Нейропсихология в реабилитации пациентов с ЧМТ. Принципы М.Фельденкрайза.

При исследовании черепно-мозговых травм и ранений головного мозга нейропсихология применялась еще в 40-хх гг. ХХ века для топической диагностики поражений головного мозга и разработки методов восстановления высших психических функций. Методы диагностики и коррекции  были разработаны известным отечественным ученым А.Р.Лурия.

В наше время, с появлением аппаратов КТ, МРТ, ПЭТ, сканирования мозга, нейропсихология, как диагностическая дисциплина, потеряла свою актуальность. Однако, с дальнейшим развитием неврологии, нейрохирургии и нейрофизиологии, нейропсихология стала одним из ведущих дисциплин, применяемых для реабилитации больных после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств, а также при лечении нейродегенеративных заболеваний, детских церебральных параличей, и единственной дисциплиной, занимающейся непосредственно восстановлением высших психических функций на основе научных теоретических и практических разработок.

Черепно-мозговая травма – это совокупность повреждений костей черепа и мягких тканей (тканей лица, мозговых оболочек, тканей мозга, нервов, сосудов). Классификация ЧМТ довольно обширна. По виду поражения выделяют очаговые, диффузные и сочетанные травмы; по генезу – первичные и вторичные; по тяжести – легкую, среднюю и тяжелую; по типу – закрытую, открытую непроникающую, открытую проникающую и другие травмы. Все это описано в учебниках по неврологии. Более подробно остановимся на некоторых наиболее часто встречающихся проблемах при ЧМТ и методах их решения при реабилитации.

Наиболее часто встречающимися проблемами при ЧМТ среднего и тяжелого типа, кроме эпидуральных и субдуральных гематом является спастика мышц и нарушение пирамидальных путей, отвечающих за двигательную активность и связывающие нейроны коры головного мозга с ядрами спинномозгового отдела и с черепными нервами.

 

                      

 

 Одной из главных проблем в реабилитации последствий ЧМТ является восстановление двигательной и речевой активности пациента. В данной статье рассмотрим методы восстановления двигательной активности. И здесь основной нейропсихологической задачей на наш взгляд является восстановление взаимосвязей между участками моторной и соматосенсорной корой, а также восстановление пирамидального пути. Даже скорее не восстановление (восстановление погибших нейронов невозможно),  а реорганизация указанных взаимосвязей. Необходимо замкнуть моторно-сенсорную петлю, чтобы ясно определять положение мышц и конечностей в пространстве и уметь ими руководить.

Для реорганизации этих взаимосвязей, а также для лечения спастики мышц, необходимо наравне с принятием медикаментов проводить серьезную нейропсихологическую терапию. Можно создать различные хорошие комплексы упражнений, позволяющие реорганизовать пирамидальный путь и структуры головного мозга. Как один из вариантов можно использовать методы М.Фельденкрайза, особенно в сочетании их с другими нейропсихолгическими методами.

Метод М.Фельденкрайза основан на двух моментах:

1)осознавание через движение – метод группового обучения, основанный на специально разработанных сериях мягких, медленных движений, позволяющих исследовать и осознать движения, которые обычно выполняются автоматически:

2)функциональная интеграция – метод основанный на индивидуальной работе, когда специалист своими руками работает с движениями клиента, помогая ему прочувствовать и ощутить движение, обучаясь при этом как выполнять это движение более легко и эффективно.

Основные принципы, используемые в нейропсихологической концепции М.Фейльденкрайза.

1.Разум способен программировать функции мозга. Другими словами, разум каждого человека имеет свою карту тела и в процессе развития программирует функционирование мозга. Каждый человек обладает способностью настраивать и перестраивать себя определенным образом. Что и является здесь главным постулатом нейропсихологического воздействия.  

Для полного понимания данного пункта, вероятно, следует развести понятия разума и мозга.

Разум – это развитая способность человека думать и действовать, опираясь на некоторые факты и логику. Это рациональное начало, здравый смысл.

Мозг – это центральный отдел нервной системы человека и животных, образованный нервными и глиальными клетками.

Как мы видим, первое понятие относится более к психологической и, философской категории. Второе – к физиологической или биологической категории.

2.Необходимость осознавания движения. Здесь основным моментом является тезис о том, что любое кинестетическое восприятие играет важнейшую роль в оценке движения. При этом, оно дает мозгу мгновенную обратную связь об изменении положений конечности в пространстве. В данном тезисе ничего нового нет, это явление еще в середине прошлого века открыто отечественным ученым Н.А.Бернштейном и в науке известно как рефлексивное кольцо Бернштейна, или двойное кольцо Бернштейна. Новизна М.Фельденкрайза заключается в том, что при лечении ЧМТ, инсультов, ДЦП и т.д. Ведущее значение имеет осознавание движений. То есть любое двигательное нарушение можно скомпенсировать простым осознаванием движения.

3.Дифференциация движений. Обнаружение минимальных сенсорных различий между движениями совершенствует карту тела в нашем мозге, а значит, способно привести к построению новых нейронных связей. При этом дифференциация двигательных стимулов осуществляется легче, если их величина минимальна, что подтверждено законом Вебера – Фехнера.

4.Медленное движение, как ключ к его осознаванию. Чем медленнее движение, тем легче его и дифференцировать и осознать.

5.Усилия при выполнении движений должны быть минимальными. При движении необходимо прилагать как можно меньше усилий, стараясь снизить процент мышечного напряжения в теле. Этот тезис очень важен при лечении спастики мышц при черпно-мозговых травмах, при нарушении функций пирамидального пути, при ригидности мышц (в контексте нейродегенеративных заболеваний) и т.д.

6.Эффект случайных движений. Даже случайно выполненные движения способны привести к определенному прорыву в нейропсихологической терапии, поскольку значительно расширяют опыт и расширяют круг возможностей пациента.

Есть и другие тезисы в работах М.Фельденкрайза, однако для нейропсихологического воздействия и терапии на практике, указанные нами тезисы  являются наиболее значимыми и эффективными.

Используя упражнения, основанные на этих принципах, в сочетании с медикаментозной терапией можно реально добиться высоких результатов в реабилитации больных с ЧМТ.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методы медико-психологической реабилитации пациетов, перенёсших ЧМТ
  • Химия мозга при зависимости
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • История успеха. Как можно оказывать влияние даже при отсутствии связей и ресурсов.
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Различные подходы при лечении психосоматических заболеваний.
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Совесть при людях, что шуты при королях
  • Сказкотерапия в психологической реабилитации при тяжелых заболеваниях.
  • Смена фамилии женщины при замужестве или при разводе
  • Подготовка презентации для публичного выступления: при чем здесь психология?
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Возможности психотерапии при лечении генетических заболеваний
  • Оказание помощи при резких перепадах температуры при ВСД
  • Психотерапия при психотических расстройствах. Из опыта работы с базальной тревогой при шизофазии
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Психологическая помощь при лечении и профилактике онкологических заболеваний
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • «Папа, ты что пьяный?». Когда можно пить, курить и материться при детях.
  • А можно еще последний разочек? (Помощь при зависимостях)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь