Нейропсихология, миндалина и родители

Автор статьи: Даниил Островский

Каждый из нас, ныне живущих, обязательно имел маму и папу. Наши матери – это первые объекты нашей привязанности. Они учат нас тому, как смотреть на мир и что видеть в нем, учат общаться, учат обращаться со своими и чужими чувствами. Эта связь между ребенком и матерью настолько фундаментальна, что отпечатается в нервной системе и отложит на ней свой уникальный отпечаток.

LeDoux (ЛеДу) пишет: «Во время травмирующей ситуации обучения сознательная память создается системой, включающей гиппокамп и связанные с ней области коры, и бессознательной памятью, созданной механизмами формирования страха, действующими через систему на основе миндалины. Эти две системы работают параллельно и хранят различную информацию, относящуюся к опыту. И когда позже встречаются стимулы, которые присутствовали во время первоначальной травмы, каждая система потенциально может восстановить свои воспоминания. В случае системы миндалины, поиск приводит к выражению телесных реакций, которые готовят организм к опасности, а в случае активации системы гиппокампа возникают сознательные воспоминания».

Таким образом, согласно LeDoux, механизмы мозга, которые регистрируют, хранят и извлекают воспоминания об эмоциональном значении травмирующего события, отличаются от механизмов, которые обрабатывают сознательные воспоминания и познания об одном и том же событии. Миндалина хранит эмоциональную память, а гиппокамп и неокортекс хранят когнитивную память. Эмоциональные реакции могут происходить без участия высших систем обработки мозга – тех, которые вовлечены в мышление, рассуждение и сознание.

Цитата по Jeffrey. E. Young «Schema Therapy»

Знакомы ли вы, каким особенным образом работает миндалевидное тело мозга у человека? Я думаю, имеет определенный смысл остановиться на этом чуть подробнее.

  • Система миндалины бессознательна. Эмоциональные реакции могут формироваться в миндалине без какой-либо сознательной регистрации раздражителей. Как утверждал Zajonc (1984), эмоции могут существовать без познания.
  • Система миндалины быстрее. Через таламус поступает опасный сигнал как к миндалине, так и к коре. Однако сигнал достигает миндалины быстрее, чем достигает коры. К тому времени, когда кортекс (кора) распознал сигнал опасности, миндалина уже начала реагировать на опасность. Как утверждает Zajonc (1984), эмоции могут существовать до познания.
  • Система миндалины является автоматической. Как только система миндалины проводит оценку опасности, эмоции и телесные реакции происходят автоматически. Напротив, системы, вовлеченные в когнитивную обработку, не так тесно связаны с автоматическими ответами. Отличительной чертой когнитивной обработки является гибкость реагирования. Когда у нас есть познание, у нас есть выбор.
  • Эмоциональные воспоминания в системе миндалины кажутся постоянными. LeDoux пишет: «Память бессознательного страха, образовавшаяся в миндалине, кажется, неизгладимо врезана в мозг. Они, вероятно, с нами на всю жизнь». Существует ценность для выживания в том, чтобы никогда не забывать об опасных раздражителях. Эти воспоминания устойчивы к угасанию. В состоянии стресса даже стихийные страхи часто стихийно повторяются. Вымирание предотвращает выражение условных реакций страха, но не стирает воспоминания, лежащие в основе этих реакций. «Угасание… включает в себя корковый контроль над выходом из миндалины, а не удаление записи из памяти миндалины».
  • Система миндалины не делает тонких различий. Система миндалины склонна вызывать условные реакции страха на травматические раздражители. Как только эмоциональная память сохраняется в миндалине, последующее воздействие раздражителей, даже немного напоминающих присутствующие во время травмы, вызовет реакцию страха. Система миндалины обеспечивает грубое изображение внешнего мира, в то время как кора обеспечивает более подробные и точные представления. Именно кора отвечает за подавление реакций, основанное на когнитивных оценках.
  • Система миндалины эволюционно предшествует высшим кортексам. Когда человек сталкивается с угрозой, миндалина запускает реакцию страха, которая очень мало изменилась в течение эонов и которая распространена по всему животному царству и, возможно, даже у низших видов. Гиппокамп также является частью эволюционно более старой части мозга, но связан с неокортексом, который содержит более позднее возникшую высшую кору.


    Цитата
    по Jeffrey. E. Young «Schema Therapy»

 

А теперь переведем это на русский язык: травматический опыт, испытанный ребенком в контакте со Значимым Другим способен отложиться в миндалевидном теле мозга, которое автоматически и бессознательно реагирует на триггер опасности. Это означает то, что, попадая в ситуацию, напоминающую по определенным признакам что-то травматичное из личного опыта человека, мозг запускает эмоциональную реакцию, которая является совершенно неконтролируемой и несознательной. И лишь через некоторое время верхние слои коры головного мозга могут вернуть человеку контроль над своим поведением и аффектом.

Знакома ли вам такая ситуация? Когда происходит что-то – и вы моментально включаетесь, даже не понимая толком, что же происходит. И лишь через некоторое время вы обнаруживаете себя с пылающими глазами. Или напуганными. Или растерянными. Многих из этих реакций было «вложено» в нас еще в далеком детстве Значимыми Другими.

Именно эта первичная привязанность ребенка с матерью и/или отцом несет свойство формирования: личность формируется в контакте со Значимым Другим. Те послания, те поступки, те отношения, те описания, которые проявились в контакте со Значимым Другим сформируют определенные структуры нашего мышления – и нашего мозга, которые могут оказаться адаптивными и гармоничными, но могут оказаться совершенно деструктивными.

В конечном итоге, те события, которые происходили в контакте привязанности между ребенком и Значимым Другим (чаще матерью) – оставят огромный след в его жизни, то есть именно то, что мать делает и говорит, насколько чутко относится к ребенку и даст начало становлению личности. Как вы помните, личность очень условно состоит из трех главных компонентов: когнитивного компонента, аффективного (или эмоционального) и поведенческого.

Когнитивный компонент формируется в первые годы и трансформируется во время жизни. И хоть различные течения психотерапии уделяют разные доли внимания когнициям клиента, следует постоянно иметь ввиду, что первичная привязанность (а также неотреагированный травматичный опыт) оказал на них огромное влияние.



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Загадка дофамина 5. Мотивационная система мозга
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • ДЦП. Зеркальная система мозга - ключ к эффективной работе
  • Что делает нас счастливыми? Работа мозга
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Во что поиграть с ребенком чтоб воспоминания о детстве были яркими и счастливыми.
  • Как эмоциональные послания матери могут разрушить жизнь дочери
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Главные ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?
  • Рассказ о том, что первая сигнальная система важнее второй
  • Система управления собой или как из хаоса сделать систему
  • 30 косвенных признаков эмоционального насилия, которые могут разрушить вашу жизнь.
  • Система и как в ней выжить.
  • Сложная система под названием Я, или как изменить свою позицию в жизни.
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.
  • Как уйти от самых не осознаваемых привычек, которые есть у каждого из нас
  • Мой муж меня не слышит или как работает семейная система
  • Медицинская система России и как в ней уцелеть
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь