|
Развитие волевых процессов в среде Монтессори. Умение делать выбор и ждатьАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Воля человека проявляется в способности сознательно управлять своим поведением, принимать решения и реализовывать их. Воля не является врожденным качеством. Волевые процессы формируются у человека в процессе жизнедеятельности. Примерно до трех-четырех лет у ребенка не наблюдается волевого поведения. Ребенок спонтанен, импульсивен, не может управлять своим поведением. Постепенно же ребенок научается управлять собственным поведением. Одним из проявлений воли является умение ребенка делать выбор и ждать. Маленький ребенок не умеет выбирать. Многие родители знают, что если предложить ребенку на выбор конфету или пряник, то ребенок затрудняется с выбором. Он хочет получить все и сразу. Поэтому нередки случаи, когда ребенок выбрал что-то одно, а после того, как получил выбранное, он жалеет о своем решении, хочет его изменить и начинает горько плакать. Так, выбирая между пряником и конфетой, ребенок выбирает, скажем, конфету, и, съев ее, говорит: «Я не то хотел. Я хотел пряник». Точно так же и ожидание невыносимо для ребенка. Когда родители говорят, что вечером они пойдут на прогулку в парк, то ожидание может быть тягостно. Среда Монтессори – это среда, способствующая формированию волевых процессов у детей. В классе у ребенка разбегаются глаза: сколько всего интересного! И каждое пособие хочется взять и позаниматься. Первое время некоторые дети бегают от пособия к пособия, все хватают и не могут остановиться на каком-то одном пособии. Не могут сделать выбор. Постепенно ребенок учится делать выбор самостоятельно. Дело в том, что в среде Монтессори ребенку самостоятельный выбор сделать необходимо. В противном случае ребенок просто не будет заниматься, а заниматься ему хочется. Дальше волевая сфера развивается. Ребенок уже не только сознательно выбирает, с чем и когда он будет работать, он начинает планировать, чем он будет заниматься завтра или послезавтра. Однако сделанный выбор еще не значит, что реализация этого выбора на практике осуществится сразу же. Ведь в реальности ребенок может столкнуться с преградой. Например, кто-то уже работает с пособием, с которым он планировал работать. И тогда реальность такова, что ребенок должен ждать какое-то время, возможно, длительное, занимаясь каким-то другим делом. Сознательное ожидание – это тоже волевой процесс. Не так-то просто ждать, но в среде Монтессори такие ситуации возникают достаточно регулярно. И дети учатся терпеливо ждать, пока другой ребенок закончит работать. Среда Монтессори естественным способом способствует развитию у детей волевых процессов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|