|
«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают» часть 2Автор статьи: Савкина Ольга Михайловна
Нейропсихология реально работает!! Видимые изменения начинаются уже с середины занятий. Все проблемы, описанные выше, решаются в том числе и с помощью нейропсихологии. Это не просто гимнастика, это определенная подборка упражнений и заданий, построенных на постоянном усложнении. Нейропсихологическая коррекция формирует необходимые недостающие звенья в психическом развитии. Строится/закладывается телесная база, благодаря которой более качественно формируются высшие психические функции. Если переводить на простой язык – сначала тело должно понять основные механизмы, прежде чем наши более сложные функции их освоят (внимание, контроль, регуляцию нужно сначала отработать на теле, а потом уже в тетради, на письме); по возможности, снять мышечные зажимы, сформировать правильное тоническое напряжение мышц. Задача – повысить питание мозга, через движение; «насытить» мозг кислородом. Коррекционная работа построена по методу замещающего онтогенеза (это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены) На занятиях происходит имитация, развития ребенка и его функций (в первую очередь, двигательных) от 0 до 1,5 лет, но мы это должны максимально приблизить это развитие к идеалу, чтобы сформировались прочные (необходимые) нейронные связи. В итоге мозг (мозговые связи) формируется так, как он должен был сформироваться.
К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести: - развитие стволовых структур и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета); - развитие крупной и мелкой моторики; - развитие соматогнозиса (восприятие тела); - развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); - развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и саморегуляция, и т.д.); - развитие коммуникативной сферы (общение).
Пример №1 Лена К., 6 лет. Жалобы родителей: задержка речевого развития, нарушение понимания речи, задержка психического развития, скудный словарь. Занятия всегда проходят в игровой форме. Необходимо заинтересовать ребенка, найти ключевое звено, для того чтобы сформировать достаточный уровень мотивации, а также произвольности ребенка. А умение играть повышает уровень развития интеллекта. На занятиях была очень сильно видна нестабильная нейродинамика (работоспособность) девочки. Что проявлялось в волнообразном уровне активности, Лена быстро истощалась, переключала внимание, разбрасывала игрушки, демонстративно смеялась. Основная здесь задача была, даже не в том чтобы, улучшить двигательные функции ребенка (а это толкает интеллектуальное и речевое развитие), а сформировать контроль, понимание правил и возможность перенесения этих правил из кабинета психолога во внешний мир. Потребовалось более двух месяцев, чтобы сформировать хотя бы минимальную рефлексию у девочки, понимание - что можно допускать в поведении, а что нельзя. Естественно уровень развития речи стал намного выше - более четкое и плавное произношение звуков. Уровень эмоционального интеллекта также повысился. Нужно понимать что результат не является окончательным, нейропсихологический эффект часто отсрочен во времени, и при этом необходимо продолжать начатую работу. Пример №2 Юля И., 3года. Нарушения развития интеллекта и речи, эхолалии, нарушение эмоционально-волевой сферы. В начале занятий не проявляла большой заинтересованности, просто имитировала психолога. В речи встречались только эхолалии. Сложности в удержании внимания. По ходу коррекции начала активно вступать в диалог, увеличился период удержания глазного контакта. Девочка научилась навыкам игры в куклы. К концу занятий значительно увеличился объем словаря, Юля начала использовать длинные предложения и фразы, обращаться к специалисту, стала более эмоциональной.
Важно отметить, что у данных детей улучшились навыки самообслуживания и самоорганизации. Они не только начали самостоятельно есть и одеваться, но и помогать родителям в уборке, готовке и т.д. Пример №3 Даня Ч., 6 лет, задержка психического и речевого развития, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы. На занятиях Даня демонстративно бил себя (иногда и специалиста) и плакал. Отказывался от всего предложенного, если требовалось проявления от него какого либо усилия. Искал похвалы. Здесь опять-таки требовалось сначала сформировать правила, контроль поведения, а затем уже приступать к более детальной работе по формированию высших психических функций. Работа протекала в нейропсихологическом ключе, но ребенок и его мама также ходили к семейному психологу. Постепенно Даня научился «вставать» на место другого, появились элементы эмпатии и соучастия, мальчику было приятно помогать, если от него требовалось это. Уровень контроля поведения повысился и Даня мог спокойно сидеть долго за столом и выполнять задание, требующее усидчивости и внимания. Мальчику легче стало формулировать свои мысли, более четкой стала речь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|