|
Высшие психические функции. Развитие дошкольника.Автор статьи: Тарасенко Яна
Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени. В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать. В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям. Мыслительные операции включают в себя: Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная картина мира. В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы. В основе развития мышления лежит проба.
Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение. Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.
Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет. Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании. Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре. Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.
Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления. Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него и нужным. Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше. Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте. Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи. Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д. Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд. Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью исчезает к концу дошкольного периода. Воображение выполняет две функции: В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте к 7 годам появляется целенаправленность и планирование. Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану. Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|