Нейропсихология чтения

Нейропсихология чтения

Чтение – сложный психофизиологический процесс, который подразумевает совместную работу ряда мозговых структур. Для успешного чтения эти структуры должны достигнуть необходимого уровня зрелости, а также у ребенка должны быть сформированы определенные когнитивные предпосылки.

В первую очередь необходима интеллектуальная работоспособность – хороший уровень нейродинамики (подкорковые структуры). Если ребенок быстро утомляется, это затрудняет процесс освоения чтения, и само чтение становится нелюбимым занятием.

Конечно, нужен хороший слух, т.к. нарушение слуха влечет недоразвитие речи, при котором чтение будет нарушаться вторично.

Ребенок должен уметь дифференцировать фонемы (совокупность звуков) – обладать хорошим фонематическим слухом. За фонематическое восприятие и анализ отвечает левый висок. На чтении недостаточность фонематического слуха может сильно не сказаться, но обязательно ударит по письму.

Ребенку, осваивающему чтение, необходима хорошая слухоречевая память. При сниженном объеме акустического внимания могут возникать трудности понимания прочитанного.

Также чтобы хорошо читать, ребенок не должен смешивать звуки артикуляторно (нижнее темя).

Для чтения необходима острота зрения, а для быстрого и эффективного оптического анализа графемы (написанный символ) - зрительное восприятие. Нарушение зрительного восприятия затрудняет формирование правильного образа буквы, похожие по внешнему виду буквы могут путаться.

Хорошая зрительная память обеспечивает запоминание графем, закрепление образа слова, что важно для скорости и качества чтения.

А чтобы не терять строчку при чтении нужна зрительно-моторная координация.

В чтении участвуют теменно-затылочные отделы, которые отвечают за пространственные представления. При их недостаточности возникают ошибки в виде чтения справа налево, замены букв, схожих по пространственному признаку.

Для сопоставления фонемы и графемы необходимо межполушарное взаимодействие , т.к за фонему отвечает левый висок, а за графему – правый. Поэтому я рекомендую учить ребенка читать и писать одновременно.

Когда ребенок усвоил фонему и соответствующую ей графему, он учится сливать буквы в слоги, а слоги в слова. Это процесс переключения обеспечивается премоторной областью (задний лоб).

Угадывающее чтение, додумывание окончаний, потеря строки, пропуски и перестановки букв, слогов, слов, а также трудности пересказа из-за невозможности последовательно организовать свою мысль указывают на недостаточность контроля и саморегуляция (лобные доли).

И, конечно же, для обучения чтению нужен высокий уровень мотивации. А если чтение дается нелегко, то это может сказаться и на мотивации. Поэтому к обучению чтению каждого ребенка нужно подходить индивидуально и комплексно. И главное – терпеливо и с пониманием.

Успехов!



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методика эффективного чтения для взрослых и детей
  • 10 книг для летнего чтения от психолога
  • Немного о пользе чтения для жизни хомяка.
  • Что, Как, Когда читать… или осознанное чтение.
  • Семейное чтение - возрождение забытых традиций для сплочения семьи
  • Чтение образа расстановки. Как преодолеть сомнения?
  • Чтение поля. "Код доступа" для помогающего практика
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Чтение комментариев, оставленных «троллями», может повлиять на вашу способность рассуждать
  • За кулисами чтения
  • Исцеляющая сила чтения
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Цели чтения. Зачем мы читаем?
  • Типичные ошибки мышления: чтение мыслей
  • Как помочь ребенку полюбить чтение?
  • Как помочь ребенку полюбить чтение
  • Философия личности и свободы - вечерние чтения
  • Как увеличить скорость чтения за 15 минут
  • Для чего необходима терапевтическая группа для выздоравливающих зависимых, имеющих детей
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Место рационального чтения в структуре управления временем
  • Отечественная и мировая философия в круге чтения А.П.Чехова
  • Восстановление навыков чтения после психотических эпизодов
  • Как успокоиться после чтения тревожных новостей в СМИ
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Стресс - одна из причин развития сколиозов и нарушений чтения у школьников.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь