Отечественная и мировая философия в круге чтения А.П.Чехова

     Тема мировоззрения и религиозно-философских взглядов А.П.Чехова, хотя и является, по-прежнему, дискуссионной, тем не менее, хорошо разработана в современном отечественном литературоведении. Круг исследователей, которые занимались данной проблемой, широко известен – это и Л.Шестов, и А.М.Скабичевский, С.Н.Булгаков, А.А.Измайлов [33]; из современных – П.Н.Долженков [5], В.Я.Лакшин [11], [12], А.В.Зябликов [8], В.Я.Линков [13], [14], А.С.Собенников [17], [18], М.М.Дунаев [6], А.П.Скафтымов [16], А.С.Мелкова [19] и многие другие. Практически все они в начале исследования вопроса обращаются к письмам Чехова, где он, «как хорошо известно, неоднократно заявлял, что у него нет мировоззрения и целей в творчестве» [13, 134].

     Письмо Д.В.Григоровичу (9 октября 1888 г., Москва): «Политического, религиозного и философского мировоззрения у меня еще нет...» [22, 17].

     Письмо А.Н.Плещееву (9 апреля 1889 г., Москва): «Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас» [22, 186].

     Письмо А.С.Суворину (27 марта 1894 г., Ялта): «... для меня Толстой уже уплыл, его в душе моей нет, и он вышел из меня, сказав: се оставляю дом ваш пуст. Я свобо­ден от постоя. Рассуждения всякие мне надоели...» [23, 284].

     Письмо М.О.Меньшикову (28 января 1900 г., Ялта): «... я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей для себя именно его (Л. Толстого) веру» [24, 29].

     Письмо С.П.Дягилеву (12 июля 1903 г., Ялта): «... я давно растерял свои веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего» [25, 234].

     Наконец, в известных письмах Суворину (25 ноября и 3 декабря 1892 г., Мелихово) Чехов высказался по интересующему нас вопросу с исчерпывающий полнотой, дав развернутый, аргумен­тированный ответ. Он ясно видел и точно формулировал отли­чие писателей своей эпохи от предшественников: «Вспомните, что все писатели,  которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весь­ма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель <...>.

     А мы? Мы! Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а даль­ше ни тпрру ни ну... Дальше хоть плетями нас стегайте» [23, 133].

     Таким образом, большинство из вышеперечисленных современных авторов приходят к выводу об уникальности чеховской позиции, именно благодаря которой он не разделил никакой идеологии, несмотря на то, что в конце XIX века активное освоение западного культурного наследия, в том числе философских учений (пе­реводы, университетские лекционные курсы и т.д.), приобрело новый качественный уровень, ког­да, кроме поверхностной рефлексии и заимствования, западные фи­лософские идеи стали объектом для интерпретаций и критики в России, а также основой для создания оригинальной русской философии [7]. Но, при этом, Чехов «знал все до единой идеи, ходившие в русском обществе, и любую мог излагать с блеском и глубиной, порой не хватавшими их адептам. В его произведениях читатель найдёт почти все основные идеи, определявшие кругозор русской интеллигенции» [13, 136] на рубеже веков.

     Однако подтверждение тому, что Чехов был знаком с множеством отечественных и зарубежных философских учений, можно найти не только в его произведениях, но и в обширной переписке, где упоминаются имена философов и богословов самых различных эпох. К примеру, письмо А.С.Суворину (30 мая 1888, Сумы): «Пишущим людям, особенно художникам, пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберёшь, как когда-то сознался Сократ¹ и как сознавался Вольтер²» [27, 119]. Письмо А.С.Суворину (8 сентября 1891, Москва): «Чорт бы побрал философию великих мира сего! Все великие мудрецы деспотичны как генералы, и невежливы и неделикатны, как генералы, потому что уверены в безнаказанности. Диоген³ плевал в бороды, зная что ему за это ничего не будет; Толстой ругает докторов мерзавцами и невежничает с великими вопросами, потому что он тот же Диоген, которого в

 участок не поведёшь и в газетах не выругаешь. Итак, к чорту философию великих мира сего!» [28, 240-241].

     Кроме того, несомненный интерес для исследователя представляет описание

____________________________________________________________________

¹ Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ. Создатель философского метода – диалектики.

² Вольтер (1694 – 1778) – Мари Франсуа Аруэ, французский философ-просветитель.

³ Диоген Синопский (ок. 404 – ок. 323 до н.э.) – античный философ. Ученик Антисфена Афинского, основателя древнегреческой философской школы киников.

библиотеки А.П.Чехова, где имеются произведения таких мыслителей как М. Аврелий¹, А.Шопенгауэр² [16] и других.

     Таким образом, мы считаем, что знание А.П.Чеховым философских учений, а также произведений зарубежных и отечественных мыслителей различных эпох — тема, которая являет собой значимый и малоисследованный пласт в современном литературоведении. Общий обзор позволяет сделать вывод, что на данном этапе нет работ, которые бы в комплексе рассматривали философские ориентиры писателя [1], [2], [3], [9], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [18], [19], [32], [33]. Однако их изучение даст возможность, во-первых, очертить круг мыслителей, идеи которых являлись наиболее приоритетными или наоборот спорными для Чехова, а, во-вторых, более глубоко понять позицию и мировосприятие самого автора, основываясь на оценке им тех или иных философских учений.

     Задачей данной работы мы считаем создание целостного представления о круге философов и богословов, с трудами которых был знаком А.П.Чехов. На наш взгляд, в современной отечественной науке проделана достаточная предварительная работа, чтобы перейти к обобщениям и свести воедино имена крупнейших зарубежных и отечественных мыслителей, когда-либо упоминавшихся в переписке, сочинениях, а также в описании библиотеки ____________________________________________________________________    

¹ Марк Аврелий Антонин (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, представитель позднего стоицизма (Новой Стои), последователь Эпиктета.

² Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – философ, представитель постклассической немецкой философии. Первым в 19 веке дал философское обоснование пессимизма.

автора. Вместе с тем мы осознаём сложность и трудность полностью исчерпать тему: это задача скорее философского исследования. Также мы не можем исключать вероятность того, что в реальности Чехов знал философских учений намного больше, чем упоминал о них. Поэтому мы обратим внимание только на самые значительные в истории философии фигуры, учения которых были известны в России на рубеже 19 и 20 века, и к которым мог обращаться А.П.Чехов.

     Нами был проведён анализ справочных изданий полного собрания сочинений и писем [21], [26], а также сделанного С.Д.Балухатым описания библиотеки Чехова (раздел «Научная литература») [31]. Результаты этого анализа можно видеть в таблице (см. ниже). Для удобства имена философов и богословов мы расположили в хронологическом порядке. Также в таблице специально оговариваются количество сочинений того или иного мыслителя, представленного в библиотеке писателя, и, если есть, пометы самого А.П.Чехова в этих книгах; количество упоминаний автором имени, сочинений или идей какого-либо философа, в своих произведениях или письмах.

Сводная  таблица: «Имена великих философов в произведениях, письмах и библиотеке А.П.Чехова»

Зарубежные философы, мыслители и богословы

Произведения А.П.Чехова

(число упоминаний)

Письма  А.П.Чехова

(число упоминаний)

Библиотека  А.П.Чехова

(количество трудов)

Древнего мира

М.Аврелий

+ (7 )

1). Аврелий Марк. «Размышления императора  Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя» (4)

+ (4)

1). Аврелий Марк. «Размышления императора  Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя» (2)

+ (1)

В тексте отметки и записи тем на полях.

Антисфен

+ (1)

-

-

Виас (Биас, Биант)

+ (4)

-

-

Демосфен

+ (9)

-

-

Диоген Синопский

+ (7)

+ (3)

-

Клеобул

+ (3)

-

-

Конфуций

+ (2)

+ (1)

-

Периандр Коринфский

+ (3)

-

-

Питтак из Митилены

+ (3)

-

-

Пифагор Самосский

+ (1)

1). Теорема Пифагора (Пифагоровы штаны) (1)

-

-

Платон

+ (5)

-

-

Плутарх из Херонеи

+ (1)

1). «Жизнь и дела знаменитых людей древности» (1)

+ (1)

1). «Гай Цезарь» (1)

-

Сократ

+ (7)

1). «Гноти се автон» (познай самого себя) (1)

2). «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (3)

3). «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (1)

+ (9)

1). «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (3)

-

Солон

+ (3)

-

-

Фалес Милетский

+ (4)

-

-

Хилон

+ (3)

-

-

М.Т.Цицерон

+ (14)

1). «Об ораторе» (2)

2). «Послания» (2)

3). Первая речь против Катилины» (8)

+ (4)

1). «Об ораторе» (1)

2). «Послания» (1)

3). Первая речь против Катилины» (3)

-

Эзоп

+ (2)

+ (1)

1). «Избранные басни». Перевод с греческого В.Алексеева (1)

-

Эмпедокл из

Акраганта

-

+ (1)

-

Эпиктет

-

+ (5)

1). «В чём наше благо?» (3)

-

Эпикур

+ (1)

-

-

Средних веков и эпохи Возрождения

А.Аврелий

+ (2)

-

-

Иоанн Дамаскин

-

+ (1)

-

Н.Коперник

+ (2)

-

-

Леонардо да Винчи

+ (2)

-

-

Н.Макиавелли

+ (2)

+ (1)

-

Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский

+ (4)

1). «Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Евангелие» (3)

+ (1)

-

Фома Кампийский (Кемпиец, Томас Хемеркен)

-

-

+ (4)

Р.Ф.Р.Беллармино

-

-

+ (1)

Нового времени и Просвещения

Ф.Бэкон

+ (1)

-

-

Вольтер

(Мари Франсуа Аруэ)

+ (8)

1). «Послание к автору новой книги о трёх самозванцах» (2)

+ (10)

1). «Памятные заметки для жизнеописания г-на Вольтера, сочиненные им самим» (3)

2). «Трактат терпимости» (1)

-

Р.Декарт

-

+ (4)

-

Д.Дидро

+ (3)

-

-

Г.Э.Лессинг

+ (9)

1). «Гамбургская драматургия» (3)

2). «Натан Мудрый» (1)

 

+ (17)

1). «Гамбургская драматургия» (4)

2). «Натан Мудрый» (8)

3). «Эмилия Галотти» (1)

-

Б.Паскаль

+ (4)

1). «Мысли» (2)

2). «Письма к провинциалу» (2)

+ (6)

1). «Мысли» (5)

2). «Провинциаль-ные мысли» (5)

-

Ж.-Ж.Руссо

+ (4)

1). «Исповедь» (2)

+ (2)

1). «Исповедь» (2)

-

Б.Спиноза

+ (13)

+ (4)

1). «Переписка» (3)

2). «Этика» (1)

-

 

С.-Р.Н. де Шамфор

+ (1)

-

-

И.К.Ф.Шиллер

+ (14)

+ (11)

-

Эпохи Немецкой классической

философии;

периода Посткласси-ческой философии и Новейшего времени

 

Г.В.Ф.Гегель

+ (4)

+ (1)

-

А.Ф.В.Гумбольдт

+ (4)

+ (5)

1). «Космос» (2)

2). «Путешествие бар. Александра Гумбольдта, Эренберга и Розе в 1829 году по Сибири и Каспийскому морю (2)

-

М.Ж.Гюйо

+ (2)

+ (1)

1). «Воспитание и наследственность» (1)

2). «Мораль Эпикура и её связь с  современными учениями» (1)

3). «Происхождение идеи времени» (1)

+ (3)

И.Кант

+ (10)

1). «Критика чистого разума» (1)

+ (1)

-

О.Конт

+ (4)

-

-

Лассаль Ф.

+ (8)

+ (2)

-

К.Маркс

+ (3)

+ (13)

1). «Капитал» (1)

-

Д.С.Милль

+ (6)

1). «Система логики» (2)

+ (1)

-

Ф.-Х. Ницше

+ (6)

1). «Так говорил Заратустра» (2)

+ (10)

1). «Вагнер и вагнерианцы» (1)

2). «Вагнерианский вопрос. (Музыкальная проблема)» (1)

3). «Дополнения к оконченным частям Заратустры» (10

4). «О Вагнере и вагнеризме» (1)

5). «Так говорил Заратустра» (2)

-

Э.Ж.Ренан

+ (14)

1). «Жизнь Иисуса» (1)

2). «L'abbesse de Jouarre» (2)

3). Drames philosophiques (2)

+ (8)

1). «Исторические и религиозные этюды» (3)

2). Философские опыты (2)

3). «L'abbesse de Jouarre» (2)

4). Drames philosophiques (1)

-

А.Риль

-

+ (2)

1). «Теория науки и метафизика, с точки зрения философского критицизма» (6)

-

Г.Спенсер

+ (16)

1). «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (1)

2). «Опыты» (1)

3). «Прогресс, его значение и причина» (1)

+ (2)

1). «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (2)

 

-

Г.Д.Торо

-

+ (2)

1) «В лесу» (2)

-

А.Фулье

-

+ (5)

-

А.Шопенгауэр

+ (27)

1). «Афоризмы и максимы. Мысли» (3)

2). Paregra u Paralipomena (1)

+ (8)

+ (1)

Э.Штейн

-

+ (1)

-

Д.Ф.Штраус

+ (1)

-

-

Р.У.Эмерсон

-

+ (2)

1). «О доверии к себе» (4)

-

Отечественные философы, мыслители и богословы

М.А.Бакунин

+ (1)

-

-

В.Г.Белинский

+ (13)

+ (22)

-

В.И.Вернадский

-

+ (1)

-

А.И.Герцен

+ (7)

1). «Былое и думы» (1)

2). «Кто виноват?» (3)

+ (3)

-

Ф.М.Достоевский

+ (<50)

+ (35)

-

К.Д.Кавелин

+ (4)

1). Что есть гражданское право и где его пределы?» (1)

+ (1)

-

М.В.Ломоносов

+ (16)

+ (2)

-

А.П.Мальцев, прот., настоятель православных церквей в Берлине – при Российском Посольстве – и в Потсдаме – при Русской Колонии «Александровке»

+ (5)

1). «Всенощное бдение, или вечерня в соединении с утренею православной католической восточной церкви» (1)

+ (7)

1). «Всенощное бдение, или вечерня в соединении с утренею православной католической восточной церкви» (1)

+ (2)

Меньшиков М.О.

+ (<50)

1). «Без воли и совести» (5)

2). «Дознание» (1)

3). «Думы о счастье» (2)

4). «Критические  заметки. О рассказе Чехова «Мужики» (2)

5). «Критические очерки» (4)

6). «Критический декаданс» (1)

7). «Лоции Абоских и восточной части Аландских шхер» (1)

8). «О лжи и правде» (1)

9). «О любви» (2)

10). «Руководство к чтению морских карт (1)

11). «Три стихии. («В овраге», повесть А.П.Чехова)» (4) 

 

+ (<50)

1). «В чём братство» (9)

2). Дневник (1)

3). «Дознание» (6)

4). «Думы о счастье» (5)

5). «Клевета обожания» (2)

6). «Красноярский бунт» (1)

7). «Критические  заметки. О рассказе Чехова «Мужики» (3)

8). «Литературное следствие» (1)

9). «Народные заступники» (1)

10). «Начала жизни» (2)

11). Начала жизни. О дружбе» (2)

12). «О любви» (2)

13). «О писательстве» (2)

14). «О суевериях и правде любви» (2)

15). «О чтении» (3)

16). «Облагорожение общества» (1)

17). «Оскорблённый гений» (1)

18). «Отклики» (4)

19). «Памяти Н.С.Лескова» (1)

20). «Письма к друзьям» (3)

21). «Призвание журналистики» (2)

22). «Прогресс и предание» (1)

23). «Сбились с дороги» (1)

24). «Серпуховской циник» (1)

25). Статья о «народных картинах» (1)

26). «Толстой в плену» (1)

+ (4)

Н.М.Минский (Виленкин)

+ (9)

1). «Литература и искусство» (1)

2). «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (3)

+ (11)

1). «Герои «Дна». (Впечатления Н.М.Минского)» (2)

2). «Новые песни» (1)

3). «О свободе религиозной совести» (1)

+ (1)

Г.С.Петров, свящ.

+ (5)

1). «Долой пьянство!» (2)

2). Рецензия на пьесу Чехова «Вишнёвый сад» (1)

+ (12)

1). «Апостол трезвости» (1)

2). «Беседы о боге и божьей правде» (1)

3). «Дурацкие деньги» (1)

4). «Евангелие как основа жизни» (7)

5). «По стопам Христа» (1)

+ (10)

Платон, митрополит Московский (Левшин)

+ (2)

1). «Краткая церковная российская история» (2)

-

-

Порфирий (К.А.Успенский), епископ

+ (4)

1). «Книга бытия моего» (4)

+ (2)

1). «Книга бытия моего» (2)

-

А.Н.Радищев

-

+ (1)

-

В.В.Розанов

+ (6)

1). «25-летие кончины Некрасова» (1)

2). «Литературные новинки» (3)

3). «Литературные очерки» (1)

+ (16)

1). «25-летие кончины Некрасова. 27 декабря 1877 – 27 декабря 1902» (2)

2). «Заметка о Мережковском» (1)

3). «Заметки» (1)

4). «Именины» (1)

5). «Кроткий демонизм» (3)

6). «Литературные очерки» (1)

7). «Мимоходом. Из случайных впечатлений» (1)

8). «Религиозно-философские собрания» (2)

9). «Религия и культура» (1)

+ (1)

Н.А.Сергиевский, протоиерей

-

+ (2)

1) «Об основных истинах христианской веры» (2)

+ (1)

Отметки на листе переплётчика и в тексте.

Сергий, иеромонах (И.Н.Страгородский)

+ (1)

1). «Значение киргизской миссии в ряду других православных Сибирских миссий» (1)

+ (2)

+ (1)

В тексте есть карандашные отметки.

В.С.Соловьёв

+ (10)

1). «Заметка по поводу новых христиан» (4)

+ (17)

1). «Под пальмами. Три разговора о мирных и военных делах» («Три пальмы») (2)

2). «Поэзия Я.П.Полонского (2)

-

П.Б.Струве

-

+ (10)

-

Л.Н.Толстой

+ (<50)

1). «Божеское и человеческое» (1)

2). «В чем моя вера?» (3)

3). Дневник (6)

4).  «Круг    чтения» (6)

5).  «О голоде» («Помощь голодным») (1)

6). «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая» (2)

7). Послесловие к рассказу Чехова «Душечка» (1)

8). «Послесловие к «Крейцеровой сона­те» (2)

9). Предисловие к роману В. фон По­ленца «Крестьянин» (2)

10). «Так что же нам делать?» (8)

11). «Что    такое    искусство?» (6)

 

+ (<50)

1). Бессмысленные мечтания (2)

2). Дневники (4)

3). Интервью в «Камсковолжском крае» (2)

 4). «Круг чтения» (1)

5). «О средствах помощи населению, пострадавшему от неуро­жая» (2)

6). «Ответ на определение Синода от 20—22 февраля и на полу­ченные мною по этому случаю письма» (2)

7). «Послесловие к воззванию «Помогите!» (1)

8). «Послесловие к «Крейцеровой сонате» (5)

9). «Предисловие к роману В. фон Поленца Крестьянин» (2)

10). «Предисловие   к   сочинениям Гюи де Мопассана» (1)

11). «Рабство нашего времени» (1)

12). «Соединение и перевод четырех Евангелий» (2)

13). «Что такое искусство?» (15)

+ (1)

А.С.Хомяков

-

+ (2)

1). «Дмитрий Самозванец» (4)

-

Н.Г.Чернышевский

+ (3)

+ (1)

-

Б.Н.Чичерин

+ (14)

1). «Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина. Земство и московская дума» (1)

+ (5)

1). «Курс государственной науки. Т. II. Социология» (2)

-

        
 

Таким образом, мы можем видеть, что А.П.Чехов не отдавал предпочтения какому-либо одному философскому направлению или школе. В круге чтения писателя находились как отечественные, так и зарубежные мыслители самых различных эпох.

     Среди отечественных философов для Чехова наибольший интерес, по-всей видимости, представляли В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский, М.В.Ломоносов, М.О.Меньшиков, Н.М.Минский, Г.С.Петров, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, Л.Н.Толстой и Б.Н.Чичерин. Данный вывод был сделан нами на основании того, что именно эти фамилии наиболее часто упоминаются в переписке и произведениях автора, а также того, что в библиотеке Чехова находились их труды.

     Основываясь на данных таблицы, мы также можем предположить, что среди зарубежных мыслителей А.П.Чехова интересовали, прежде всего, представители философии Древнего мира, а также эпох Немецкой классической и Постклассической философии. Так в своём творчестве он уделил особое внимание таким мыслителям, как М.Аврелий, Демосфен, Диоген Синопский, Сократ и М.Т.Цицерон (Древний мир), а также И.Канту, Ф.Лассалю, Ф.-Х.Ницше, Э.Ж.Ренану, Г.Спенсеру и А.Шопенгауэру (Немецкая классическая и Постклассическая философия).

     Безусловно, писателя интересовали также и представители философии Просвещения, Нового времени (Вольтер, Г.Э.Лессинг, Б.Спиноза, И.К.Ф.Шиллер), а также многие другие отечественные и зарубежные мыслители и богословы. Однако в данной статье мы не раскрываем характера этого интереса: отношение Чехова к данным персоналиям и к их учениям будет рассмотрено нами более детально в дальнейших исследованиях. И по тому, как писатель полемизировал или соглашался с теми или иными мыслями философов, можно будет сделать выводы не только о том, кто из них был наиболее близок Чехову, но и о мировосприятии самого автора, о его отношении к окружающему миру, обществу и себе.

Список литературы:

1). Бицилли П.М Трагедия русской культуры. 2000.

2). Бочаров С.Г. Чехов и философия. Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. – М.: Собрание; Наука, 2005. – С. 146-159.

3). Гречнев В.Я. О прозе XIX-XX вв. 2000.

4). Гусев Д.А. Великие философы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – (Великие и знаменитые).

5). Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. – 2-ое изд. – М.: Издательство "Скорпион", 2003. – 218 с.

6). Дунаев М.М. Православие и русская литература. [В 6 ч.] Часть 4. 2003.

7). Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец 19 – первая треть 20 в.) Акад. гуманитар. исслед. 2004.

8). Зябликов А.В. Политическое мировосприятие художника. 2005.

9). Иванов-Разумник История русской общественной мысли. В 3-х т. Т.3. 1997.

10). Канке В.А. Философия: Ист. и сист. курс. – М.: 2002.

11). Лакшин В.Я. Пять великих имен. 1988.

12). Лакшин В.Я. Лев Толстой и А. Чехов. – М., 1975.

13). Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях. Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. 2002.

14). Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. 1995.

15). Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Том 5. Художественная литература. Русский язык. Антология. Издательство Московского университета, 2005.

16). Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о рус. классиках. М., 1972.

17). Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»… О религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова. Иркутск, 1997.

18). Собенников А.С. Чехов и христианство. Иркутск, 2001.

19). Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Рассказывают современники, архивы, музеи. Статьи, подготовка текстов, примечания А.С.Мелковой. – М., 1998.

20). Философы: Краткий биогр. слов. – М.: 2002.

21). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения; В 18-ти т. Т.18. – М.: 1982.

22). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 3. – М.: 1976.

23). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 5. – М.: 1977.

24). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 9. – М.: 1980.

25). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Т. 11. – М.: 1982.

26). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Письма; В 12-ти т. Указатели к томам 1-12. – М.: 1985.

27). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем А.П.Чехова. Под общ. ред. проф. А.М.Еголина, Н.С.Тихонова. М., 1944-1951. Т.14.

28). Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем А.П.Чехова. Под общ. ред. проф. А.М.Еголина, Н.С.Тихонова. М., 1944-1951. Т.15.

29). А.П.Чехов в воспоминаниях современников. – М. 1986.

30). Чехов и Германия: Молодые исследователи Чехова. – Вып. 2. – М., 1996.

31). А.П. Чехов и его среда: Сборник / Под ред. Бельчикова. 1930.

32). Чехов и Лев Толстой: [Сборник]. – М.: 1980.

33). А.П. Чехов: PRO ET CONTRA. 2002.

34). Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. М., 1993.

35). Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996.

36). Чеховские чтения в Ялте. 1993.



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Архетипическое литературоведение, психотерапия и Магический Театр. Часть 1. А.П.Чехов. (Как выйти из сценария Сизифа)
  • Женская типология и А.Чехов. "Как состоявшейся женщине создать счастливую семью" ф-т 17
  • Почти как у Чехова
  • От Чехова до Роджерса, или живая и мёртвая вода современной педагогики.
  • Акцентуации характера у персонажей пьесы А.П. Чехова «Три сестры»
  • Ушла… Читая Чехова
  • Анализ случая самоубийства из рассказа А. П. Чехова «Володя».
  • Верю? Про Станиславского и Чехова
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Из крайности в крайность или что нужно русской женщине для счастья?!
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Письма к людям из прошлого. Изменения когнитивных схем при помощи написания писем.
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я опасен для самого себя: что важно знать об аутоагрессии
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь