Ситуация сравнения детей между собой и ее специфика в среде монтессори

СИТУАЦИЯ СРАВНЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ И ЕЕ СПЕЦИФИКА В СРЕДЕ МОНТЕССОРИ

В традиционном образовательном пространстве, будь то детский сад или школа, довольно сложно избежать ситуации сравнения детей между собой. На любом занятии или уроке, на котором дети занимаются единой деятельностью, дети обращают внимание не только на свои собственные успехи и неудачи, но и на успехи и неудачи других детей. 

Сравнение детей между собой является не только неэффективным, но и некорректным педагогическим приемом. Ситуация, в которой внимание ребенка обращается на то, что кто-то лучше него считает или аккуратнее раскрашивает картинки, не является стимулирующей и не способствует повышению результативности  деятельности ребенка. Напротив, самооценка ребенка понижается, он начинает чувствовать, что он хуже ребенка, который на данный момент является эталоном для сравнения. 

Но даже если педагог специально не сравнивает детей между собой, сравнение  может осуществляться и без вмешательства взрослого. Так, на уроке в школе ребенок видит, что другой ученик читает быстрее и от этого стесняется начинать читать или же читает еще медленнее, запинаясь на каждом слове. Причиной является именно сравнение детей друг с другом, которое провоцируется самой формой учебной деятельности. При этом не учитывается, каких результатов достиг ребенок за определенный период времени. Ведь для ребенка, который пришел в детский сад и не умел рисовать ничего, кроме линий,  большее достижение нарисовать человечка, чем для ребенка, который посещает художественную школу, научиться лучше подбирать оттенки. Гораздо эффективнее сравнивать ребенка с самим собой, то есть, сравнивать его успехи в разные периоды жизни. Но в традиционном детском саду или школе это сделать непросто. 

Совсем иначе обстоит дело в детском саду, который реализует принципы М. Монтессори. Сравнение детей между собой не только не предусмотрено системой Марии Монтессори, но  и вообще довольно сложно осуществимо в среде. Каждый ребенок работает над тем, что интересно и важно ему на данный момент. В связи с этим, ребенку не важно, чем сейчас занят другой ребенок. Следовательно, среда не предполагает сравнения между детьми. Ведь нельзя сравнить результат работы ребенка, который работает с розовой башней с результатом того, кто чистил ботинки. Разная деятельность, разные критерии оценки эффективности. 

Работая с пособием, ребенок ориентируется на себя, на свои ощущения, на свои чувства и следует за собственным интересом. Ребенок может получить удовольствие и радость от того, что у него получилось выполнить задание. И это замечательно. А, может быть, он получит удовольствие от самого процесса выполнения, даже если пока не получилось сделать то, что он хотел. И тогда в следующий раз, выполнив задание, ребенок почувствует себя успешным, ведь он справился! В любом случае ребенок развивается и обучается в своем собственном ритме. Ему не важно, как выполнил это же задание другой ребенок: успешно или с затруднениями, быстро или медленно, полностью или частично. Важно, что ребенок сравнивает себя с самим собой, а не с другими детьми!



Просмотров: 506
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Смириться с собой или помириться с собой? Что лучше?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Шаг к мечте или О том, как важно быть самим собой
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что происходит, если бороться с самим собой или тень разума...
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Воспитание детей. Мой ребенок - что хочу, то и делаю!
  • Что важно сделать для наших детей?
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Манифест раненого ребенка (или согласие с собой)
  • Психически здоровый ребенок или «удобный» - что лучше?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • В зоне достижений: внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Что между ними?
  • Что для ребенка является психологической травмой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь