|
«Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов.Автор статьи: Гуля Михеева
Доклад В июне 2019 года в рамках круглого стола «Развитие технологий социально- культурной реабилитации инвалидов в Красноярском крае: опыт и перспектива развития» представлен доклад и мини-практикум «Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов», который проходил в г. Ачинске. Предъявлен опыт эффективного способа в работе с инвалидами под названием «Умная гимнастика» (это название программы центра, модифицированный вариант, упражнения взяты из книги Пола Э. Деннисона «Гимнастика мозга» (Brain Gym). Гимнастика мозга - это направление образовательной кинезиологии. Образовательная Кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любой новой деятельности, т.е. тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать. Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. Это комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны в 1970-х годах обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». В России Гимнастика мозга появилась в 1988 году. И были отмечены необыкновенные успехи у людей разных возрастов и физических ограничений. В направлении психокоррекция работаем по двум программам: - первая программа «Мои когнитивные процессы», цель которой совершенствование у получателей социальных услуг памяти, внимания, мышления и речи (считаю, что работа в этом направлении полезна для людей, т.к имеет место тенденция ухудшения когнитивных процессов в связи с возрастными особенностями и перенесенными заболеваниями, травмами. Это было выявлено из бесед и диагностики индивидуальных особенностей.) Работая по данной программе, было определено много плюсов и минусов. Остановимся на минусах: это жесткая структура работы (тренировки) от «простого к сложному», быстрая смена тренажеров, что хорошо для совершенствования когнитивных процессов, но очень негативно воздействует на эмоционально-волевую сферу получателей социальных услуг. То есть не было полного снятия напряжения, снятия блоков, зажимов в теле. Поэтому стали задумываться о том, что необходимо найти технологию, метод, способ, который бы включил в себя и работу с когнитивными процессами и эмоционально-волевой сферой, а также снятие и физического напряжения. Так «родилась» вторая программа. - вторая программа «Умная гимнастика», цель которой активизация природных механизмов работы мозга с помощью специальных несложных упражнений. Считаю, что данная программа (или комплексы упражнений) помогают не только активизировать мозг человека (неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию — одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями), но и научиться контролировать свое тело, уметь отслеживать баланс и дисбаланс, поднимать свой внутренний ресурс (потенциал) как в интеллектуальном, так и физическом плане, снять внутреннее напряжение (зажимы в теле), оптимизировать настроение и повысить жизненную активность. Также при систематическом выполнении упражнений повышается настроение, улучшается зрительно-моторная координация и пространственная ориентировка, концентрация внимания и даже восстанавливается ночной сон (Выявлено из индивидуальных бесед получателей социальных услуг). Эта программа как дополнение, а может и продолжение первой программы. В рамках данной программы проводятся занятия, как в группе, так и индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, не более 60 минут, с обязательным домашним заданием (повторение изученного комплекса упражнений). Получатели социальных услуг проходят 15 занятий в полугодие или 30 в год. В программу «Умная гимнастика» входят упражнения, которые можно разделить на блоки: -Упражнения, пересекающие Срединную линию тела (вправо/влево): перекрестный шаг, ленивые восьмерки, двойные рисунки, слон, рокер и т.д. - Упражнения, повышающие энергию тела (энергезирующие) и упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение (вверх/вниз): глоток воды, кнопки мозга, крюки, кнопки баланса и т.д. -Упражнения, растягивающие мышцы тела (вперед/назад): сова, активизация рук, помпа и т.д. Рекомендации по выполнению упражнений (можно выполнять как в группе, так и индивидуально): -выполнять не торопясь, выбрать для себя свой темп выполнения (обязательна консультация специалиста/врача), -разучивание комплекса упражнений постепенно как говорится «от простого к сложному», -каждое упражнение подбирать тщательно и помнить о том, что есть определенная система: преддействие- действие-последействие, и помнить для чего я сейчас делаю то или иное упражнение, -хочешь результата - делай упражнения ежедневно в течение месяца-двух, затем можно выучить новый комплекс. Литературы, использующаяся для составления комплексов занятий к программе: Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Пол Э. Деннисон, Гейл Э. Деннисон. 2010 год. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк. А.Л.- 2003 г. Ильчи Ли Дыхание мозга: путь к личному максимуму. Минск, «Попурри», 2006. https://studfiles.net/preview/5800121/page:19/ https://creativekinesiology.ru/o-nas Плакаты: комплекс упражнений, функции мозга (левое и правое полушарие). Дидактический материал и тренажеры: Карточки с упражнениями, тренажер «Ленивая восьмерка». В мае 2019 года получен Сертификат о прохождении курса «BG 104:Brain Gym 26 Movements». Обучение проходило в г. Москва. Курс проводили Литвинова Евгения Олеговна - монтессори-педагог, кинезиолог, международный тренер по Гимнастике Мозга (Brain Gym 101®), член МОО сертифицированных кинезиологов "Ассоциация Кинезиологии" и Королева Светлана Николаевна — педагог- психолог ,кинезиолог, международный тренер по Гимнастике Мозга (Brain Gym 101®), член МОО сертифицированных кинезиологов «Ассоциация Кинезиологии». Мини-практикум. Комплекс упражнений «RACE» (темп): - глоток воды (энергетичность), -кнопки мозга+глаза (ясность), - перекрестный шаг, ленивая восьмерка (активность), -крюки +язык к небу (позитивность), -корзинка (рефлексия). Далее руки в стороны, мысленно представляем, что в левой руке – это знания, которые были у вас до выступления, в правой руке - знания, которые вы получили сегодня. Теперь нужно хлопнуть и сказать: «спасибо». А также похвалить себя - упражнение «Перекрестные руки на груди».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|