Коррекция движений развития контакта как ресурс

Практикующему психологу и коучу доводится сталкиваться с ситуацией клиента, испытывающего сложности с реализацией задуманного. И речь идет не о постановке цели, часто клиент декларирует свою цель, что называется, с порога. Запрос клиента касается ее реализации. В жизни клиента это может выглядеть как возникновение препятствий, порой кажущихся ему непреодолимыми: всевозможные отсрочки, страхи и прочие «невозможности». При этом неоднократно осуществлялось планирование и попытки этот план реализовать.  Классические этапы подобного сложного волевого действия имеют следующую структуру:

 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) решение;

4) исполнение. [1, 570]

Разбирая конкретную ситуацию подобного клиента, психолог анализирует характер прохождения клиентом всех этапов, его личностные особенности и личную историю.  Для получения реального эффекта в реализации целей следует обращать внимание еще и, по формулировке С.Л. Рубинштейна, на свойственную  клиенту активность [1, 593]. Именно в этой области может находиться необходимый клиенту  ресурс. Каковы особенности активности клиента и  что поможет ему сформировать  более успешные паттерны?

Автору близок феноменологический подход Руэллы Франк, акцентирующий внимание на телесном опыте довербального периода.            Р. Франк рассматривает развитие ребенка с точки зрения развития его кинестетических процессов. Согласно Р. Франк, в течении первого года жизни ребенка закладывается не только его двигательный репертуар, но и  структура его взаимодействия с окружающим миром. Основой данного репертуара являются  6 базовых движений развития контакта в младенческом возрасте [2]:

  1. Уступание своего веса поверхности (yield),
    2. Толкание (push),
             3. Дотягивание до другого (reach),
             4. Ухватывание того, до чего младенец дотянулся (grasp),
             5. Притягивание этого к себе (pull),
             6. Высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт (release).

Учитывая,  что, по словам С.Л. Рубинштейна, внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешнее действие [1, 600], для дальнейшего понимания ресурса клиента нам следует разобраться, как эти довербальные движения преломляются в его взрослой жизни и мешают контакту с другими людьми и с миром в целом:

  1. Уступание своего веса поверхности – способность расслабиться, ощутить безопасность; если нет ощущения безопасности – страхи, потребность в контроле;
  2. Толкание – возможность опереться,  чувствовать доверие; при отсутствии доверия к миру – инфантильность, неумение чувствовать опору как таковую, неуверенность;
  3. Дотягивание до другого – желание тянуться к миру; нарушение данного этапа ведет к апатичности, неосознаванию собственных желаний либо к неадекватным ожиданиям;
  4. Ухватить то, до чего дотянулся – притягивать к себе, реализация желания; при отсутствии данной способности – неуверенность в собственных силах, самосаботаж;
  5. Притягивание этого к себе – умение присвоить, насытиться, получить от этого удовольствие; неумение присвоить дает в дальнейшей жизни обесценивание всего, что получает, разрушительные побуждения, желание отнять, ненасытность;
  6. Высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт – умение качественно отдать, поделиться; при нарушении данного движения – обесценивание того, чем обладает, жадность, ревность.

Данные нарушения подлежат диагностике и коррекции в оптимальной последовательности. Следует отметить, что первые два движения терапевтируются методами телесной терапии, четыре остальных – вербально, доступными специалисту методами. Причем пятое и шестое движения контекстуальны, а это требует дополнительной работы. В результате клиент получает  новые стратегии взаимодействия с миром: в отношениях, материальной сфере, в сфере получения  информации, ведения бизнеса и даже в плане получения эффекта от терапии.

Таким образом, наличие связи ранних двигательных паттернов с особенностями контакта у взрослых  дает возможность диагностики и терапии движений развития контакта. Ресурсом для клиента станут новые, более успешные и эффективные для постановки и достижения целей реализуемые на практике паттерны поведения.

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Серия: Мастера психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

2.    Frank R. Body of Awareness: A Somatic and Developmental Approach to Psychotherapy / R. Frank – Cambridge, MA: gestalt Press, 2001, 232 рр.

 

Опубликовано: Кобикова Ю.В. Коррекция движений развития контакта как ресурс  / Ю.В. Кобикова. – Бочаровські читання : тези доп. учасників Міжнар. наук.-практ. конф., присвяч. 25-річчю підгот. психологів у Харків. нац. ун-ті внутр. справ (Харків, 13 квіт. 2018 р.) / МВС України, Харків. нац. ун-т внутр. справ. – Харків, 2018. – С.144-146



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Особенности развития формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей.
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • 3 списка, раскрывающих особенности скайп-терапии для клиента
  • Кризис как ресурс для жизни, движения вперед
  • Симптом как ретрофлексивная форма контакта с окружающим миром
  • Действие клиента - залог успешной терапии.
  • Круги депрессии и связь клиента с внешним миром
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Ресурс клиента
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Структура речи клиента, пунктуация встреч и особенности молчания.
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • метафора в жизни клиента
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Качество моей жизни и жизни клиента
  • О гештальт терапии для клиента
  • Права клиента в терапии
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • Как определить образ жизни клиента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь