Критические и сензитивные периоды развития

На процесс развития ребёнка существуют различные точки зрения. По мнению одних учёных этот процесс является непрерывным, другие учёные считают процесс развития дискретным.

Сторонники непрерывного развития считают, что процесс идёт равномерно, не останавливаясь, не замедляясь и не ускоряясь. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идёт неравномерно, то замедляется, то ускоряется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять этапы и стадии развития, которые качественно отличаются друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития.

Критические и кризисные периоды развития

Среди закономерностей психического развития выделяют неустойчивость развития. Она тесно связана с такими закономерностями психического развития, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность развития характеризуется подъёмом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Гетерохронность же означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Таким образом, неустойчивость развития ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе и кризисные.

Понятие «критический период» ввёл в психологию Л. С. Выготский. Под ним он подразумевал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определённое время. Критический период бывает спокойным (лизис) и переломным (кризис). Периоды переломного развития, кризисные периоды, характеризуются рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием наряду с позитивными и разрушительных тенденций. Л. С. Выготский писал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» [10, 65]. Поэтому он отмечал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» [10, 65].

На протяжении жизни человека отмечается не один кризисный период. Л. С. Выготский выделял такие периоды, как период новорожденности, одного года, трёх лет, шести – семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют и другие критические периоды, в том числе и периоды взрослости. Рассмотрим кризисные периоды детского возраста.

Первый критический период развития ребёнка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребёнок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Психоаналитики считают, что это появление на свет – это первая травма, которую переживает ребёнок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом одного года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки обычно возникают у ребёнка, когда взрослые не понимают его слов, его желаний, его мимики и жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Так как ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые же вынуждены убирать или закрывать опасные для ребёнка предметы (бьющиеся и острые вещи, электроприборы, электрические розетки). Следовательно, не все желания ребёнка выполнимы, так как некоторые его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Даже если и раньше ребёнок был знаком со словом «нельзя», в этот период запрет приобретает особую актуальность.

Кризис трёх лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это один из наиболее сложных моментов в жизни ребёнка. В этот период происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину). В 3 года ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис трёх лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». В возрасте трёх лет ребёнок очень часто проявляет следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Возникновению у ребёнка подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Таким образом, кризис трёх лет ещё называют кризисом «Я сам».

Следующий переломный момент в жизни ребёнка – кризис семи лет. Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через этот кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Причинами этого кризиса являются личностное развитие и появление самосознания. К основным признакам кризиса семи лет относят потерю ребёнком непосредственности, появление манерничанья, симптом «горькой конфеты» (когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать). Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении со взрослыми, ребёнок часто замыкается, становится неуправляемым.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания. Подростковый кризис приходится на возраст 12 – 14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. В этом возрасте кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся неуправляемыми, грубыми, всё делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Таким образом, возрастные кризисы – это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребёнка. Необходимо также помнить и о том, что все кризисы могут смещаться во времени, они не имеют чётких временных рамок. Кризисы длятся недолго, около нескольких месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года или даже двух лет. Обычно это краткие, но бурные стадии.

Сензитивные периоды развития

Среди закономерностей психического развития выделяют и сензитивность.

Слово «сензитивность» («сенситивность», «чувствительность») произошло от латинского слова «sensus», обозначающего «чувство», «ощущение». Таким образом, сензитивность - это характерологическая особенность человека, его способность ощущать, различать, реагировать на внешние раздражители. Соответственно, сензитивным периодом называется период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. То есть, сензитивный период развития – это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения. В сензитивный период развития ребёнок особенно восприимчив к получению определённых знаний и навыков. В основе сензитивного периода лежит приходящее увеличение чувствительности к определённым внешним влияниям. Этот период представляет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Для каждой психической функции определён свой сензитивный период. В данной работе мы рассмотрим лишь некоторые из этих периодов развития ребёнка.

Сензитивные периоды развития речи

Сензитивный период развития речи довольно большой по длительности и занимает весь период дошкольного детства. Сензитивный период формирования речи длится примерно от рождения до шести лет. Причём начало данного этапа происходит ещё во внутриутробном развитии, когда ребёнок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи и может, находясь ещё в животе у матери, реагировать на интонации и настрение мамы.

Возраст до четырёх с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте ещё не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению некоторые взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают, и поэтому пренебрегают общением с ними, тем самым теряя сензитивный период развития речи.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Время, когда он постоянно надувает пузыри из слюней, всё выплёвывает, свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее малыш начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочерёдно друг за другом, стараясь при этом выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала гуление малыша, а затем – произнесение некоторых сочетаний звуков. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже учится понимать.

В возрасте приблизительно около года ребёнок старается выговорить своё первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации: он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться ей из-за недостатка его словарного запаса. Малыш хочет говорить, но ещё не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять более часто произносимые слова. В этом возрасте ребёнок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном их по-прежнему останется небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем. Что ребёнок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносит слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создаётся впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сензитивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, чёткостью, ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ними общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвистической среде, т.е. при возможности освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными, что путаницы со словами у них не произойдёт. Дети не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст с двух с половиной лет и до трёх лет характеризуется тем, что ребёнок начинает вести монолог с самим собой. Впоследствии эти монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет судить лишь косвенно.

Возраст с трёх с половиной лет до четырёх лет характеризуется употреблением ребёнком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, ребёнок может о чём-то попросить. Данный этап обусловливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания.

Следующий серьёзный шаг в развитии речи ребёнка проявляется в возрасте от четырёх лет до четырёх с половиной лет – дошкольник пытается писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучался ли ребёнок ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что ребёнок уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к

этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определённым образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умения их складывать в слова, ещё и понимание мыслей других людей, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Таким образом, при грамотной помощи со стороны взрослых на каждом этапе становления речи ребёнка к возрасту пяти – шести лет его речь будет на уровне речи взрослых, за исключением специализированной лексики, сложных грамматических конструкций.

Сензитивный период сенсорного развития

Сензитивный период сенсорного развития в среднем длится от рождения до пяти с половиной лет. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребёнка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

Развитие органов чувств малыша начинается ещё во внутриутробной жизни, многие сенсорные системы к моменту рождения уже относительно сформированы (новорожденный видит, слышит, чувствует вкус, различает запахи, демонстрирует кожную чувствительность).

Развитие органов чувств подталкивается двумя основными силами - постепенным развитием мозга, созреванием определенных нервных структур (внутренний ресурс) и постоянными упражнениями, получением новых впечатлений (внешний ресурс).

Смысл сензитивного периода сенсорного развития заключается в том, что основная познавательная активность ребенка направлена на чувственное познание окружающего мира. Если взрослые будут активно и умело помогать ребёнку знакомиться с окружающим миром во всём его многообразии, то органы чувств ребёнка смогут достичь по уровню своего развития едва ли не предела человеческих возможностей.

Сензитивный период физического развития

Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от одного года до четырёх лет. Его важность для общего развития ребёнка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции лёгких ребёнка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Этот сензитивный период отличается своей неоднородностью: в течении его имеются моменты времени, когда ребёнок концентрирует своё внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребёнка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать всё более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того чтобы выполнить любое движение, нужно проявить определённые физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идёт и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определённые качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой.

Сензитивные периоды способностей и сензитивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырёх лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией лёгких, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сензитивного периода детей интересуют только движение, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определённой степенью координации, выразительности и свободы движений.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трёх качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сензитивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений. Как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сензитивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно, или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна профилактическая и оздоровительная работа по физическому воспитанию.

Двигательная деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который прежде всего заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям – перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это ходьба, прыжки, бег, метание.

В процессе научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и т.д. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена степенью развитости физических качеств ребёнка.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое развитие малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи до десяти лет характеризуется довольно высоким уровнем сензитивности к влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте двух с половиной – шести лет ребёнок начинает активно интересоваться формами поведения людей. Если маленькие дети не обращают друг на друга особого внимания и воспринимают друг друга скорее как объекты, то теперь они начинают понимать, что и они сами, и окружающие их другие дети – люди и личности. Поэтому для общения с другими людьми детям приходится учиться договариваться, находить компромиссы, искать приемлемые варианты поведения.

Именно поэтому в этом возрасте ребёнка начинают интересовать формы вежливого поведения. Следует отметить, что овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и т.п. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребёнок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своём поведении.

В этом возрасте ребёнок очень быстро усваивает формы общения, хочет их применять. Главное правило в данном случает – ребёнок должен прожить (а не услышать от взрослых) все те нормы и правила, которые он должен усвоить. И сами взрослые должны их придерживаться. То есть огромную роль в данном слкчает играет личный пример взрослых.

Таким образом, сензитивный период развития социальных навыков – это уникальное время, когда ребёнка можно с лёгкостью научить культурным формам общения, чтобы он мог уверенно чувствовать себя, находясь в обществе самых различных людей.

Библиография

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
  2. Александров А. А. Психогенетика: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  5. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 288 с.
  6. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз», 2000. – 272 с.
  7. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  9. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов / под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 447 c.
  10. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. – 208 с.

 

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Возрастные периоды развития человека по Эриксону
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Показатели развития ребёнка от 0 мес. до 1 года.
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • «Советы родителям: Как поддержать ребёнка в период соревнований?!»
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Потребности развития ребёнка
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Гаджеты нужны для развития ребёнка!
  • Экспресс – диагностика уровня развития ребёнка
  • Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • Коррекция движений развития контакта как ресурс



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь