|
Загадки мозга - нейропсихологияАвтор статьи: Николаев Илья Юрьевич
Работая в сфере реабилитации, я практически ежедневно сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, а часто просто не знают, значимость психологии в процессе восстановления или улучшения своих функциональных возможностей после перенесенного заболевания. Как правило, люди стремятся делать акцент на медицинских процедурах и физической культуре. К сожалению, это часто заканчивается разочарованием и обидой на систему, которая не может им помочь. Хотя причина заключается в однобоком подходе. Стоит заострить внимание на том, что речь идет именно о функциональных возможностях, так как восстановить повреждения организма полностью, как правило, просто не возможно. Тем не менее, так как наш организм имеет широкие возможность перестройки (адаптации), зачастую возможно скомпенсировать или воссоздать утраченные возможности различными путями. К примеру, протез ноги не является новой собственной ногой и во много ей уступает, но он позволяет человеку ходить – сначала неуверенно и неуклюже, затем, по мере адаптации, со стороны может быть сложно даже заподозрить, что человек лишен ноги. Для полноценной жизни важны именно функциональные возможности, а не формальное «абсолютное здоровье». Чем же может помочь психология в реабилитации? Многие люди считают, что психолог – человек, с которым можно просто поболтать «по душам», что является неверным и рождает непонимание. Психология состоит из множества отраслей, каждая из которых необходима в той или иной ситуации. Я же предлагаю рассмотреть одно из направлений, которое ближе мне, как клиническому психологу. Клиническая психология – отрасль психологии на стыке с медициной (это определение не раскрывает сути, но в данном контексте его вполне достаточно). Клиническая психология тоже имеет деление на отрасли, одной из которых является нейропсихология. Что бы понять, что такое нейропсихология и для чего она необходима, неизбежно придется рассмотреть ряд терминов. Вначале это может показаться сложным, но не будем углубляться в академические глубины и я постараюсь привести примеры для иллюстрации. Итак, нейропсихология сформировалась во второй половине XX века на стыке общей психологии, психофизиологии и медицины. Центральная проблема, которая стоит перед нейропсихологией – мозг как субстрат психических процессов. Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая структурно-функциональную организацию высших психических функций. Говоря более простым языком, нейропсихология изучает, каким образом психические процессы (представленные в виде высших психических функций) реализуются на уровне головного мозга. Разберем на примере чтения книги. Чтение книги – это психический процесс, который реализуется рядом высших психических функций: функция программирования и контроля (формирование мотива и цели на чтение, формирование алгоритма действий), функция зрительного символьного гнозиса (узнавание и распознавание букв и иных печатных символов), функция устной импрессивной речи (внутреннее проговаривание при чтении, которое необходимо для понимания). Помимо названных, так же необходим целый ряд других высших психических функций: праксис – произвольные целенаправленные движения и действия (для манипулирования книгой), пространственный гнозис - восприятие пространства (чтение слева на право, правильная ориентация книги в пространстве и так далее) и другие. Осталось разобраться с тем, что такое высшие психические функции. Высшие психические функция – это сложные формы сознательной деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов регулируемых соответствующими целями и программами, и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. На первый взгляд это определение может показаться сложным, но стоит разобрать его по частям и все встанет на свои места. Почему они сложные? Потому что состоят из множества звеньев и работают во взаимодействии с другими высшими психическими функциями. Следующие важное замечание – они сознательны, то есть они подчиняются нашей воле. Что касается мотивов, целей и программ – это фактор контроля о котором мы говорили на примере чтения книги. На закономерностях психической деятельности нужно остановиться несколько подробнее. Перечислим эти закономерности с максимально простым пояснением: неравномерность развития (каждая высшая психическая функция развивается неравномерно относительно других), гетерохронность (высшая психическая функция, в зависимости от её актуальности для этапа развития человека, имеет периоды своего «усиления» и «ослабления», которые могут чередоваться), сензитивность (каждая высшая психическая функция имеет наиболее благоприятные возрастные периоды для своего развития), стадийность (высшие психические функции развиваются не по нарастающей, а скачкообразно). Посмотрим это на примере зрительного гнозиса (восприятия): у детей зрительное восприятие до 5 лет отстает в развитии от тактильного (неравномерность развития), затем в период 5-6 лет оно становится более актуальное (гетерохронность) и происходит резкий качественный скачек его развития (стадийность). Именно нейропсихология изучает особенности развития, работы, нарушения и восстонавление когнитивных функций. Итак, мы завершили краткий обзор нейропсихологии, как науки. Надеюсь, что эта заметка помогла читателю сформировать некоторое представление о ней. На практике нейропсихология – одна из ключевых дисциплин для реабилитации после инсультов и травм мозга (речь идет о взрослых, детскую нейропсихологию я сейчас не рассматриваю). Стоит ещё добавить, что нейропсихология так же имеет ряд направлений: экспериментальная нейропсихология, психофизиологическая нейропсихология, дифференциальная нейропсихология и другие. Так как речь идет о реабилитации, то в следующих статьях мы будем рассматривать два направления нейропсихологии, которые наиболее значимы на практике: клиническую нейропсихологию и реабилитационную нейропсихологию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|