотерапевтическое собеседование и психодиагностические процедуры. На основании полученных данных создавалась АПК-программа. Для каждого пациента подбиралась индивидуально-ориентированная неосознаваемо суггестивная аудиальная информация – неосознаваемые суггестивные установки (НСУ). Словесно-звуковой материал формировался и монтировался из голосов, принадлежащих как психологам и психотерапевтам, задействованным в разработке коррекционного материала, так и принадлежащих другим людям, для чего используются фрагменты фонограмм, полученных из самых разных источников. Материалом служили также и фонограммы самих пациентов, записанные во время диагностических бесед. Фоновый звук подбирался по принципу комплиментарности основной суггестивной информации. Курс психокоррекции был рассчитан на 2 недели. В процессе курса пациенты ежедневно по 2 – 3 раза в день прослушивали 30-минутную АПК-программу с маскированными семантическими установками. Основными методами оценки эффективности АПК, помимо обычного клинического психиатрического исследования, были использованы психометрические методы. Оценка состояния пациентов проводилась до и после каждого сеанса АПК (тест Спилбергера, тест САН, самоотчеты). Расширенное тестирование проводилось в начале и в конце всего курса психотерапии (ММИЛ, психосемантическая диагностика - Osgood). Кроме того, пациенты вели дневники самонаблюдения, где они описывали динамику субъективного состояния. В процессе проводимого курса в течение от 2 до 3-х недель у пациентов наблюдалась устойчивая редукция тревожной симптоматики и симптомов дезадаптпции, достоверно снижалась депрессивная симптоматика, повышалась активность, нормализовался сон, выравнивался фон настроения, повышалась степень социальной адаптивности и психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях (последнее по результатам самоотчетов и бесед с родственниками). По сравнению с контрольной группой быстрее происходила редукция симптоматики и значительно была снижена медикаментозная нагрузка. Результаты работы показали высокую терапевтическую эффективность метода неосознаваемой аудиальной психокоррекции в реабилитации пациентов, находящихся в состоянии нарушения адаптации, обусловленном острым стрессом и в формировании у них фрустрационной устойчивости и адаптивного поведения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|