|
Ресурс клиентаАвтор статьи: Татьяна Силаева
Ресурсы клиента Собственно, под ресурсом клиента подразумевается энергия его жизнеобеспечения в определенный промежуток времени (желательно, всю его жизнь). Это мое видение ресурса человека. Потому, как ресурсом страны является природные богатства (чуть не написала "народные..."), запасы золота, нефти (в России), денежный эквивалент, человеческий ресурс ( ученые, известные личности, таланты, специалисты, просто все люди, женщины (нашей страны), молодое поколение, и т.д.). У клиента же, ресурсами, несомненно, являются: его ценности (насколько они сформированы или нет), его жизненный опыт (приобретенная модель поведения в кризисных ситуациях), его жизненная история (и история его рода), наследственность (генные особенности), история народа (как общественно значимые нормы и правила, традиции) и др. факторы. Приоритет в списке ресурсов отдается ценностям. Если ценности сформированы, то остальные ресурсы крутятся на них, как нанизанные ингредиенты шашлыка на шампур. Если же ценности слабые, то ингредиенты шашлыка гуляют сами по себе, в зависимости от тех рук, в которые они попадают. Если попадут в ручки ребенка, то шашлык ждет "одна судьба", ели в руки мужчины - то другая судьбинушка....а уж, если шашлыком угостят собачку, то шашлык даже не прожуют. То есть, с клиентом, выяснив его запрос-трудность, проводим диагностику наличия его ценностей. Для этого применяется вопросно-ответный метод. В данном случае это:
Начинаем всегда с вопросов о других (внешние вопросы). Так клиент раскроется полнее (бессознательное не блокируется, из-за страха критики Его Я: он же о других говорит). И только в самом конце о нем, любимом. В принципе, говоря о других, он расскажет все о себе. Но главное, что в его рассказе мы выявляем его ресурсы. А также и причинно-следственные связи его проблемы. Так, в течении всей терапии мы можем уже опираться на его ресурсы в момент его отвержения, ступора, зависания, ухода от терапии и проблемы из-за страха увидеть прошлое без иллюзий и снять завес лояльности предкам. Показать, что родители не святые. Т, главное, что они в этом не виноваты. Это легко сделать при его путешествии в свое детство, в детство мамы и папы..... Только выводы не нужно озвучивать, типа:" вот теперь-то вы поняли, что вы повторяете ошибки предков?". Не стоит навязывать ему из-за сопротивления клиента. Так как он, при возвращении в свое детство, бессознательно ставит вас-психолога в роль папы-мамы (бывших обидчиков и причины его проблем сейчас). примерно в середине исследования клиента, необходимо задать вопросы: - что самого плохого было в вашем детстве - и что самого хорошего....вы помните? - за что ругали - и за что хвалили вас в детстве? Заканчиваем эти 4 вопроса обязательно положительным моментом. Если клиент не вспомнит или скажет, что не ругали и не хвалили, то пусть вспомнит тех, кто это делал для него. Затем проводим дальнейшее исследование его запроса, можно совместно с психотерапией. Затем задаем вопросы: - а кому вы помогали? помогли? почему вы так думаете? расскажите об этом....что вы чувствовали тогда ...и что чувствуете сейчас?..... Собственно, на этой позитивной ноте, можно и закончить консультацию. Я описала только возможную модель консультации. При каждом новом запросе, сессия будет иная. Но важно запомнить, что УХОДИТЬ от нас клиент должен ТОЛЬКО В РЕСУРСНОМ СОСТОЯНИИ! Тогда и возвращаться он будет к вам с надеждой и мотивацией. Так как именно РЕСУРСНОЕ ИСТОЩЕНИЕ привело его к вам! Случаи же "неизбежных ухудшений состояния клиента" должны быть контролируемы специалистом. Каким образом? Вот так:
Для этого задаем вопросы про чувства в баллах в самом начале консультации и по ее окончанию. Например: спрашиваем в конце сессии: "с каким чувством вы говорили мне о своем запросе в начале консультации. Определите это чувство в бвллах по 10-бальной шкале. А теперь какое чувство у вас в баллах? - это например, после того как клиент рассказал о тех моментах и людях, которым он помог в течении жизни....кто его любил...хвалил...уважал....дорожил им.... Завершить консультацию нужно вопросом: " Как теперь вы относитесь к себе? Можете ли вы теперь простить людям то/, что вам в них не нравится? Почему?.... P.S. Дело в том, что все запросы основаны на дисгармонии и внутри личностного конфликта человека, по причине его неприятия им какой-то его части в нем самом. Поэтому при ресурсном состоянии дисгармония смещается в сторону гармоничного состояния. И еще раз о вопросах: остерегайтесь "прямых заключений-вердиктов", типа: "вот видите сами - это у вас потому......". Поменяйте тоже самое на вопрос-размышление, как вероятностно разрешимые ответы: "что вам напоминает ваше неприятие в людях неряшливости-несправедливости-вранья....? откуда это? когда и как вы столкнулись с подобным-похожим в вашем детстве? были ли такие черты у мамы-папы и как они на это реагировали.....? Ответа ждать не обязательно, либо отпустить клиента с этими вопросами до следующей сессии, чтобы его посетил инсайт. Эти вопросы не нарушат ресурсного состояния клиента. Потому что ОНИ НЕ ЕГО ЛИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ. И даже если он лоялен своему роду, все равно это не его личная вина. Она его не коснется. Зато позволит взглянуть со стороны...... Возможно, впервые. И тогда откроются щирокие горизонты осознания! Автор статьи клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы Для клиентов
и для специалистов.... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|