|
«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают».Автор статьи: Савкина Ольга Михайловна
Итак, нейропсихология – это отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности. Не понятно, не правда ли?! Но давайте по порядку. Основателем нейропсихологии в нашей стране является А.Р.Лурия. Он и его коллеги определили, что в головном мозге имеется три функциональных блока. Их правильное взаимодействие ведет к скоординированной и четкой работе мозга, и при этом мы можем правильно выполнять любые действия (от самых простых и до более сложных, дифференцированных). Если это применить к детям, то получается, что сложности и не точности в работе какого либо блока приводят к различным рода трудностям (как дома, так и в школе). Точно установить и проанализировать проблемы ребенка позволяет нейропсихологическое обследование (так сказать количественный и, самое важное, качественный анализ проблем). Традиционное подобное обследование включает в себя ряд проб, предполагающих возможность произвольной регуляции ребенка, направленных на диагностику уровня сформированности произвольной регуляции ребенка, сформированность отдельных психических функций (мышление, память, речь), нейродинамического уровня (другими словами уровня работоспособности) и межполушарного взаимодействия. Давайте разберемся, что за такие «волшебные» блоки мозга. Первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования. Он обеспечивает регуляцию уровня тонуса нервной системы, бодрствования и активности, необходимую для осуществления любой произвольной деятельности. Если же возникают трудности в работе данного блока, то жалобами мам на своих детей выглядят следующим образом – «утомляем», «с первого раза не слышит», «быстро устает», «медленно выполняет задания», «трудно концентрировать внимание». А так же может наблюдаться: - гиперактивность; - капризность; - малоподвижность; - патологическая лень и патологическое упрямство. В школе – затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование), мышление неконкретно, эхолалия, эхопраксия, темп деятельности снижен, могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение давление. Причины возникновения – повреждающие факторы в период внутреутробного развития ребенка: заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; вредные привычки матери, небагоприятная экологическая среда, стрессы, испуги, неблагоприятный эмоциональный фон матери. Такие трудности будут проявляться в любой работе, требующей хоть капли усиленной концентрации. И в таком случае, даже если ребенок психологически готов к школе, будут продолжать нарастать напряжение, приводящее к постепенному нарастанию истощения, и ребенка хватит на первую четверть учебного года. Важно отметить, что подобные трудности присутствуют у данного ребенка и в более младшем возрасте. Поэтому своевременное обращение к специалисту приводит к значительному снижению дефектов. Для нормализации данного блока обычно предполагаются различные дыхательные упражнения (с разрешения невролога), массаж, сбалансированный режим дня, снижение нагрузок, а также обеспечение неврологического здоровья ребенка, развитие вестибулярно-моторных координаций, развитие лобных структур головного мозга.
Второй блок – блок приема, переработка и хранения информации. Функционирование данного блока обеспечивается работой корковых, затылочных, височных и теменных областей мозга. Структуры второго блока мозга обеспечивают обработку информации, поступающей из внешнего мира (например, распознавание фонем в потоке слышимых звуков, опознание зрительного образа, удержание в памяти последовательности звуков, припоминание название предмета и т.д.). Одной из наиболее сложных способностей, связанных с работой этих структур, являются пространственно-временные представления (позволяющие ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве, оценивать расположение предметов, расстояния, понимать вербальные конструкции («справа от..», «позади», «до обеда», « за пять минут до..»). И в связи с этим такому ребенку будет сложно запомнить где право, а где лево; ориентироваться на местности; сложно запомнить времена года, дни недели и сложно овладеть счетными операциями. После этого идет формирование квазипространственных отношений, отражающие не пространственные, а логические отношения. В таком случае, ребенок имеющий трудности не может понять разницы в таких словосочетаниях как «мамина подружка» и «подружка мамы», «брат отца» и «отец брата», «Петя обижен на Ваню» и т.д. Конечно, все подобные трудности устранить очень сложно, опять же повторюсь, что раннее обращение к специалисту может облегчить ребенку освоение нового материала.
Третий функциональный блок - блок регуляции, программирования и контроля – обеспечивает реализацию активной сознательной психической деятельности, благодаря чему человек формирует планы и программы своих действий. Этот блок «базируется» в лобных структурах, поэтому трудности, к примеру, в кровообращении в этой зоне, поражения или просто несформированность, часто приводит к:
- повышенной утомляемости; - отвлекаемости; - часто ребенок равнодушен ко всему окружающему; - имеет проблемы с логикой; - самоконтролем, речью и эмоциями.
А также возможны: - нарушение социальной адаптации к новым условиям; - наблюдается тенденция к упрощению программы; - речь бедная; фразы примитивные; - не запоминаются простейшие правила;
В письме - характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; слова, предлоги, слоги не дописываются. Причины несформированности данного блока часто бывают – родовая травма шейных отделов спинного мозга; внутричерепное давление; общий наркоз; сотрясение мозга; эмоциональный стресс. Скорректировать проблемы можно: обеспечение неврологического здоровья ребенка; развитие межполушарного взаимодействия; развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, рефлексия.
Остается главный вопрос – «что с этим делать?!» Итак, чтобы я посоветовала перво-наперво сделать – это обратиться к грамотному неврологу, для уточнения правильного/точного статуса ребенка, проведение дополнительных процедур (возможно ЭЭГ, УЗДГ и т.д.), назначение, по необходимости, медикаментозного подкрепления, а также дыхательных гимнастик, массажа и др. Во-вторых, если ваш ребенок школьник (особенно первоклассник) – снизить нагрузку. Не нагружайте ребенка всяческими кружками, а выберите что-то одно (самое необходимое для ребенка, что актуально в данный момент, что действительно помогает ему сформировать необходимые навыки). Грубо говоря, необходима оптимизация нагрузки ребенка, их сбалансировка. По мере того как ребенок освоится, и его уровень работоспособности повысится можно включать дополнительные задания, но очень аккуратно. Важен также режим сна, у школьника он должен быть примерно 10 часов. Не нагружайте ребенка активностью перед сном, переход ко сну должен быть плавным, снижайте просмотр телевизора, компьютерные игры. В-четвертых, начните с себя. Проблемы начинаются «с головы», «сверху». Посмотрите, как Вы общаетесь с ребенком – он как зеркало Вам все отразит. Чего боитесь Вы- будет отражаться на ребенке. Будьте организатором для ребенка, соблюдайте границы (как Ваши, так и ребенка). Если возникают подобного рода проблемы, не бойтесь обратиться к семейному психологу! Попросить помощи – не стыдно, важно то, что Вы более качественно сможете помочь себе и Вашему ребенку! В-пятых, работайте совместно с психологами, логопедами, дефектологами и т.д. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|