|
Отечественная и мировая философия в круге чтения А.П.ЧеховаАвтор статьи: Светлана Михайловна Белова
Тема мировоззрения и религиозно-философских взглядов А.П.Чехова, хотя и является, по-прежнему, дискуссионной, тем не менее, хорошо разработана в современном отечественном литературоведении. Круг исследователей, которые занимались данной проблемой, широко известен – это и Л.Шестов, и А.М.Скабичевский, С.Н.Булгаков, А.А.Измайлов [33]; из современных – П.Н.Долженков [5], В.Я.Лакшин [11], [12], А.В.Зябликов [8], В.Я.Линков [13], [14], А.С.Собенников [17], [18], М.М.Дунаев [6], А.П.Скафтымов [16], А.С.Мелкова [19] и многие другие. Практически все они в начале исследования вопроса обращаются к письмам Чехова, где он, «как хорошо известно, неоднократно заявлял, что у него нет мировоззрения и целей в творчестве» [13, 134]. Письмо Д.В.Григоровичу (9 октября 1888 г., Москва): «Политического, религиозного и философского мировоззрения у меня еще нет...» [22, 17]. Письмо А.Н.Плещееву (9 апреля 1889 г., Москва): «Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас» [22, 186]. Письмо А.С.Суворину (27 марта 1894 г., Ялта): «... для меня Толстой уже уплыл, его в душе моей нет, и он вышел из меня, сказав: се оставляю дом ваш пуст. Я свободен от постоя. Рассуждения всякие мне надоели...» [23, 284]. Письмо М.О.Меньшикову (28 января 1900 г., Ялта): «... я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей для себя именно его (Л. Толстого) веру» [24, 29]. Письмо С.П.Дягилеву (12 июля 1903 г., Ялта): «... я давно растерял свои веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего» [25, 234]. Наконец, в известных письмах Суворину (25 ноября и 3 декабря 1892 г., Мелихово) Чехов высказался по интересующему нас вопросу с исчерпывающий полнотой, дав развернутый, аргументированный ответ. Он ясно видел и точно формулировал отличие писателей своей эпохи от предшественников: «Вспомните, что все писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель <...>. А мы? Мы! Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше ни тпрру ни ну... Дальше хоть плетями нас стегайте» [23, 133]. Таким образом, большинство из вышеперечисленных современных авторов приходят к выводу об уникальности чеховской позиции, именно благодаря которой он не разделил никакой идеологии, несмотря на то, что в конце XIX века активное освоение западного культурного наследия, в том числе философских учений (переводы, университетские лекционные курсы и т.д.), приобрело новый качественный уровень, когда, кроме поверхностной рефлексии и заимствования, западные философские идеи стали объектом для интерпретаций и критики в России, а также основой для создания оригинальной русской философии [7]. Но, при этом, Чехов «знал все до единой идеи, ходившие в русском обществе, и любую мог излагать с блеском и глубиной, порой не хватавшими их адептам. В его произведениях читатель найдёт почти все основные идеи, определявшие кругозор русской интеллигенции» [13, 136] на рубеже веков. Однако подтверждение тому, что Чехов был знаком с множеством отечественных и зарубежных философских учений, можно найти не только в его произведениях, но и в обширной переписке, где упоминаются имена философов и богословов самых различных эпох. К примеру, письмо А.С.Суворину (30 мая 1888, Сумы): «Пишущим людям, особенно художникам, пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберёшь, как когда-то сознался Сократ¹ и как сознавался Вольтер²» [27, 119]. Письмо А.С.Суворину (8 сентября 1891, Москва): «Чорт бы побрал философию великих мира сего! Все великие мудрецы деспотичны как генералы, и невежливы и неделикатны, как генералы, потому что уверены в безнаказанности. Диоген³ плевал в бороды, зная что ему за это ничего не будет; Толстой ругает докторов мерзавцами и невежничает с великими вопросами, потому что он тот же Диоген, которого в участок не поведёшь и в газетах не выругаешь. Итак, к чорту философию великих мира сего!» [28, 240-241]. Кроме того, несомненный интерес для исследователя представляет описание ____________________________________________________________________ ¹ Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ. Создатель философского метода – диалектики. ² Вольтер (1694 – 1778) – Мари Франсуа Аруэ, французский философ-просветитель. ³ Диоген Синопский (ок. 404 – ок. 323 до н.э.) – античный философ. Ученик Антисфена Афинского, основателя древнегреческой философской школы киников. библиотеки А.П.Чехова, где имеются произведения таких мыслителей как М. Аврелий¹, А.Шопенгауэр² [16] и других. Таким образом, мы считаем, что знание А.П.Чеховым философских учений, а также произведений зарубежных и отечественных мыслителей различных эпох — тема, которая являет собой значимый и малоисследованный пласт в современном литературоведении. Общий обзор позволяет сделать вывод, что на данном этапе нет работ, которые бы в комплексе рассматривали философские ориентиры писателя [1], [2], [3], [9], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [18], [19], [32], [33]. Однако их изучение даст возможность, во-первых, очертить круг мыслителей, идеи которых являлись наиболее приоритетными или наоборот спорными для Чехова, а, во-вторых, более глубоко понять позицию и мировосприятие самого автора, основываясь на оценке им тех или иных философских учений. Задачей данной работы мы считаем создание целостного представления о круге философов и богословов, с трудами которых был знаком А.П.Чехов. На наш взгляд, в современной отечественной науке проделана достаточная предварительная работа, чтобы перейти к обобщениям и свести воедино имена крупнейших зарубежных и отечественных мыслителей, когда-либо упоминавшихся в переписке, сочинениях, а также в описании библиотеки ____________________________________________________________________ ¹ Марк Аврелий Антонин (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, представитель позднего стоицизма (Новой Стои), последователь Эпиктета. ² Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – философ, представитель постклассической немецкой философии. Первым в 19 веке дал философское обоснование пессимизма. автора. Вместе с тем мы осознаём сложность и трудность полностью исчерпать тему: это задача скорее философского исследования. Также мы не можем исключать вероятность того, что в реальности Чехов знал философских учений намного больше, чем упоминал о них. Поэтому мы обратим внимание только на самые значительные в истории философии фигуры, учения которых были известны в России на рубеже 19 и 20 века, и к которым мог обращаться А.П.Чехов. Нами был проведён анализ справочных изданий полного собрания сочинений и писем [21], [26], а также сделанного С.Д.Балухатым описания библиотеки Чехова (раздел «Научная литература») [31]. Результаты этого анализа можно видеть в таблице (см. ниже). Для удобства имена философов и богословов мы расположили в хронологическом порядке. Также в таблице специально оговариваются количество сочинений того или иного мыслителя, представленного в библиотеке писателя, и, если есть, пометы самого А.П.Чехова в этих книгах; количество упоминаний автором имени, сочинений или идей какого-либо философа, в своих произведениях или письмах. Сводная таблица: «Имена великих философов в произведениях, письмах и библиотеке А.П.Чехова»
Таким образом, мы можем видеть, что А.П.Чехов не отдавал предпочтения какому-либо одному философскому направлению или школе. В круге чтения писателя находились как отечественные, так и зарубежные мыслители самых различных эпох. Среди отечественных философов для Чехова наибольший интерес, по-всей видимости, представляли В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский, М.В.Ломоносов, М.О.Меньшиков, Н.М.Минский, Г.С.Петров, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, Л.Н.Толстой и Б.Н.Чичерин. Данный вывод был сделан нами на основании того, что именно эти фамилии наиболее часто упоминаются в переписке и произведениях автора, а также того, что в библиотеке Чехова находились их труды. Основываясь на данных таблицы, мы также можем предположить, что среди зарубежных мыслителей А.П.Чехова интересовали, прежде всего, представители философии Древнего мира, а также эпох Немецкой классической и Постклассической философии. Так в своём творчестве он уделил особое внимание таким мыслителям, как М.Аврелий, Демосфен, Диоген Синопский, Сократ и М.Т.Цицерон (Древний мир), а также И.Канту, Ф.Лассалю, Ф.-Х.Ницше, Э.Ж.Ренану, Г.Спенсеру и А.Шопенгауэру (Немецкая классическая и Постклассическая философия). Безусловно, писателя интересовали также и представители философии Просвещения, Нового времени (Вольтер, Г.Э.Лессинг, Б.Спиноза, И.К.Ф.Шиллер), а также многие другие отечественные и зарубежные мыслители и богословы. Однако в данной статье мы не раскрываем характера этого интереса: отношение Чехова к данным персоналиям и к их учениям будет рассмотрено нами более детально в дальнейших исследованиях. И по тому, как писатель полемизировал или соглашался с теми или иными мыслями философов, можно будет сделать выводы не только о том, кто из них был наиболее близок Чехову, но и о мировосприятии самого автора, о его отношении к окружающему миру, обществу и себе. Список литературы:1). Бицилли П.М Трагедия русской культуры. 2000. 2). Бочаров С.Г. Чехов и философия. Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. – М.: Собрание; Наука, 2005. – С. 146-159. 3). Гречнев В.Я. О прозе XIX-XX вв. 2000. 4). Гусев Д.А. Великие философы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – (Великие и знаменитые). 5). Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. – 2-ое изд. – М.: Издательство "Скорпион", 2003. – 218 с. 6). Дунаев М.М. Православие и русская литература. [В 6 ч.] Часть 4. 2003. 7). Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец 19 – первая треть 20 в.) Акад. гуманитар. исслед. 2004. 8). Зябликов А.В. Политическое мировосприятие художника. 2005. 9). Иванов-Разумник История русской общественной мысли. В 3-х т. Т.3. 1997. 10). Канке В.А. Философия: Ист. и сист. курс. – М.: 2002. 11). Лакшин В.Я. Пять великих имен. 1988. 12). Лакшин В.Я. Лев Толстой и А. Чехов. – М., 1975. 13). Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях. Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. 2002. 14). Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. 1995. 15). Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Том 5. Художественная литература. Русский язык. Антология. Издательство Московского университета, 2005. 16). Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о рус. классиках. М., 1972. 17). Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»… О религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова. Иркутск, 1997. 18). Собенников А.С. Чехов и христианство. Иркутск, 2001. 19). Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Рассказывают современники, архивы, музеи. Статьи, подготовка текстов, примечания А.С.Мелковой. – М., 1998. 20). Философы: Краткий биогр. слов. – М.: 2002. 21). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения; В 18-ти т. Т.18. – М.: 1982. 22). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 3. – М.: 1976. 23). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 5. – М.: 1977. 24). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 9. – М.: 1980. 25). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 11. – М.: 1982. 26). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Указатели к томам 1-12. – М.: 1985. 27). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем А.П.Чехова. Под общ. ред. проф. А.М.Еголина, Н.С.Тихонова. М., 1944-1951. Т.14. 28). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем А.П.Чехова. Под общ. ред. проф. А.М.Еголина, Н.С.Тихонова. М., 1944-1951. Т.15. 29). А.П.Чехов в воспоминаниях современников. – М. 1986. 30). Чехов и Германия: Молодые исследователи Чехова. – Вып. 2. – М., 1996. 31). А.П. Чехов и его среда: Сборник / Под ред. Бельчикова. 1930. 32). Чехов и Лев Толстой: [Сборник]. – М.: 1980. 33). А.П. Чехов: PRO ET CONTRA. 2002. 34). Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. М., 1993. 35). Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. 36). Чеховские чтения в Ялте. 1993. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|