Методика обследования зависимых пациентов.

Проблема зависимого поведения – одна из самых обсуждаемых в
обществе, в профессиональных кругах врачей, психологов и педагогов,
среди людей, чьи родственники попали в число больных.

Число научных и методических работ по диагностике, реабилитации и профилактике
зависимостей, как химических, так и процессуальных, огромно.

Синдром патологического влечения (ПВ) к психоактивным веществам (ПАВ) – осевой для всех заболеваний зависимости. Он представлен интенсивным стремлением к употреблению ПАВ, которое вопреки здравому смыслу и логике охватывает всю сознательную и бессознательную деятельность индивидуума и нередко продолжается, несмотря на опасность для жизни, отчетливый ущерб его социальным функциям и здоровью.

 
Методика нейропсихологического обследования зависимых Л. С. Цветкова:


I. Беседа.

В ходе беседы больному задаются следующие вопросы:
1. Как Вы себя чувствуете? Как привыкли к режиму лечения? Есть
ли жалобы?
2. Что привело Вас к нам в клинику?
3. Вы в первый раз лечитесь? Если лечились, то где?
4. Если был срыв, что было его причиной?
5. А что помогало «держаться»?
6. Что или кто повлиял на Ваше решение лечиться?
7. Что Вы ожидаете от лечения в нашем Центре?
8. Знаете ли Вы о реабилитационной программе [программа
стационарной реабилитации по Миннесотской модели]?
Собираетесь ли после выписки посещать группы АА/NA?
9. С какими серьезными потерями Вы сталкивались в своей жизни?
10.Что делаете, чтобы расслабиться? Есть ли у Вас увлечения
(хобби)?
11.Есть ли у Вас друзья? С кем Вы больше всего общаетесь?


По итогам беседы психолог, помимо конкретных ответов на вопросы,
значимых для планирования дальнейших психокоррекционных и
реабилитационных мероприятий, отмечает:

· доступен контакту (полностью, частично, недоступен);
· общая активность (заторможен, в норме, гиперактивен);
· речь (интонация – модулированная/нет; развернуто/однослож-
но; логично/с резонерством; правдиво/уклончиво);
· критика (сохранна, частичная, нарушена);
· поведение (мимика – богатая/бедна/амимичен; пантомима –
есть жестикуляция/бедная жестикуляция или отсутствует; фон
настроения – позитивный/негативный, соответствие мимики
настроению – да/нет);
· поведение в ситуации обследования (усваивает или нет
инструкции; критичность к ошибкам или неточностям в рассказе;
отвлекаемость – да/нет; утомляемость – высокая/норма/ низкая);
· наличие «преобладающей» темы в беседе – да/нет.


II. Сенсомоторная сфера:
а) таблица Шульте (общий темп, стратегия – планомерная,
хаотическая, смешанная);
б) серийный счет, проба «100-7» (ошибки пространственного,
персевераторного, регуляторного характера);
в) копирование куба (ошибки пространственного, регуляторного
характера, нарушение тонуса);
г) графическая проба «забор» (персеверации, неудержание
программы, нарушения тонуса).


III. Память:
а) слухо-речевая память – проба «две группы по три слова»
(контаминации, вплетения, утрата порядка слов, «слипание рядов»,
слабость следовой деятельности) и пересказ короткого рассказа (передача
формального сюжета и смысла, вплетения, резонерство);

б) зрительная память: запоминание картинок, отрабатываемых в
пробах на речь (см. ниже) (слабость следовой деятельности, контаминации,
вплетения).


IV. Мышление:
а) понимание рассказа (ответы на вопросы о смысле рассказа, о
плохом/хорошем герое);
б) рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки) (удержание
сюжета, развернутый/неразвернутый рассказ, полная/неполная передача
смысла);
в) обобщение 4 предметных картинок одним словом (адекватность
выделения существенного признака, адекватность вербализации);
г) «4-й лишний» – исключение лишнего предмета с объяснением
принципа (адекватность выделения существенного признака, адекватность
вербализации, способность развернуто пояснить свой ответ/резонерство).


V. Речь:
а) автоматизированная – счет «от 1 до 10 / от 10 до 1» (остановки,
сбои в порядке чисел);
б) номинативная, называние картинок по 1, по 2, по 3 – указанных
психологом (трудности в формировании предметного образа-
представления, особенно в зашумленных картинках);
в) импрессивная («Покажи картинку, где…») (трудности понимания
обращенной речи);
г) понимание логико-грамматических конструкций: дополнение
предложений с пропущенными словами (2 фразы); инверсные конструкции
(1–2); понимание пространственных предлогов (необходимость внешней
помощи в понимании конструкций/невозможность понимания).
По итогам обследования делается вывод о дефекте/сохранности у
больного звеньев психической деятельности, наиболее значимых в
процессе реабилитации – речи, мышления, внимания и других, связанных с ними системно.

Эти данные предоставляются как лечащим врачам, так и
психологам, работающим по реабилитационным программам.



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Танцевально-двигательный подход в реабилитации алкоголь-зависимых пациентов.
  • Как проходить обследования при тревоге
  • Использование метафорических фото-картинок в работе семейного психолога
  • Как психологу стать популярным автором на b17.ru.Оформление картинок в соц.сети
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • 6 полезных картинок: простые техники самопомощи при сильной тревоге или беспокойстве.
  • Про текст, в котором есть ответы, на все вопросы
  • Ответы на самые важные вопросы есть в наших сновидениях
  • Проблемы сферы реабилитации зависимых
  • Как выглядит правильная программа реабилитации зависимых?
  • Способы и методы реабилитации зависимых от психоактивных веществ
  • Опыт использования группанализа для реабилитации психологов, врачей, психотерапевтов, работающих с жертвами Беслана
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Тест: Цветовая Функциональная Проба
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Зачем психолог если есть друзья?
  • Как вы собираетесь прожить следующие 10 лет своей жизни?
  • Вопросы о смысле жизни
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Как улучшить свою память: эффективное запоминание лиц и имен
  • Ответы на вопросы: Что делать, если мне достался ленивый муж?
  • Я в порядке если... не показываю слабость
  • Терапия измены. Есть вопросы.
  • Содержание речи. Самые главные вопросы.
  • Ответы на вопросы:Как находить общий язык с детьми подростками?
  • Сюжет для небольшого рассказа
  • Роль стыда в жизни зависимых и склонных к зависимости людей.
  • Как вести себя с наркоманом и алкоголиком после реабилитации?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь