«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают».

 

Итак, нейропсихология – это отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Не понятно, не правда ли?! Но давайте по порядку. Основателем нейропсихологии в нашей стране является А.Р.Лурия. Он и его коллеги определили, что в головном мозге имеется три функциональных блока. Их правильное взаимодействие ведет к скоординированной и четкой работе мозга, и при этом мы можем правильно выполнять любые действия (от самых простых и до более сложных, дифференцированных). Если это применить к детям, то получается, что сложности и не точности в работе какого либо блока приводят к различным рода трудностям (как дома, так и в школе). Точно установить и проанализировать проблемы ребенка позволяет нейропсихологическое обследование (так сказать количественный и, самое важное, качественный анализ проблем). Традиционное подобное обследование включает в себя ряд проб, предполагающих возможность произвольной регуляции ребенка, направленных на диагностику уровня сформированности произвольной регуляции ребенка, сформированность отдельных психических функций (мышление, память, речь), нейродинамического уровня (другими словами уровня работоспособности) и межполушарного взаимодействия.

Давайте разберемся, что за такие «волшебные» блоки мозга.

Первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования. Он обеспечивает регуляцию уровня тонуса нервной системы, бодрствования и активности, необходимую для осуществления любой произвольной деятельности. Если же возникают трудности в работе данного блока, то жалобами мам на своих детей выглядят следующим образом – «утомляем», «с первого раза не слышит», «быстро устает», «медленно выполняет задания», «трудно концентрировать внимание». А так же может наблюдаться:

- гиперактивность;

 - капризность;

 - малоподвижность;

 - патологическая лень и патологическое упрямство.

 В школе – затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование), мышление неконкретно, эхолалия, эхопраксия, темп деятельности снижен, могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение давление.

Причины возникновения – повреждающие факторы в период внутреутробного развития ребенка: заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; вредные привычки матери, небагоприятная экологическая среда, стрессы, испуги, неблагоприятный эмоциональный фон матери.

Такие трудности будут проявляться в любой работе, требующей хоть капли усиленной концентрации. И в таком случае, даже если ребенок психологически готов к школе, будут продолжать нарастать напряжение, приводящее к постепенному нарастанию истощения, и ребенка хватит на первую четверть учебного года. Важно отметить, что подобные трудности присутствуют у данного ребенка и в более младшем возрасте. Поэтому своевременное обращение к специалисту приводит к значительному снижению дефектов.

 Для нормализации данного блока обычно предполагаются различные дыхательные упражнения (с разрешения невролога), массаж, сбалансированный режим дня, снижение нагрузок, а также обеспечение неврологического здоровья ребенка, развитие вестибулярно-моторных координаций, развитие лобных структур головного мозга.

 

Второй блок – блок приема, переработка и хранения информации. Функционирование данного блока обеспечивается работой корковых, затылочных, височных и теменных областей мозга. Структуры второго блока мозга обеспечивают обработку информации, поступающей из внешнего мира (например, распознавание фонем в потоке слышимых звуков, опознание зрительного образа, удержание в памяти последовательности звуков, припоминание название предмета и т.д.). Одной из наиболее сложных способностей, связанных с работой этих структур, являются пространственно-временные представления (позволяющие ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве, оценивать расположение предметов, расстояния, понимать вербальные конструкции («справа от..», «позади», «до обеда», « за пять минут до..»). И в связи с этим такому ребенку будет сложно запомнить где право, а где лево; ориентироваться на местности; сложно запомнить времена года, дни недели и сложно овладеть счетными операциями. После этого идет формирование квазипространственных  отношений, отражающие не пространственные, а логические отношения. В таком случае, ребенок имеющий трудности не может понять разницы в таких словосочетаниях как «мамина подружка» и «подружка мамы», «брат отца» и «отец брата», «Петя обижен на Ваню» и т.д. Конечно, все подобные трудности устранить очень сложно, опять же повторюсь, что раннее обращение к специалисту может облегчить ребенку освоение нового материала.

 

Третий функциональный блок  - блок регуляции, программирования и контроля – обеспечивает реализацию активной сознательной психической деятельности, благодаря чему человек формирует планы и программы своих действий. Этот блок «базируется» в лобных структурах, поэтому трудности, к примеру, в кровообращении в этой зоне, поражения или просто несформированность, часто приводит к:

 

- повышенной утомляемости;

- отвлекаемости;

- часто ребенок равнодушен ко всему окружающему;

 - имеет проблемы с логикой;

 - самоконтролем, речью и эмоциями.

 

 А также возможны:

- нарушение социальной адаптации к новым условиям;

- наблюдается тенденция к упрощению программы;

- речь бедная; фразы примитивные;

- не запоминаются простейшие правила;

 

 В письме  - характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; слова, предлоги, слоги не дописываются.

Причины несформированности данного блока часто бывают – родовая травма шейных отделов спинного мозга; внутричерепное давление; общий наркоз; сотрясение мозга; эмоциональный стресс.

 Скорректировать  проблемы можно: обеспечение неврологического здоровья ребенка; развитие межполушарного взаимодействия; развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, рефлексия.

 

Остается главный вопрос – «что с этим  делать?!»

Итак, чтобы я посоветовала перво-наперво сделать – это обратиться к грамотному неврологу, для уточнения правильного/точного статуса ребенка, проведение дополнительных процедур (возможно ЭЭГ, УЗДГ и т.д.), назначение, по необходимости, медикаментозного подкрепления, а также дыхательных гимнастик, массажа и др. Во-вторых, если  ваш ребенок школьник (особенно первоклассник) – снизить нагрузку. Не нагружайте ребенка всяческими кружками, а выберите что-то одно (самое необходимое для ребенка, что актуально в данный момент, что действительно помогает ему сформировать необходимые навыки). Грубо говоря, необходима оптимизация нагрузки ребенка, их сбалансировка. По мере того как ребенок освоится, и его уровень работоспособности повысится можно включать дополнительные задания, но очень аккуратно.

Важен также режим сна, у школьника он должен быть примерно 10 часов. Не нагружайте ребенка активностью перед сном, переход ко сну должен быть плавным, снижайте просмотр телевизора, компьютерные игры.

В-четвертых, начните с себя. Проблемы начинаются «с головы», «сверху». Посмотрите, как Вы общаетесь с ребенком – он как зеркало Вам все отразит. Чего боитесь Вы- будет отражаться на ребенке.  Будьте организатором для ребенка, соблюдайте границы (как Ваши, так и ребенка). Если возникают подобного рода проблемы, не бойтесь обратиться к семейному психологу! Попросить помощи – не стыдно, важно то, что Вы более качественно сможете помочь себе и Вашему ребенку!

В-пятых, работайте совместно с психологами, логопедами, дефектологами и т.д.



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие мозга ребенка
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Если у ребенка проблемы, то маме необходима поддержка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • У ребенка проблемы в школе
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Школьные трудности у ребенка?
  • Как научить ребенка преодолевать трудности
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Мать и мачеха. Как научить ребенка преодолевать трудности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь