|
Почему клиенты сбегают из терапии и как этого избежатьАвтор статьи: Александр Смолянский
Думаю, что эта тема будет актуальной и для психологов, и для клиентов. Сразу хочется отметить разницу между понятиями "уход" и "побег". Уход - это осознанный выбор, когда клиент осознаёт полученный в работе со специалистом опыт, может его интегрировать в свою жизнь или же он просто лучше осознал свою мотивацию, понял, что ему нужно нечто другое. Побег - это импульсивный, эмоциональный поступок, который отражает неосознанные, сильные чувства:
Эти чувства могут возникать в следствие одного или нескольких факторов. Маркетинговый фактор: Это особенно важно на этапе выбора психолога и на первой встрече. Именно благодаря ему строится первое впечатление. Успешно построенный, но не лицемерный образ позволит нам завязать контакт на первое время, когда позитивные проекции клиента смогут найти отклик в его восприятии. Этого хватает обычно на первые 5-10 встреч, однако если присутствует идеализация со стороны клиента, возможно и на больше. Как строить маркетинговый образ - отдельная тема, но скажу сразу, что влияет всё: от нюансов на фото до содержания вашей стены в соцсетях. Временной фактор: В начале терапии многое зависит от того, какой образ сложился в сознательном и бессознательном клиента. Я часто спрашиваю почему выбрали именно меня, что стоит за этим, каковы ожидания от процесса, как вообще вы представляете тот результат, за которым пришли и сколько, по-вашему, нужно приложить для этого усилий. На более поздних стадиях важно следить как меняется глубина запроса и первоначальная мотивация. Если есть необходимая "прочность" контакта, это стоит озвучивать в удобной и понятной для клиента форме. Личные особенности психотерапевта и клиента: Конечно, люди выбирают друг друга по бессознательному переносу, чувствуя некий отклик. Для клиента важно, чтобы специалист ему нравился и появилась вера в то, что именно он может помочь. Степень осознания и принятия своих черт, особенностей характера, использование ресурсных сторон самого терапевта позволяют нивелировать разницу между двумя разными мировоззрения и найти общие точки соприкосновения. Чтобы добиться этого, важно самому психологу пройти собственную глубокую психотерапию. Первоначальная мотивация: Не секрет, что при глубинном подходе, все наши поступки и выборы вызваны работой защитных механизмов, компенсирующих базовую невротизацию личности. Не всегда нужно озвучивать то, в связи с чем клиент ведёт себя именно так, но для работы это очень важно это осознавать. Для профилактики в этом плане незаменимы супервизии, интервизии, чтобы не впадать в иллюзию всезнайства. Особые случаи, когда меня рекомендуют как хорошего специалиста бывшие клиенты: в таких случаях я замечал завышенные ожидания и некоторые опасения от фантазий о всемогуществе специалиста. Также бывают запросы на консультирование, а не на психотерапию. Я понимаю консультирование как ответ на определенные вопросы клиента, а терапия - то, что позволяет изменить личность клиента в желаемом ему направлении. Это совершенно разные вещи. Профилактика: Крайне важно вовремя отследить чувства клиента в начале терапии и в пиковые моменты, когда энергия переносной реакции набирает максимальные величины. Мне помогает высокий уровень чувствительности и уточняющие вопросы: "насколько Вам было комфортно рассказывать мне об этом?" "как Вы восприняли мою реакцию?" "что можно сделать, чтобы Вам стало легче открываться?" "как, в Вашей фантазии будет проходить наша следующая встреча?" "что было для Вас полезного в нашей предыдущей работе?" и т.д. Со многими клиентами остро встаёт вопрос границ в психотерапии. Скажу одно, их надо держать, но при этом сам клиент должен понимать их важность. Также помогает внимательный анализ сновидений и действий клиента, которые будто бы не относятся к процессу терапии: попросил воды, плед, чай и пр. Это может быть и "проверкой", и выражением силы оральной фрустрации, и просто нормальной реакцией на объективные факторы. Очень важные слова часто говорятся уходя и в первые секунды встречи, тогда еще нет привычных масок. При этом, важно быть искренним и прямым и самому психологу, чтобы избежать возможности двусмысленной интерпретации. Прикрепленная картинка говорит о необходимости осознания клиентом собственных возможностей по изменению той ситуации и тех эмоций, которые у него есть. Если человек принимает свободу своей воли хотя бы теоретически, тогда он может измениться. В противном случае, когда клиент воспринимает себя исключительно как субъекта в области его запроса, тогда можно перевести диалог в ту область, где он всё же обладает некой свободой и постепенно расширять сознание. Конечно, клиенты воспринимающие свою жизнь как совокупность влияния только внешних обстоятельств зачастую в психологии не видят вообще ничего полезного для себя. Мотивированных Вам клиентов и эмоциональных сил для любых ситуаций! Спасибо за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|