|
Нейропсихология чтенияАвтор статьи: Шептура Анна Владимировна
Чтение – сложный психофизиологический процесс, который подразумевает совместную работу ряда мозговых структур. Для успешного чтения эти структуры должны достигнуть необходимого уровня зрелости, а также у ребенка должны быть сформированы определенные когнитивные предпосылки. В первую очередь необходима интеллектуальная работоспособность – хороший уровень нейродинамики (подкорковые структуры). Если ребенок быстро утомляется, это затрудняет процесс освоения чтения, и само чтение становится нелюбимым занятием. Конечно, нужен хороший слух, т.к. нарушение слуха влечет недоразвитие речи, при котором чтение будет нарушаться вторично. Ребенок должен уметь дифференцировать фонемы (совокупность звуков) – обладать хорошим фонематическим слухом. За фонематическое восприятие и анализ отвечает левый висок. На чтении недостаточность фонематического слуха может сильно не сказаться, но обязательно ударит по письму. Ребенку, осваивающему чтение, необходима хорошая слухоречевая память. При сниженном объеме акустического внимания могут возникать трудности понимания прочитанного. Также чтобы хорошо читать, ребенок не должен смешивать звуки артикуляторно (нижнее темя). Для чтения необходима острота зрения, а для быстрого и эффективного оптического анализа графемы (написанный символ) - зрительное восприятие. Нарушение зрительного восприятия затрудняет формирование правильного образа буквы, похожие по внешнему виду буквы могут путаться. Хорошая зрительная память обеспечивает запоминание графем, закрепление образа слова, что важно для скорости и качества чтения. А чтобы не терять строчку при чтении нужна зрительно-моторная координация. В чтении участвуют теменно-затылочные отделы, которые отвечают за пространственные представления. При их недостаточности возникают ошибки в виде чтения справа налево, замены букв, схожих по пространственному признаку. Для сопоставления фонемы и графемы необходимо межполушарное взаимодействие , т.к за фонему отвечает левый висок, а за графему – правый. Поэтому я рекомендую учить ребенка читать и писать одновременно. Когда ребенок усвоил фонему и соответствующую ей графему, он учится сливать буквы в слоги, а слоги в слова. Это процесс переключения обеспечивается премоторной областью (задний лоб). Угадывающее чтение, додумывание окончаний, потеря строки, пропуски и перестановки букв, слогов, слов, а также трудности пересказа из-за невозможности последовательно организовать свою мысль указывают на недостаточность контроля и саморегуляция (лобные доли). И, конечно же, для обучения чтению нужен высокий уровень мотивации. А если чтение дается нелегко, то это может сказаться и на мотивации. Поэтому к обучению чтению каждого ребенка нужно подходить индивидуально и комплексно. И главное – терпеливо и с пониманием. Успехов! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|