Почему клиенты сбегают из терапии и как этого избежать

Думаю, что эта тема будет актуальной и для психологов, и для клиентов. Сразу хочется отметить разницу между понятиями "уход" и "побег".

Уход - это осознанный выбор, когда клиент осознаёт полученный в работе со специалистом опыт, может его интегрировать в свою жизнь или же он просто лучше осознал свою мотивацию, понял, что ему нужно нечто другое.

Побег - это  импульсивный, эмоциональный поступок, который отражает неосознанные, сильные чувства:

  • страх (как ему можно довериться? ранее я об этом пожалел)
  • гнев/обида (меня не удовлетворили так, как я этого хочу, это недопустимо!)
  • разочарование (рассчитывал, что всё будет гораздо легче)

Эти чувства могут возникать в следствие одного или нескольких факторов.

Маркетинговый фактор:

Это особенно важно на этапе выбора психолога и на первой встрече. Именно благодаря ему строится первое впечатление. Успешно построенный, но не лицемерный образ позволит нам завязать контакт на первое время, когда позитивные проекции клиента смогут найти отклик в его восприятии. Этого хватает обычно на первые 5-10 встреч, однако если присутствует идеализация со стороны клиента, возможно и на больше.

Как строить маркетинговый образ - отдельная тема, но скажу сразу, что влияет всё: от нюансов на фото до содержания вашей стены в соцсетях.

Временной фактор:

В начале терапии многое зависит от того, какой образ сложился в сознательном и бессознательном клиента. Я часто спрашиваю почему выбрали именно меня, что стоит за этим, каковы ожидания от процесса, как вообще вы представляете тот результат, за которым пришли и сколько, по-вашему, нужно приложить для этого усилий.

На более поздних стадиях важно следить как меняется глубина запроса и первоначальная мотивация. Если есть необходимая "прочность" контакта, это стоит озвучивать в удобной и понятной для клиента форме.

Личные особенности психотерапевта и клиента:

Конечно, люди выбирают друг друга по бессознательному переносу, чувствуя некий отклик. Для клиента важно, чтобы специалист ему нравился и появилась вера в то, что именно он может помочь. 

Степень осознания и принятия своих черт, особенностей характера, использование ресурсных сторон самого терапевта позволяют нивелировать разницу между двумя разными мировоззрения и найти общие точки соприкосновения.

Чтобы добиться этого, важно самому психологу пройти собственную глубокую психотерапию.

Первоначальная мотивация:

Не секрет, что при глубинном подходе, все наши поступки и выборы вызваны работой защитных механизмов, компенсирующих базовую невротизацию личности. Не всегда нужно озвучивать то, в связи с чем клиент ведёт себя именно так, но для работы это очень важно это осознавать.

Для профилактики в этом плане незаменимы супервизии, интервизии, чтобы не впадать в иллюзию всезнайства.

Особые случаи, когда меня рекомендуют как хорошего специалиста бывшие клиенты: в таких случаях я замечал завышенные ожидания и некоторые опасения от фантазий о всемогуществе специалиста. 

Также бывают запросы на консультирование, а не на психотерапию. Я понимаю консультирование как ответ на определенные вопросы клиента, а терапия - то, что позволяет изменить личность клиента в желаемом ему направлении. Это совершенно разные вещи.

Профилактика:

Крайне важно вовремя отследить чувства клиента в начале терапии и в пиковые моменты, когда энергия переносной реакции набирает максимальные величины. Мне помогает высокий уровень чувствительности и уточняющие вопросы: 

"насколько Вам было комфортно рассказывать мне об этом?"
"как Вы восприняли мою реакцию?"
"что можно сделать, чтобы Вам стало легче открываться?"
"как, в Вашей фантазии будет проходить наша следующая встреча?"
"что было для Вас полезного в нашей предыдущей работе?" и т.д.

Со многими клиентами остро встаёт вопрос границ в психотерапии. Скажу одно, их надо держать, но при этом сам клиент должен понимать их важность.

Также помогает внимательный анализ сновидений и действий клиента, которые будто бы не относятся к процессу терапии: попросил воды, плед, чай и пр. Это может быть и "проверкой", и выражением силы оральной фрустрации, и просто нормальной реакцией на объективные факторы. Очень важные слова часто говорятся уходя и в первые секунды встречи, тогда еще нет привычных масок.

При этом, важно быть искренним и прямым и самому психологу, чтобы избежать возможности двусмысленной интерпретации.

Прикрепленная картинка говорит о необходимости осознания клиентом собственных возможностей по изменению той ситуации и тех эмоций, которые у него есть.

Почему клиенты сбегают из терапии и как этого избежать

Если человек принимает свободу своей воли хотя бы теоретически, тогда он может измениться. В противном случае, когда клиент воспринимает себя исключительно как субъекта в области его запроса, тогда можно перевести диалог в ту область, где он всё же обладает некой свободой и постепенно расширять сознание.

Конечно, клиенты воспринимающие свою жизнь как совокупность влияния только внешних обстоятельств зачастую в психологии не видят вообще ничего полезного для себя.

Мотивированных Вам клиентов и эмоциональных сил для любых ситуаций!

Спасибо за внимание.



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Не мое". Почему так важно найти свою родственную душу?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Признаки клиента "на поныть". Слова - маркеры.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Трогательный рассказ маленького клиента "Люди за стеклом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Тренинг общения по телефону, обучающая игра "Угадай клиента"
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Портрет клиента "Домохозяйка в кризисе среднего возраста"
  • Портрет клиента -"Семейная пара в кризисе"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь