Методика обследования зависимых пациентов.

Проблема зависимого поведения – одна из самых обсуждаемых в
обществе, в профессиональных кругах врачей, психологов и педагогов,
среди людей, чьи родственники попали в число больных.

Число научных и методических работ по диагностике, реабилитации и профилактике
зависимостей, как химических, так и процессуальных, огромно.

Синдром патологического влечения (ПВ) к психоактивным веществам (ПАВ) – осевой для всех заболеваний зависимости. Он представлен интенсивным стремлением к употреблению ПАВ, которое вопреки здравому смыслу и логике охватывает всю сознательную и бессознательную деятельность индивидуума и нередко продолжается, несмотря на опасность для жизни, отчетливый ущерб его социальным функциям и здоровью.

 
Методика нейропсихологического обследования зависимых Л. С. Цветкова:


I. Беседа.

В ходе беседы больному задаются следующие вопросы:
1. Как Вы себя чувствуете? Как привыкли к режиму лечения? Есть
ли жалобы?
2. Что привело Вас к нам в клинику?
3. Вы в первый раз лечитесь? Если лечились, то где?
4. Если был срыв, что было его причиной?
5. А что помогало «держаться»?
6. Что или кто повлиял на Ваше решение лечиться?
7. Что Вы ожидаете от лечения в нашем Центре?
8. Знаете ли Вы о реабилитационной программе [программа
стационарной реабилитации по Миннесотской модели]?
Собираетесь ли после выписки посещать группы АА/NA?
9. С какими серьезными потерями Вы сталкивались в своей жизни?
10.Что делаете, чтобы расслабиться? Есть ли у Вас увлечения
(хобби)?
11.Есть ли у Вас друзья? С кем Вы больше всего общаетесь?


По итогам беседы психолог, помимо конкретных ответов на вопросы,
значимых для планирования дальнейших психокоррекционных и
реабилитационных мероприятий, отмечает:

· доступен контакту (полностью, частично, недоступен);
· общая активность (заторможен, в норме, гиперактивен);
· речь (интонация – модулированная/нет; развернуто/однослож-
но; логично/с резонерством; правдиво/уклончиво);
· критика (сохранна, частичная, нарушена);
· поведение (мимика – богатая/бедна/амимичен; пантомима –
есть жестикуляция/бедная жестикуляция или отсутствует; фон
настроения – позитивный/негативный, соответствие мимики
настроению – да/нет);
· поведение в ситуации обследования (усваивает или нет
инструкции; критичность к ошибкам или неточностям в рассказе;
отвлекаемость – да/нет; утомляемость – высокая/норма/ низкая);
· наличие «преобладающей» темы в беседе – да/нет.


II. Сенсомоторная сфера:
а) таблица Шульте (общий темп, стратегия – планомерная,
хаотическая, смешанная);
б) серийный счет, проба «100-7» (ошибки пространственного,
персевераторного, регуляторного характера);
в) копирование куба (ошибки пространственного, регуляторного
характера, нарушение тонуса);
г) графическая проба «забор» (персеверации, неудержание
программы, нарушения тонуса).


III. Память:
а) слухо-речевая память – проба «две группы по три слова»
(контаминации, вплетения, утрата порядка слов, «слипание рядов»,
слабость следовой деятельности) и пересказ короткого рассказа (передача
формального сюжета и смысла, вплетения, резонерство);

б) зрительная память: запоминание картинок, отрабатываемых в
пробах на речь (см. ниже) (слабость следовой деятельности, контаминации,
вплетения).


IV. Мышление:
а) понимание рассказа (ответы на вопросы о смысле рассказа, о
плохом/хорошем герое);
б) рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки) (удержание
сюжета, развернутый/неразвернутый рассказ, полная/неполная передача
смысла);
в) обобщение 4 предметных картинок одним словом (адекватность
выделения существенного признака, адекватность вербализации);
г) «4-й лишний» – исключение лишнего предмета с объяснением
принципа (адекватность выделения существенного признака, адекватность
вербализации, способность развернуто пояснить свой ответ/резонерство).


V. Речь:
а) автоматизированная – счет «от 1 до 10 / от 10 до 1» (остановки,
сбои в порядке чисел);
б) номинативная, называние картинок по 1, по 2, по 3 – указанных
психологом (трудности в формировании предметного образа-
представления, особенно в зашумленных картинках);
в) импрессивная («Покажи картинку, где…») (трудности понимания
обращенной речи);
г) понимание логико-грамматических конструкций: дополнение
предложений с пропущенными словами (2 фразы); инверсные конструкции
(1–2); понимание пространственных предлогов (необходимость внешней
помощи в понимании конструкций/невозможность понимания).
По итогам обследования делается вывод о дефекте/сохранности у
больного звеньев психической деятельности, наиболее значимых в
процессе реабилитации – речи, мышления, внимания и других, связанных с ними системно.

Эти данные предоставляются как лечащим врачам, так и
психологам, работающим по реабилитационным программам.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Лень есть, а лентяев нет? или: Не верьте тому, кто скажет, что Вы лентяй!
  • Как устранить аноргазмию? Что делать если у вас аноргазмия? Методы лечения аноргазмии
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Пятнадцать косвенных признаков того, что помимо вас у вашего партнера есть кто-то еще
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • 42 признака того, что у вас не всё в порядке с самооценкой
  • Что делать, если есть кто-то умнее (лучше, сильнее) Вас в выбранной теме?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Вопрос-ответ: Муж как бы есть, но его как бы нет…
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что у нас есть для зависимых и их семей?
  • Кто виноват в том, что у вас нет денег?
  • Что такое паническая атака и какие есть возможности для ее лечения?
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Передача №1. Что делать если вы чувствуете, что мать вас не любит (Аудио)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь