|
Готовность к школе. "За" и "против"Автор статьи: Ильяшенко Ольга Александровна
По моему опыту, в большинстве своем родители будущих первоклассников больше всего обеспокоены тем, умеет ли их ребенок читать, писать, придают огромное значение получаемым детьми знаниям, записывают детей на всевозможные кружки, где их учат, пожалуй, даже усерднее чем в школе. Но, только ли умение читать определяет школьную готовность? Так ли важно обучать дошкольника иностранному языку и на что действительно важно обратить внимание? Существуют различные критерии оценки готовности ребенка к школе. Важно учитывать и его познавательное развитие, и базовый опыт ребенка, уровень развития речи и слуха, эмоциональное и социальное развитие, умение общаться, развитие психических процессов, таких как память, восприятие, внимание, мышление, уровень физического развития, отношение ребенка к книгам и к учебе в целом. И все это не менее важно, чем умение читать и писать. Но, к сожалению, в погоне за знаниями, часто родители развивают детей односторонне и только тому, что важно по их мнению. Из-за постоянной занятости на кружках и курсах, дети оказываются лишены самого главного – игры. А ведь именно игра является в детском возрасте ведущим видом деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится взаимодействовать с людьми, дружить, понимать и чувствовать Другого. В игре развивается воображение, умение находить нестандартные решения, креативность, мышление, логика. А еще игра – это самостоятельность, ответственность, любознательность и их собственные детские правила. Вспомните, как мы сами в детстве могли скакать верхом на палке целый день и воображать себе, что это богатырский конь. Многие современные дети с трудом понимают значение слова «понарошку». Также важно для социализации ребенка игра в разновозрастной группе, сами игры всегда передавались от старших к младшим. Из-за своей неспособности к сознательному обучению в силу возраста, дошкольник «устает» учиться еще до поступления в школу. Познавательная активность снижается, ему уже просто неинтересно. Беззаботное детство крадут тревожащиеся о школьной успеваемости родители. Бывает, что такая «подготовка» приводит к нервному и умственному истощению, астении психических процессов. Детская психика и так перегружена лишней информацией с экранов телевизоров, а любимыми игрушками давно перестали быть мишки и куклы. Сколько угодно можно рассуждать о необходимости раннего развития, но нельзя забывать, что свое главное развитие ребенок получает через игру, а для нее у современных детей совершенно нет времени. Еще одна проблема с которой я сталкиваюсь это то, что дети в большинстве своем не умеют играть или же не могут играть сами. Они ищут подсказки извне, указания что делать. На самом деле не стоит ожидать, что не проводящий времени в разновозрастной компании на улице во дворе ребенок, сидя дома с вечно занятыми взрослыми сам научится играть. Ребенка этому нужно научить. Да, именно вам. Конечно, я не призываю Вас сейчас к попустительству. Дошкольника безусловно нужно развивать, но это должно происходить не на подготовительных курсах, а в процессе общения, в отношениях, исподволь, незаметно и в игре. Родителям будущих первоклассников стоит обратить внимание на следующие аспекты развития ребенка: - знает ли Ваш ребенок где «лево» и где «право»; - способен ли классифицировать и обобщать предметы; - на каком уровне развита его память, воображение, восприятие; - умеет ли ребенок ориентироваться на листе бумаги; - есть ли у него друзья; - владеет ли он достаточным словарным запасом и насколько развита речь ребенка; - приходилось ли ему бывать на почте, в библиотеке; - насколько широк круг интересов ребенка; - отвечает ли он на вопросы и задает ли их вам; - способен ли рассказать связную историю и прошедших событиях; - на каком уровне находится самооценка ребенка, верит ли он в свои силы; - умеет ли ребенок играть и может ли сам себя занять; - весел ли ваш ребенок; - умеет ли ребенок соблюдать очередность, делиться, подождать, если требуется, слушать не перебивая; - на каком уровне находится физическое развитие ребенка; Большое значение имеет также развитие фонематического слуха, координации, мелкой и крупной моторики, познавательной активности, развитие умения слышать и понимать инструкции, понимать смысл прочитанного взрослым текста, умение сосредотачиваться, быть внимательным, умение избегать конфликта, договариваться. Больше играйте с детьми! Проводите время вместе, показывайте детям красоту природы, тонкости отношений, объясняйте все, что происходит. Говорите о своих чувствах, будьте правдивы и открыты. Хвалите его и смейтесь вместе! Поощряйте его увлечения и хобби, позволяйте играть с разным хламом и чего-то не хотеть. Не отвечайте за него, если обращаются не к вам. Создавайте для ребенка ситуацию успеха! И говорите, говорите, говорите, говорите…. Автор: Ильяшенко Ольга Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|