Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.

Автор статьи: Галина Яковенко

Отношения между поколениями всегда являлись незримым двигателем человеческого прогресса. Конфликт - это способ нахождения нового пути, способ создания новых форм развития человечества. 

Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.

       Тема одарённости чрезвычайно актуальна в современном мире. Значимые и серьёзные достижения в технической и информационной сфере не могут быть совершены людьми,  имеющими нормальный уровень умственного и психического развития. Уровень развития детей прошлого столетия колоссально отличается от уровня развития современных детей. В соответствии с потребностями современности, приоритетными в развитии становятся такие психические процессы, как внимание (все его компоненты – переключаемость, концентрация и перераспределение), память ( способность к запоминанию иностранных языков, технических алгоритмов и важных пластов из огромного информационного потока), мышление ( все его виды: наглядно – образное, наглядно – действенное и логическое).

    За бортом востребованности остаются воображение, восприятие и  речь. Надо сказать, что высокохудожественная речь, имеющая глубокую эмоциональную окраску, наполненная средствами художественной выразительности, доступна сейчас немногим из подрастающего поколения. Речь в коммуникации (а она всё чаще происходит  в сети интернет) претерпевает изменения. Зачастую при общении используются символы и картинки, а не традиционные слова. Конечно, так быстрее, проще и понятнее.

        Совместно с Н. Хоу –  У. Штраус –  американский писатель и драматург. разработал теорию поколенческих циклов, каждый из которых имеет свой ряд особенностей. Поколение центениалов исследователи назвали художниками. Сегодня уже становится понятным, что значит «поколение Z»:

  • дети иксов и игреков (X и Y), рожденные в середине девяностых и позже.
  • творцы виртуального пространства;
  • тихое новое поколение, общающееся с помощью гаджетов.

 «Поколение Z», про которое всё чаще и чаще рассуждают педагоги, психологи и социологи, имеет все данные одарённости. Сферы одарённости, которые можно выявить путём валидных диагностических методик расширяются с развитием технического и социологического прогресса. Эти дети и подростки кардинально отличаются от своих родителей и учителей. А вопросами мотивации такого поколения, вопросами развития одарённости у этого необычного поколения должны заниматься профессионалы и личности, стоящие  на вершине науки. Как успеть за ними? Как соответствовать педагогу  своим ученикам? Как грамотно вести психолого – педагогическое сопровождение детей с  феноменом «поколения Z»?

      Из небольшого по времени опыта взаимодействия и наблюдения за представителями  этого поколения, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:

  • оснащенность образовательной среды современными гаджетами, популярность которых так велика в среде современных детей.
  • широкое применение в образовательном процессе ИКТ и электронных пособий, как один из способов повышения мотивации обучающихся.
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку вместо обычной «уравниловки», поддержка детской инициативы и поиск способов самовыражения;
  • создание мотивации и здоровой конкуренции среди детей;
  • сложные темы подавать в виде презентаций с наглядными образами и минимумом текста;
  • часть тестовых заданий должна быть в форме игры (например, квеста);
  • привлечение в образовательные учреждения людей, достигших успеха в той или иной области;
  • введение в образовательный процесс методов активного социально – психологического обучения;
  • занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.

Технологии развивающей работы с одаренными дошкольниками.

     Рассмотрим подробнее перечисленные параметры, направленные именно на работу с одарёнными детьми  дошкольного возраста современного поколения. Вопрос о введение в образовательный процесс методов активного социально психологического обучения. В активном социально-психологическом обучении используются четыре группы методов: дискуссионные, игровые, смешанные и комплексные.

 

Метод « Мозгового штурма»

      Заключается в активизации такие психических процессов, как логическое мышление, речь.  В процессе использования этого метода формируются произвольность, самооценка, навыки коммуникации и социализации. Спектр применения этого метода по  образовательным областям настолько широк, что его можно считать универсальным.

Суть применения этого метода в работе с одарёнными детьми заключается в  выдвижение каждым участником любых идей, связанных с темой разговора и их фиксация, групповое обсуждение и выбор оптимальных предложений. Метод приемлем для любого возраста обучающихся. Педагог, использующий в своей работе этот метод должен обладать организаторскими способностями и гибкостью мышления.

Игровые методы

Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата. Он может быть в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружающими. С одарёнными дошкольниками можно использовать имитационные игры, в которых моделируются проблемные ситуации, возникшие в среде взаимодействия, и проигрываются и обсуждаются способы решения возникших проблем. Таким образом, формируется опыт, помогающий в будущем справиться с похожей ситуацией.

   Подробнее можно рассмотреть ещё один из способов активизации социально – психологического обучения – тренинг.

Тренинг.

Целью социально-психологического тренинга является корректировка неадекватных и выработка новых, адекватных способов реагирования в различных ситуациях общения.

Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Задачи тренинга:

  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;
  • осознание целостности социально-психологического бытия людей;
  • развитие способности адекватно и понимать себя и других;
  • овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;
  • обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;
  • чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип ведения конструктивного диалога, то есть полноценного межличностного общения. Этот способ общения базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.

 

 

 Таким образом, быть  с поколением Z рядом, чему – то научить их и учиться у них – одна из задач психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Современным педагогам самим  необходимо быть в поиске, быть отзывчивым и целеустремлёнными, использовать собственный потенциал и пример личностного роста, как лучший способ мотивации воспитанников. Выполнять задачу правительства по решению социальных вопросов, обеспечивающих интеллектуальный, личностный и духовный рост подрастающего поколения. Поколения, в руках которого наше будущее, новые  научные открытия и выдающиеся достижения.



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Исследование характеристик социально-психологического климата
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Игры подрастающего поколения
  • «Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов.
  • Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколения
  • Семейные установки: из поколения в поколение
  • Игнорирование чувств как социально одобряемый способ самоубийства
  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Исследование социально-психологических аспектов уверенности и ассертивности личности
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Простые способы правильного психологического развития
  • 50 способов нелюбви к себе, ведущих к нежеланию жить (социально приемлемые формы скрытого суицида).
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Проблемы психологического развития
  • Нарушение психологического развития
  • Личностные и социально-психологические особенности людей, склонных к экстремальным видам спорта
  • Статья «Пять интересных способов развития памяти у детей».
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь