Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"

Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"

25 января меня пригласили в гости на Детское радио в программу "Не игрушка". Каждую субботу в этой программе психолог отвечает на письма детей и говорит с ними в прямом эфире. Я была на радио первый раз и, конечно, волновалась, как все получится. Но обстановка в студии была очень доброжелательной и непринужденной, поэтому справится с волнением было легко. Если интересно, послушать эфир можно по ссылке:

http://www.deti.fm/archives/ni/

Тема передачи была серьезной: "Меня обижают в школе". Это название специально выбрали для детей, хотя на научном языке явление школьной травли, издевательств в школе носит название "Буллинг" (от анг. bully - хулиган, драчун). Это явление распространено во всем мире, причем не только в детских коллективах: в садиках, школах, детских домах, но и во взрослых офисах, компаниях и армии (в виде "дедовщины"). Характерный пример такой ситуации показан в фильме "Чучело". Хотя скорее всего, многие из вас и сами, если и не были непосредственными участниками издевательств (агрессором или жертвой), то точно были свидетелями таких ситуаций в школьные годы.

В школе буллинг проявляется в виде бойкотов, обывательств, избиения, порчи вещей, запугивания и других насильственных действий. Все они направлены на то, чтобы запугать жертву, унизить ее достоинство, часто публично, поиздеваться. Конечно, такое отношение выдерживать очень тяжело. Жертвы буллинга испытывают страх, унижение, обиду, боль и страдания. Часто ребенок получает психологическую травму, последствия которой сказываются и на дальнейших отношениях с разными коллективами.

В чем же причина школьной травли? Причин может быть несколько. Иногда инициатором травли, агрессором, становится бывшая жертва буллинга, которую когда-то очень обидели и унизили, поэтому решив больше такого не допустить, травмированный нападает первым, лишь бы снова не испытать ту же обиду и унижение. Другой причиной может быть неблагополучная или даже асоциальная семья (причем как агрессора, так и жертвы), где насилие - это норма, это часть повседневной реальности семьи. Также причиной агрессивного поведения могут быть и садистские наклонности личности, поэтому их важно выявить как можно раньше для успешной коррекции.

Что характерно для ситуации буллинга в школе? Во-первых, жертва часто оказывается беспомощной, изолированной и не надеется на помошь. Педагоги не всегда замечают такие ситуации, склонны игнорировать их или списывать на банальное баловство и хулиганство. К счатью, далеко не все. Родители, к которым обращается ребенок, тоже не всегда сразу реагируют на его жалобы, давая советы "не обращать внимания" или "дать сдачи". Те дети, которые становятся свидетелями унижений, часто из страха тоже подвергнуться обзывательствам или насилию не рискуют рассказать взрослым о проблеме. В результате, жертва теряет надежду на помощь, смиряется со своей ролью и этот "жертвенный сценарий" становится основным. Ребенок превращается в "козла отпущения", и без серьезной коррекционной и психологической работы ему сложно вырваться из этой роли. Конечно, так бывает не в 100% случаев, у многих детей хватает смелости "отбиться" и отстоять себя, но нужно понимать, что ресурсы ребенка ограничены.

Администрация и педагоги часто до последнего пытаются скрыть случаи насилия в школе, поскольку это может негативно отразиться на репутации школы. Конечно, эамалчивание тоже больше играет на руку агрессору. Для того, чтобы справиться с таким явлением, как школьная травля, необходима совместная работа администрации школы в виде разработки и проведения различных программ по профилактике насилия в школе, родителей и родительского комитета в виде поддержки администрации и участия в разборе как можно большего количества случаев школьной травли. Также родительская поддержка, понимание и защита необходимы ребенку, который подвергается издевательствам. Роль психолога состоит в том, чтобы проводить, как групповые, так и индивидуальные занятия со школьниками, которые так или иначе были вовлечены в проблему, уделяя особое внимание "агрессору" и "жертве" буллинга; также необходима разъяснительная работа с педагогами, администрацией и родителями.

Я очень надеюсь, что в российских школах будет уделяться больше внимания этому вопросу, и совместными усилиями мы сделаем школу безопасной и доброжелательной средой для наших детей.

 

С уважением, Климова А.Г.

 

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рисуночный тест для детей - "Моя жизнь в школе/ в детском садике"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Не пойду в школу" или как помочь первоклашке прожить адаптацию в школе.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь