Спасение на водах, а также в горах и небесах. История первая. Акула и лифт

Автор статьи: Елена Бартош

Если попытаться объяснить в двух словах, чем занимается гештальт-терапия, то получится - завершением незавершённых ситуаций. Всяких - эмоциональных, ментальных, телесных. Что-то переосмысливается, что-то осознаётся, что-то перепроживается. Каждый человек, имеющий опыт гештальт-терапии, помнит это чувство облегчения - пазл сложился, история закончилась, ситуация завершилась. Больше не болит, не тревожит, не мешает спать, не забирает силы.

Травма - тоже незавершённый гештальт. Что-то случилось внезапно, человек не успел подготовиться. Хотел отреагировать, но по какой-то причине не получилось. Не успел, не сумел, не дали. Не хватило поддержки в переживаниях, чувства были не замечены, проигнорированы окружающими (важными и значимыми для человека людьми).

Движение остановлено, возбуждение сдержано, активность осталась в теле и требует, требует разрядки. Человек легко раздражается, может вспылить, заплакать, рассердиться по пустячному поводу - травматическая активация ищет выхода. Может, наоборот, образоваться скованность, зажатость, появляются фобии - человек пытается избежать новых травмирующих ситуаций, а на актуальные переживания ему не хватает сил.

Если травма недавняя, взрослая, поздняя, понятная, то с ней работать легче - в теле не накопилось ещё столько травматической активации, чтобы стать уже частью характера, да и само травмирующее событие можно вспомнить, и тогда незавершённые телесные реакции проще завершить. А если ранняя - родовая или детская довербальная? О которой нет памяти, потому что не было ещё речи, не было понимания и осознавания, только в теле осталась память?

Тогда приходится отталкиваться от симптома, наблюдать за поведением, за движениями, искать, что требует завершения. Телесные ощущения служат указателями, маркерами травмы и они же помогают найти выход из неё, проложив доступ к инстинктивным ресурсам.

Я расскажу о двух случаях работы с детьми, и одном - со взрослым, приведших к завершению травматических реакций.

С детьми работать проще, потому что можно играть, можно дурачиться, предлагать разные идеи, дети не так критичны и косны, как взрослые. Но зато и обратной связи от них не дождёшься, дети не склонны описывать своё состояние, и тем более анализировать его. Дети внимательны к искренности и спонтанности терапевта, они ценят подвижность и смелость. Спрятаться за бородой, трубкой и умным видом невозможно. Нужно быть внимательным, гибким, вовлечённым и честным. Впрочем, как и со взрослыми.

Акула и лифт

Глеб - красивый восьмилетний мальчик из приличной семьи. Он учится в хорошей школе, занимается в интересных кружках и секциях. У Глеба развитая речь, богатое воображение и любящие родители. Но почему-то не складываются отношения в школе с одноклассниками. Глеб не знает, как подружиться с другими детьми, как заинтересовать их. Он расстраивается, родители переживают. С этим запросом они приходят ко мне.

Мы играем, рисуем, разговариваем. Разыгрываем разные ситуации, обсуждаем происходящее в школе. Глеб сообразительный и тонкий, он сам делает выводы и пробует новые способы. Обстановка в школе потихоньку начинает меняться, наша работа с запросом подходит к концу, но для меня остаётся непрояснённой одна тема. Во всех наших играх, особенно активных (насколько позволяет активничать мой маленький кабинет) заметно сдерживание, осторожность Глеба. Он вроде шустрый, подвижный, и при этом слишком опасливый, часто останавливающийся. Это проявляется и в играх, и в общении. Непонятное пока для меня сочетание.

И вот на одном из занятий я предлагаю новую игру. Это приключения на море и встреча с акулой. И три варианта реакции на эту акулу - бегство, борьба и замирание. В такой игре часто становится понятно, какая именно стратегия реакции на стресс преобладает у клиента, а какая остаётся остановленной, незавершённой.

Замирал Глеб хорошо, бил акулу с удовольствием. А вот когда была ситуация бегства, он сперва было побежал, а потом остановился: "У меня астма, мне нельзя бегать, а то я умру". Я знала про астму, но не знала про такую установку. А акула не ждёт. И я ответила: "Сейчас можно. А если не убежишь от акулы, то она тебя съест и тогда ты точно умрёшь". И мальчик побежал (мы в кабинете кругами да на месте бегаем). И так лихо, так быстро, так легко!

 Убежал, и сразу столько сил прибавилось, и радости. Тогда Глеб станцевал победный танец и говорит: "Вот ведь! И астма, и акула нипочём!"

А на встрече с мамой выяснилось, что у истории про бегство от акулы есть предисловие и эпилог.

Я рассказала ей про акулу, как трудно было побежать, но потом получилось.

А мама рассказала мне,что когда Глебу было 2 года, он убежал от папы и забежал в лифт, а лифт закрылся и поехал, а папа не успел. И мальчик до высокого этажа ехал один. После этого он ужасно боялся лифтов и бегать тоже не любил, но мама одно с другим не связывала. А после нашего занятия сын предложил ей поехать на лифте и сказал "теперь я не боюсь".

Мама не знала, с чем это связано, а я не знала про лифт. Но история завершилась. Глеб перестал себя останавливать, реакция бегства завершилась, и появились силы на другие дела и свершения.

Это очень интересный факт при телесной работе с травмой - совсем не обязательно искать и воспроизводить именно ту, первичную травмирующую ситуацию (да это и нереально чаще всего). Симптом гуляет, перемещается, и страх лифта оказалось возможным проработать и завершить в игре про акулу, убежав от которой, мальчик завершил реальную ситуацию бегства из своего раннего детского опыта.

 2013

На описание каждого случая было получено согласие клиента. Имена и обстоятельства жизни клиентов, не имеющие прямого отношения к терапевтическому процессу, изменены.

 

 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Мамам сыновей читать обязательно! Мальчик в мужском теле. "Разведчикам" посвящается.
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Как было бы, если было бы..."
  • И опять трагедия с детьми, которую можно было избежать
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Как выходить из стресса, если душевное состояние требует "ремонта"?
  • "Почему у меня именно столько денег и сколько я стою?"
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • «Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?»
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"
  • Однажды одна девочка, у которой не было папы, приехала на море.
  • Доверять можно никому. Почему человек "закрытый"?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь