Проблема зависимого поведения – одна из самых обсуждаемых в
обществе, в профессиональных кругах врачей, психологов и педагогов,
среди людей, чьи родственники попали в число больных.
Число научных и методических работ по диагностике, реабилитации и профилактике
зависимостей, как химических, так и процессуальных, огромно.
Синдром патологического влечения (ПВ) к психоактивным веществам (ПАВ) – осевой для всех заболеваний зависимости. Он представлен интенсивным стремлением к употреблению ПАВ, которое вопреки здравому смыслу и логике охватывает всю сознательную и бессознательную деятельность индивидуума и нередко продолжается, несмотря на опасность для жизни, отчетливый ущерб его социальным функциям и здоровью.
Методика нейропсихологического обследования зависимых Л. С. Цветкова:
I. Беседа.
В ходе беседы больному задаются следующие вопросы:
1. Как Вы себя чувствуете? Как привыкли к режиму лечения? Есть
ли жалобы?
2. Что привело Вас к нам в клинику?
3. Вы в первый раз лечитесь? Если лечились, то где?
4. Если был срыв, что было его причиной?
5. А что помогало «держаться»?
6. Что или кто повлиял на Ваше решение лечиться?
7. Что Вы ожидаете от лечения в нашем Центре?
8. Знаете ли Вы о реабилитационной программе [программа
стационарной реабилитации по Миннесотской модели]?
Собираетесь ли после выписки посещать группы АА/NA?
9. С какими серьезными потерями Вы сталкивались в своей жизни?
10.Что делаете, чтобы расслабиться? Есть ли у Вас увлечения
(хобби)?
11.Есть ли у Вас друзья? С кем Вы больше всего общаетесь?
По итогам беседы психолог, помимо конкретных ответов на вопросы,
значимых для планирования дальнейших психокоррекционных и
реабилитационных мероприятий, отмечает:
· доступен контакту (полностью, частично, недоступен);
· общая активность (заторможен, в норме, гиперактивен);
· речь (интонация – модулированная/нет; развернуто/однослож-
но; логично/с резонерством; правдиво/уклончиво);
· критика (сохранна, частичная, нарушена);
· поведение (мимика – богатая/бедна/амимичен; пантомима –
есть жестикуляция/бедная жестикуляция или отсутствует; фон
настроения – позитивный/негативный, соответствие мимики
настроению – да/нет);
· поведение в ситуации обследования (усваивает или нет
инструкции; критичность к ошибкам или неточностям в рассказе;
отвлекаемость – да/нет; утомляемость – высокая/норма/ низкая);
· наличие «преобладающей» темы в беседе – да/нет.
II. Сенсомоторная сфера:
а) таблица Шульте (общий темп, стратегия – планомерная,
хаотическая, смешанная);
б) серийный счет, проба «100-7» (ошибки пространственного,
персевераторного, регуляторного характера);
в) копирование куба (ошибки пространственного, регуляторного
характера, нарушение тонуса);
г) графическая проба «забор» (персеверации, неудержание
программы, нарушения тонуса).
III. Память:
а) слухо-речевая память – проба «две группы по три слова»
(контаминации, вплетения, утрата порядка слов, «слипание рядов»,
слабость следовой деятельности) и пересказ короткого рассказа (передача
формального сюжета и смысла, вплетения, резонерство);
б) зрительная память: запоминание картинок, отрабатываемых в
пробах на речь (см. ниже) (слабость следовой деятельности, контаминации,
вплетения).
IV. Мышление:
а) понимание рассказа (ответы на вопросы о смысле рассказа, о
плохом/хорошем герое);
б) рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки) (удержание
сюжета, развернутый/неразвернутый рассказ, полная/неполная передача
смысла);
в) обобщение 4 предметных картинок одним словом (адекватность
выделения существенного признака, адекватность вербализации);
г) «4-й лишний» – исключение лишнего предмета с объяснением
принципа (адекватность выделения существенного признака, адекватность
вербализации, способность развернуто пояснить свой ответ/резонерство).
V. Речь:
а) автоматизированная – счет «от 1 до 10 / от 10 до 1» (остановки,
сбои в порядке чисел);
б) номинативная, называние картинок по 1, по 2, по 3 – указанных
психологом (трудности в формировании предметного образа-
представления, особенно в зашумленных картинках);
в) импрессивная («Покажи картинку, где…») (трудности понимания
обращенной речи);
г) понимание логико-грамматических конструкций: дополнение
предложений с пропущенными словами (2 фразы); инверсные конструкции
(1–2); понимание пространственных предлогов (необходимость внешней
помощи в понимании конструкций/невозможность понимания).
По итогам обследования делается вывод о дефекте/сохранности у
больного звеньев психической деятельности, наиболее значимых в
процессе реабилитации – речи, мышления, внимания и других, связанных с ними системно.
Эти данные предоставляются как лечащим врачам, так и
психологам, работающим по реабилитационным программам.