Все знают, что с клиентами лучше всего исключить все возможные встречи в жизни, за исключением, непосредственно, терапии. Но не всегда так получается. Несколько моих клиентов пришли уже студентами обучающих программ по психологии, или же стали ими по моему приглашению, посещают со мной одни и те же мероприятия, типа конференций, интенсивов, специализаций и других групп. Понимание, что избежать этого невозможно, не уменьшает определенного напряжения, которое сопровождает эти пересечения.
В какой-то момент, мне казалось, что этого напряжения нет, вроде как люди в программах, понимают про «границы», «контексты» и так далее, но чрезмерная робость или же, наоборот, претензия на бОльшую близость со стороны клиентов, делали меня несвободной и неуместной, что ли. Такое едва ощутимое ноющее ощущение, которое неизбежно перерастает в напряжение, а затем - в злость.
С популярностью социальных сетей стала актуальна следующая история: задавать какие-нибудь вопросы про профессиональное, даже очень отстраненно, как коллега коллеге. И вроде бы, все чинно, мирно, благородно, а напряжение появляется вполне себе ощутимое.
Тут я стала перебирать все моменты, все чувства, которые возникают, все стратегии, которых в тот момент я придерживалась в терапии, и оказалось, что все складывается в единый пазл. И чувства мои были характерны для сложившихся ситуаций, и интенсивность их зависела от степени напряженности момента, к которому мы подошли в терапии. Только получалось так, что дополнительно я делала очень затратную, незапланированную работу.
Что же делать со всем этим? – был мой следующий вопрос самой себе. В разных ситуациях я пробовала различные способы поведения, спрашивала у коллег, что предпринимают они в подобных ситуациях. Поняла, что есть вещи универсальные, которые подойдут многим, а есть индивидуальное отношение «клиент-терапевт», в котором невозможно все объяснить словами, и во многом надо верить себе, учитывая особенности клиента и свои собственные «ловушечки», естественно.
Про себя же я поняла не все, и сейчас, при написании этого текста, прихожу к выводам, что вряд ли это конечный вариант. И меняться он будет со мной вместе: моим опытом, клиентами, степенью загруженности, моими периодами спокойствия или кризисами.
Как же хорошо, что этот список можно менять.
Итак, выводы. Здесь я бы обозначила 2 вида встреч – реальные и виртуальные.
Социальные сети.
С клиентом на личной терапии, желательно, при заключения контракта обговариваю, что в социальных сетях я не консультирую, не отвечаю на острые вопросы и не даю рекомендаций.
Если это острое состояние, то уж позвоните мне и будем решать по факту.
Если это интерес ко мне, как к более опытному коллеге – то придержите его до терапии, скорее всего, это будет полезнее для вас самих.
На время терапии обозначаю, что «дружба» в соц.сетях носит номинальный характер и не предполагает развития, и обговариваю, что соблюдать эти рамки необходимо с двух сторон
Для себя лично, признаю пространство соц.сетей как то место, где меня «видят» через мои репосты, публикации, интересные страницы, лайки, фотографии и т.д. Просто учитываю это как степень моей открытости, которая все равно просачивается. И это мой выбор, я способна это регулировать, позаботиться о своей личной безопасности.
Реальные пересечения:
Предупреждаю клиента, что не смогу послужить привычной поддержкой, что не является отвержением или ухудшением моего отношения к нему
Если я замечаю клиента и вижу, что он заметил меня, - здороваюсь, ни в коем случае не игнорирую его (вроде и так понятно, но тем не менее)
Прислушиваюсь к своим чувствам и ощущениям, не забываю заботиться о себе, понимая, что это не терапевтическое пространство, здесь иначе распределяется ответственность между нами двумя.
Учитываю степень своей открытости, больше говорю о своих чувствах, стараюсь не делиться личными историями (к примеру, при участии на мастер-классах в роли равнозначных участников)
И все же, стараюсь не пересекаться с клиентом в узких дружеских компаниях, где предполагается слишком большая степень открытости с учетом данного контекста и моего собственного состояния
Еще я вспомнила как мне было встречать своих терапевтов на тех же самых мероприятиях. Волнительно, смутительно, хотелось показаться хорошей и умной, поймать теплый взгляд. Понимаю сейчас, что была достаточно уязвима в этом. Да что уж про прошлое, и сейчас подобные чувства проскакивают – не такой интенсивности, не все и не всегда. Да, тут же приходит понимание, объяснения и галочки «надо будет поговорить об этом на своей терапии», но чувства все равно есть. Думаю, это один из важнейших моих выводов и самых простых – в первую очередь встречаются два «живых» человека, жизни которых на конкретный момент времени переплетены, и у обоих есть много всего по этому поводу. Важно просто не забывать об этом.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.