|
Психическое и физическое развитие ребенка.Автор статьи: Ноздрунова Елена Николаевна
Эти два процесса в норме идут параллельно, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но не заменяют! Чтобы ребенок развивался полноценно его психическое и физическое развитие должно быть своевременным, то есть все должно развивать в положенные возрастные рамки. Если одна из сфер начинает отставать, то это негативно отразиться и на другой. Это так, но тут важно помнить, что это две разных сферы развития – а это значит, что взаимовлияние есть, но оно никогда не будет прямым и одинаково значимым. Это значит, что, во-первых, в разном возрасте взаимное влияние будет разным по количеству, вплоть до полного отсутствия какого-либо влияния. А второе – негативное влияние можно нивелировать, сгладить, посредством психологической коррекции вернуть тот или иной процесс в рамки нормального развития. Например, нарушение двигательного развитие ребенка в возрасте одного года будет оказывать сильное отрицательное воздействие на развития мышления. В таком случае с ребенком можно заниматься непосредственно развитием самого мышления, и тем самым развитие мыслительной деятельности будет проходить нормально, без отставаний. Родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями важно всегда помнить об этих двух составляющих развития. Потому что в 90% случаев ими нужно заниматься отдельно. Если у ребенка есть двигательные нарушения, то родителям нужно заботиться о восстановление его двигательных способностях, но и одновременно заниматься развитие его психической сферой, в первую очередь мыслительной деятельностью и эмоционально волевой сферой. Это достаточно сложно. Проще заняться сначала чем-то одним, а потом другим. Но в случае развития ребенка — это не всегда возможно. Но также это и не значит, что нужно заниматься всем и сразу! Данное представление основано на представление о так называемых сензитивных периодах развития. Сензитивные периоды развития – это периоды наиболее благоприятные для развития тех или иных функций ребенка. В эти периоды ребенок осваивает тот или иной навык, у него формируется тот или иной психический процесс, - быстро, относительно легко для ребенка и как бы естественно. Ребенок естественно образом начинает сидеть, ходить, говорить, у него появляется желание что-то мастерить руками или ходить в кружки. Если ребенок в силу двигательных нарушений не смог вовремя начать ходить, то позже, когда он чисто физически это уже сможет, ему будет сложнее. У него может появиться страхи, ему будет больнее падать, а это может способствовать также развитию страха и нежеланию ходить. Да, и вес ребенка будет больше и это тоже будет усложнять процесс обучения хождению. Так происходит абсолютно со всеми процессами. Сензитивный период той или иной функции – это период, когда весь организма наиболее готов к развитию, наиболее восприимчив и гибок, именно в плане развитие этой конкретной функции. И это тем более важно, что часть психических процессов, если их не развить вовремя, могут и вовсе не развиться. С этим нередко связана вторичная умственная отсталость, например, при ДЦП, алалии или аутизме. Ребенок изначально не имеет умственной отсталость, но в силу нарушения развитие движения, речи или эмоционально-волевой сферы, у него нет возможностей для естественного развития мыслительной деятельности, вследствие чего образовывается грубое недоразвитие, которое уже невозможно или очень сложно исправить. Чтобы не происходила подобных явлений родителям всегда надо помнить о развитие психических процессов ребенка. И важной опорой в понимании того, что нужно развивать сейчас, а с чем действительно можно подождать будут в том числе и сензитивные периоды развития. Таким образом не будет нужды хвататься за все и пытаться все развить – так не хватит ни сил, ни средств. И можно будет занимать самым главным, не боясь упустить ребенка в целом. В заключение еще раз подчеркну, что для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью и достойным членом общества, родителям нужно в одинаковой мере помнить, как о его психическом развитие, так и о его физическом развитие. Возможно, в конкретный момент времени что-то будет на первом месте, а что-то на втором, но эти периоды не должны быть слишком долгие. Грамотно направлять развитие ребенка может только специалист в этой области – психолог, специализирующийся на работе с детьми с нарушением развития. Именно он четко выделит те психические процессы, которые требуют обязательного развития именно сейчас, и те, которые, могут подождать, которые как бы стоят на очереди. Но успех в развитие и обучение ребенка возможен только, если сами родители понимают важность своевременного и полноценного развития ребенка, понимают и всецело поддерживают. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|