Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?

 

Все знают, что с клиентами лучше всего исключить все возможные встречи в жизни, за исключением, непосредственно, терапии. Но не всегда так получается. Несколько моих клиентов пришли уже студентами обучающих программ по психологии,  или же стали ими по моему приглашению, посещают со мной одни и те же мероприятия, типа конференций, интенсивов, специализаций и других групп. Понимание, что избежать этого невозможно, не уменьшает определенного напряжения, которое сопровождает эти пересечения.

В какой-то момент, мне казалось, что этого напряжения нет, вроде как люди в программах, понимают про «границы», «контексты» и так далее, но чрезмерная робость или же, наоборот, претензия на бОльшую близость  со стороны клиентов, делали меня несвободной и неуместной, что ли. Такое едва ощутимое ноющее ощущение, которое неизбежно перерастает в напряжение, а затем - в злость.

С популярностью социальных сетей стала актуальна следующая история: задавать какие-нибудь вопросы про профессиональное, даже очень отстраненно, как коллега коллеге. И вроде бы, все чинно, мирно, благородно, а напряжение появляется вполне себе ощутимое.

Тут я стала перебирать все моменты, все чувства, которые возникают, все стратегии, которых в тот момент  я придерживалась в терапии, и оказалось, что все складывается в единый пазл. И чувства мои были характерны для сложившихся ситуаций, и интенсивность их зависела от степени напряженности момента, к которому мы подошли в терапии. Только получалось так, что дополнительно я делала очень затратную, незапланированную работу.

Что же делать со всем этим? – был мой следующий вопрос самой себе. В разных ситуациях я пробовала различные способы поведения, спрашивала у коллег, что предпринимают они в подобных ситуациях. Поняла, что есть вещи универсальные, которые подойдут многим, а есть индивидуальное отношение «клиент-терапевт», в котором невозможно все объяснить словами, и во многом надо верить себе, учитывая особенности клиента и свои собственные «ловушечки», естественно.

 Про себя же я поняла не все, и сейчас, при написании этого текста, прихожу к выводам, что вряд ли это конечный вариант. И меняться он будет со мной вместе: моим опытом, клиентами, степенью загруженности, моими периодами спокойствия или кризисами.

Как же хорошо, что этот список можно менять.

Итак, выводы. Здесь я бы обозначила 2 вида встреч – реальные и виртуальные.

 

Социальные сети.

  1. С клиентом на личной терапии, желательно, при заключения контракта обговариваю, что в социальных сетях я не консультирую, не отвечаю на острые вопросы и не даю рекомендаций.
  2.  Если это острое состояние, то уж позвоните мне и будем решать по факту.
  3. Если это интерес  ко мне, как к более опытному коллеге – то придержите его до терапии, скорее всего, это будет полезнее для вас самих.
  4. На время терапии обозначаю, что «дружба» в соц.сетях носит номинальный характер и не предполагает развития, и обговариваю, что соблюдать эти рамки необходимо с двух сторон
  5. Для себя лично, признаю пространство соц.сетей как то место, где меня «видят» через мои репосты, публикации, интересные страницы, лайки, фотографии и т.д.  Просто учитываю это как степень моей открытости, которая все равно просачивается. И это мой выбор, я способна это регулировать, позаботиться о своей личной  безопасности.

Реальные пересечения:

  1. Предупреждаю  клиента, что не смогу послужить привычной поддержкой,  что не является отвержением или ухудшением моего отношения к нему
  2. Если я замечаю клиента и вижу, что он заметил меня, - здороваюсь, ни в коем случае не игнорирую его (вроде и так понятно, но тем не менее)
  3. Прислушиваюсь к своим чувствам и ощущениям, не забываю заботиться о себе, понимая, что это не терапевтическое пространство, здесь иначе распределяется ответственность между нами двумя.
  4. Учитываю степень своей открытости, больше говорю о своих чувствах, стараюсь не делиться личными историями (к примеру, при участии  на мастер-классах в роли равнозначных участников)
  5. И все же, стараюсь не пересекаться с клиентом в узких дружеских компаниях, где предполагается слишком большая степень открытости  с учетом данного контекста и моего собственного состояния

 

Еще я вспомнила как мне было встречать своих терапевтов на тех же самых мероприятиях. Волнительно, смутительно, хотелось показаться хорошей и умной, поймать теплый взгляд. Понимаю сейчас, что была достаточно уязвима в этом. Да что уж про прошлое, и сейчас подобные чувства проскакивают – не такой интенсивности, не все и не всегда. Да, тут же приходит понимание, объяснения и галочки «надо будет поговорить об этом на своей терапии», но чувства все равно есть. Думаю, это один из важнейших  моих выводов и самых простых – в первую очередь встречаются два «живых» человека, жизни которых на конкретный момент времени переплетены, и у обоих есть много всего по этому поводу. Важно просто не забывать об этом.



Просмотров: 703
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого не будет в терапии
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Расстановки. Есть ли у этого метода терапии будущее?
  • Почему я не даю советов на терапии ( а эффект от работы все равно есть)
  • Особенности IFS терапии в работе с клиентами
  • 3 списка, раскрывающих особенности скайп-терапии для клиента
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Какие вопросы неплохо бы задавать себе чаще всего
  • Сопровождение или изменение клиента. Близость в терапии
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Если вас внезапно охватили сильные чувства. Или как позаботиться о себе в трудные времена.
  • Какие методы терапии лучше всего работают с подростками и детьми?
  • Лишний вес. Есть ли способы терапии?
  • Почему клиенты сбегают из терапии и как этого избежать
  • Права клиента в терапии
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • О гештальт терапии для клиента
  • Фрустрация клиента в гештальт-терапии
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Завершение терапии, уход клиента
  • Как я работаю с сопротивлением клиента в терапии
  • Если я дошла до терапии, я уже на своей стороне
  • Очень просто о групповой терапии
  • Рейтинг трудных мест в терапии (для клиента)
  • Как психологи определяют готовность клиента к терапии.
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Действие клиента - залог успешной терапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь