Ресурс клиента

Автор статьи: Татьяна Силаева

Ресурсы клиента

Ресурс клиента

Собственно, под ресурсом клиента подразумевается энергия его жизнеобеспечения в определенный промежуток времени (желательно, всю его жизнь). Это мое видение ресурса человека. Потому, как ресурсом страны является природные богатства (чуть не написала "народные..."), запасы золота, нефти (в России), денежный эквивалент,  человеческий ресурс ( ученые, известные личности, таланты, специалисты, просто все люди, женщины (нашей страны), молодое поколение, и т.д.).

У клиента же, ресурсами, несомненно, являются:  его ценности (насколько они сформированы или нет), его жизненный опыт (приобретенная модель поведения в кризисных ситуациях), его жизненная история (и история его рода),  наследственность (генные особенности), история народа (как общественно значимые нормы и правила, традиции)  и др. факторы.

Приоритет в списке ресурсов отдается ценностям. Если ценности сформированы, то остальные ресурсы крутятся на них, как нанизанные ингредиенты шашлыка на шампур. Если же ценности слабые, то ингредиенты шашлыка гуляют сами по себе, в зависимости от тех рук, в которые они попадают. Если попадут в ручки ребенка, то шашлык ждет "одна судьба", ели в руки мужчины - то другая судьбинушка....а уж, если шашлыком угостят собачку, то шашлык даже не прожуют.

То есть, с клиентом, выяснив его запрос-трудность, проводим диагностику наличия его ценностей. 

Для этого применяется вопросно-ответный метод. В данном случае это:

  • что вам нравится в людях и что не нравится?
  • с кем бы вы пошли в разведку (иное испытание)
  • что можете простить партнеру?
  • чего не можете простить партнеру?
  • что самого хорошего можете сказать про: 1) маму? 2) папу 3) их отношениях?
  • какая вы? ваши плюсы и минусы?
  • что вы хотите от жизни (жизненные смыслы)
  • представьте что у вас есть один только, последний год жизни
  • представьте что завтра будет ваш последний день...расскажите о нем???

Начинаем всегда с вопросов о других (внешние вопросы). Так клиент раскроется полнее (бессознательное не блокируется, из-за страха критики Его Я: он же о других говорит). И только в самом конце о нем, любимом.

В принципе, говоря о других, он расскажет все о себе.

Но главное, что в его рассказе мы выявляем его ресурсы. А также и причинно-следственные связи его проблемы.

Так, в течении всей терапии мы можем уже опираться на его ресурсы в момент его отвержения, ступора, зависания, ухода от терапии и проблемы из-за страха увидеть прошлое без иллюзий и снять завес лояльности предкам. Показать, что родители не святые. Т, главное, что они в этом не виноваты. Это легко сделать при его путешествии в свое детство, в детство мамы и папы.....

Только выводы не нужно озвучивать, типа:" вот теперь-то вы поняли, что вы повторяете ошибки предков?". Не стоит навязывать ему из-за сопротивления клиента. Так как он, при возвращении в свое детство, бессознательно ставит вас-психолога в роль папы-мамы (бывших обидчиков и причины его проблем сейчас).

примерно в середине исследования клиента, необходимо задать вопросы:

- что самого плохого было в вашем детстве

- и что самого хорошего....вы помните?

- за что ругали

- и за что хвалили вас в детстве?

Заканчиваем эти 4 вопроса обязательно положительным моментом. Если клиент не вспомнит или скажет, что не ругали и не  хвалили, то пусть вспомнит тех, кто это делал для него.

Затем проводим дальнейшее исследование его запроса, можно совместно  с психотерапией.

Затем задаем вопросы:

- а кому вы помогали? помогли? почему вы так думаете? расскажите об этом....что вы чувствовали тогда ...и что чувствуете сейчас?.....

Собственно, на этой позитивной ноте, можно и закончить консультацию.

Я описала только возможную модель консультации. При каждом новом запросе, сессия будет иная.

Но важно запомнить, что 

УХОДИТЬ от нас клиент должен ТОЛЬКО В РЕСУРСНОМ СОСТОЯНИИ!

Тогда и возвращаться он будет к вам с надеждой и мотивацией.

Так как именно РЕСУРСНОЕ ИСТОЩЕНИЕ привело его к вам!

Случаи же "неизбежных ухудшений состояния клиента" должны быть контролируемы специалистом. Каким образом? Вот так:

  • Ухудшения состояния клиента должны быть только в момент консультации!
  • Они должны быть перекрыты психологом и его поддержкой позитивными чувствами!
  • Клиента отпускаем с психотерапии только в ресурсном состоянии. Это ситуации его жизненного опыта, в которых он себе нравился: был сильный...уверенный...успешный...красивый....любимый....
  • Разница прихода к психологу и ухода от психолога должна четко определяться повышением общего благосостояния клиента. Общего - это и ментального и физического. Тем более, что они связаны.

Для этого задаем вопросы про чувства в баллах в самом начале консультации и по ее окончанию. Например: спрашиваем в конце сессии: "с каким чувством вы говорили мне о своем запросе в начале консультации. Определите это чувство в бвллах по 10-бальной шкале. А теперь какое чувство у вас в баллах? - это например, после того как клиент рассказал о тех моментах и людях, которым он помог в течении жизни....кто его любил...хвалил...уважал....дорожил им....

Завершить консультацию нужно вопросом: " Как теперь вы относитесь к себе? Можете ли вы теперь простить людям то/, что вам в них не нравится? Почему?....

P.S.

Дело в том, что все запросы основаны на дисгармонии и внутри личностного конфликта человека, по причине его неприятия им какой-то его части в нем самом. Поэтому при ресурсном состоянии дисгармония смещается в сторону гармоничного состояния.

И еще раз о вопросах: остерегайтесь "прямых заключений-вердиктов", типа: "вот видите сами - это у вас потому......".

Поменяйте тоже самое на вопрос-размышление, как вероятностно разрешимые ответы: "что вам напоминает ваше неприятие в людях неряшливости-несправедливости-вранья....? откуда это? когда и как вы столкнулись с подобным-похожим в вашем детстве? были ли такие черты у мамы-папы и как они на это реагировали.....?

Ответа ждать не обязательно, либо отпустить клиента  с этими вопросами до следующей сессии, чтобы его посетил инсайт. Эти вопросы не нарушат ресурсного состояния клиента. Потому что ОНИ НЕ ЕГО ЛИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ. И даже если он лоялен своему роду, все равно это не его личная вина. Она его не коснется. Зато позволит взглянуть со стороны......

Возможно, впервые. И тогда откроются щирокие горизонты осознания!

Автор статьи                      клинический психолог Татьяна Силаева

 

интеренет-курсы  Для клиентов

  1. Обретение успеха. Самотерапия страха
  2. Как предупредить супружеский конфликт - др.ситуации
  3. Достижение цели спортсменами и людьми от 10-120 лет

и для специалистов....



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Запрос клиента "Помогите понять..."
  • Трогательный рассказ маленького клиента "Люди за стеклом"
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • "Да, но..." - одна из любимых игр немотивированного клиента.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Тренинг общения по телефону, обучающая игра "Угадай клиента"
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Портрет клиента "Домохозяйка в кризисе среднего возраста"
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Портрет клиента -"Семейная пара в кризисе"
  • Признаки клиента "на поныть". Слова - маркеры.
  • Откровенность, как стремление "отпугнуть" не своего клиента.
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Портрет клиента "Трудоголик"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь