«Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов.

Автор статьи: Гуля Михеева
Умная гимнастика  как эффективный способ социально психологической реабилитации инвалидов

 

 

Доклад

  В июне 2019 года   в рамках круглого стола «Развитие технологий социально- культурной реабилитации инвалидов в Красноярском крае: опыт и перспектива развития» представлен доклад и мини-практикум  «Умная гимнастика» как  эффективный способ социально-психологической  реабилитации инвалидов», который проходил в г. Ачинске.

Предъявлен опыт  эффективного способа в работе с инвалидами  под названием «Умная гимнастика» (это название программы центра, модифицированный вариант, упражнения взяты из книги Пола Э. Деннисона «Гимнастика мозга» (Brain Gym).

    Гимнастика мозга - это направление образовательной кинезиологии.     Образовательная Кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любой новой деятельности, т.е. тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать.

   Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

     Это комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).

Пол и его жена Гейл Деннисоны в 1970-х годах обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». В России Гимнастика мозга появилась в 1988 году. И были  отмечены необыкновенные успехи у людей разных возрастов и физических ограничений.

В направлении психокоррекция работаем  по двум программам:

-  первая программа «Мои когнитивные процессы», цель которой совершенствование у получателей социальных услуг памяти, внимания, мышления и речи (считаю, что работа в этом направлении полезна для людей, т.к имеет место тенденция ухудшения когнитивных процессов в связи с возрастными особенностями  и перенесенными заболеваниями, травмами. Это было выявлено из бесед и диагностики индивидуальных особенностей.)

 Работая по данной программе, было определено много плюсов и минусов. Остановимся на минусах: это жесткая структура работы (тренировки) от «простого к сложному», быстрая смена тренажеров, что хорошо для совершенствования когнитивных процессов, но очень негативно воздействует на эмоционально-волевую сферу получателей социальных услуг. То есть не было полного снятия напряжения, снятия блоков, зажимов в теле. Поэтому стали задумываться о том, что необходимо найти технологию, метод, способ, который бы включил в себя и работу с когнитивными процессами и эмоционально-волевой сферой, а также снятие и физического напряжения. Так «родилась» вторая программа.

- вторая программа «Умная гимнастика», цель которой активизация природных механизмов работы мозга  с помощью специальных несложных упражнений. Считаю, что данная программа (или комплексы упражнений) помогают не только активизировать мозг человека (неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию — одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями), но и научиться контролировать свое тело, уметь  отслеживать баланс и дисбаланс, поднимать свой внутренний ресурс (потенциал) как в интеллектуальном, так и физическом плане, снять внутреннее напряжение (зажимы в теле), оптимизировать настроение и повысить жизненную активность. Также при систематическом выполнении упражнений  повышается настроение, улучшается зрительно-моторная координация и пространственная ориентировка, концентрация внимания и даже  восстанавливается ночной сон (Выявлено из индивидуальных бесед получателей социальных услуг).

Эта программа как дополнение, а может и продолжение  первой программы.

     В рамках данной программы проводятся занятия, как в группе, так и индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, не более 60 минут, с обязательным домашним заданием (повторение изученного комплекса упражнений). Получатели социальных услуг проходят 15 занятий в полугодие или 30 в год.

   В программу «Умная гимнастика» входят упражнения, которые можно разделить на  блоки:

-Упражнения, пересекающие Срединную  линию тела (вправо/влево): перекрестный шаг, ленивые восьмерки, двойные рисунки, слон, рокер и т.д.

- Упражнения, повышающие энергию тела (энергезирующие) и упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение

 (вверх/вниз): глоток воды, кнопки мозга, крюки, кнопки баланса и т.д.

-Упражнения, растягивающие мышцы тела (вперед/назад): сова, активизация рук, помпа и т.д.

Рекомендации по выполнению упражнений (можно выполнять как в группе, так и индивидуально):

-выполнять не торопясь, выбрать для себя свой темп выполнения (обязательна консультация специалиста/врача),

-разучивание комплекса  упражнений постепенно как говорится «от простого к сложному»,

-каждое упражнение подбирать тщательно и помнить о том, что есть определенная система: преддействие- действие-последействие,  и помнить для чего я сейчас делаю то или иное упражнение,

-хочешь результата - делай упражнения ежедневно в течение месяца-двух, затем можно выучить новый комплекс.

 Литературы, использующаяся для составления комплексов занятий к программе:

Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Пол Э. Деннисон, Гейл Э. Деннисон. 2010 год.

Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк. А.Л.- 2003 г.

Ильчи Ли  Дыхание мозга: путь к личному максимуму. Минск, «Попурри», 2006.         

https://studfiles.net/preview/5800121/page:19/

https://creativekinesiology.ru/o-nas

Плакаты: комплекс упражнений, функции мозга (левое и правое полушарие).

Дидактический материал и тренажеры:

Карточки с упражнениями, тренажер «Ленивая восьмерка».

В мае 2019 года получен  Сертификат о прохождении курса «BG 104:Brain Gym 26 Movements». Обучение проходило в  г.  Москва. Курс проводили Литвинова Евгения Олеговна - монтессори-педагог, кинезиолог, международный тренер по Гимнастике Мозга (Brain Gym 101®), член МОО сертифицированных кинезиологов "Ассоциация Кинезиологии" и  Королева Светлана Николаевна — педагог- психолог ,кинезиолог, международный тренер по Гимнастике Мозга (Brain Gym 101®), член МОО сертифицированных кинезиологов «Ассоциация Кинезиологии».

Мини-практикум.

Комплекс упражнений «RACE» (темп):

- глоток воды (энергетичность),

-кнопки мозга+глаза (ясность),

- перекрестный шаг, ленивая восьмерка  (активность),

-крюки +язык к небу (позитивность),

-корзинка (рефлексия).

Далее руки в стороны, мысленно представляем, что в левой руке – это знания, которые были у вас до  выступления,  в правой руке - знания, которые вы получили сегодня. Теперь  нужно хлопнуть и сказать: «спасибо». А также похвалить себя - упражнение «Перекрестные руки на груди».

 

 



Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Комплекс упражнений для мозга.
  • «Гимнастика мозга» как способ адаптации дошкольника к школе
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Гимнастика для мозга
  • «Гимнастика мозга» («Гимнастика ума»)
  • Гимнастика для Мозга. О нейропластичности.
  • Гимнастика для мозга. О движении.
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • Скорая психологическая помощь: ГИМНАСТИКА МОЗГА
  • Спектакль или ролевая игра в методике «Гимнастика мозга»
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Умная гимнастика
  • 6 Упражнений на Внимательность, Которые Можно Попробовать Сегодня (перевод)
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • 5 эффективных упражнений, которые помогут вам научиться любить себя
  • Комплекс упражнений для освобождения от напряжения и тревоги перед сном.
  • 5 простых секретов, как сохранить активность и здоровье мозга
  • Развивитие мозга с помощью позитивных отношений (Упражнение №1).
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Дыхательное упражнение для активизации мозга
  • Думай, как молодой: как продлить активность мозга
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Глава 2 / 1971: Экстраполяционная активность мозга и образ как регулятор (К. Прибрам)
  • Как напитки влияют на работу мозга. Эксперимент. (Ч.2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь