|
Воспитание детей. Мой ребенок - что хочу, то и делаю!Автор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
Рассмотрим следующую ситуацию, из рассказа одного папы: Однажды, будучи на некотором мероприятии, наблюдал, как детишки перед началом представления по подиуму бегают, залазиют на него, играются. И так мне это все нравилось - детки радуются, здорово! Пока вдруг не подумал: "Это потому, что они - не мои дети! Если бы это мои так игрались - уже бы давно забрал их оттуда, и наругал". Что здесь произошло, почему можно спокойно наблюдать за тем, как играются чужие дети, но так волнительно и тревожно наблюдать за своими в схожей ситуации? Ответ простой. Наши дети - продолжение нас. То, как они себя ведут - это не только их поведение, но еще и наше будущее, и наше воспитание. Поясним. Наше будущее - забота родителя о том, чтобы его ребенок вырос достойным человеком, и все у него хорошо было в жизни. И, соответственно, тревога - если он сегодня себя так ведет, то что же из него завтра вырастет? А наше воспитание - это то, как другие люди наших детей оценивают, и соответственно нас тоже - насколько у этого ребенка хорошие родители и воспитатели. И тогда чужой хулиганящий ребенок будет лишен этих двух тревог. (Разве что его хулиганство как-то вас лично касаются, например, он чай в ваш портфель пролил.) И даже более того, можно всегда отметить, что "вон, какой ребенок невоспитанный, не то что мои!" В случае же своих хулиганящих детишек - так отмечать будут другие родители и взрослые. Атакующий взрослыйЭтот эффект можно наблюдать не только по отношению к своим детям. Наверняка каждый видел много примеров того, как одни люди кидаются с воспитательными, изобличительными атаками на других. В бытовом виде это может проявляться как критика действий правительства. И ставшие притчей во языцех "старушки у подъезда на скамейках" - не упускающие случая высказаться по поводу проходящих мимо "проституток и наркоманов". Иногда это действительно к месту, и правильно. Является или выражением своей гражданской позиции, или защитой других людей. Например, когда человек видит как на кого-то набросились, или другая чрезвычайная ситуация. Вопрос о том, какой механизм ими движет выходит за рамки этой нашей статьи, и мы предлагаем вам это на ваше собственное исследование. (Если поделитесь идеями в комментариях - будет очень здорово, и мы включим это в соответствующую тематическую статью.) Методы пресеченияУчитель в школе, отчитывающий громким криком на весь класс невыучившего задание школьника. Родитель, орущий, или бьющий ребенка за тот или иной проступок. Выше мы уже описали, от чего это происходит - тревожность родителя за свою репутацию. Второй же вопрос будет - почему выбирается именно тот или иной метод воздействия? Почему, и для чего родитель кричит? Хватает за шкирки? Берется за ремень, или применяет другие методы физического воздействия? Важно отметить, что мы сейчас не занимаемся оценкой - правильно это или неправильно, хорошо или плохо. Наше мнение, что физическое наказание не является абсолютным злом само по себе, и в некоторых ситуациях вполне даже уместно (речь о наказаниях будет рассмотрена в соответствующей статье). Сейчас же разговор именно о критериях выбора, на основании которых родитель выбирает то или иное воздействие. Есть стандартные для каждого человека способы справиться с тревогой, страхом, стрессом. Это могут быть модели поведения, вынесенные из своего детского опыта: меня так воспитывали, и я так же буду воспитывать. Или из книг, фильмов, рассказов друзей и знакомых. В юриспруденции используется такой термин, как "состояние аффекта". Когда эмоции настолько берут верх над головой, что в этот момент головы и осознанности у человека как будто вовсе нет. Психологи к этому добавят, что схожее состояние возникнет и тогда, когда человек не знает, как справиться с ситуацией на осознанном уровне, и тогда все что ему останется, действовать под воздействием эмоций. Вернемся к нашему вопросу. С какой целью родитель что-то делает? Он хочет справиться с собственной тревогой и страхами перед оценкой общественности? Или ребенку хорошо сделать, воспитать его для взрослой жизни? Этот вопрос важно себе задать, потому что в зависимости от ответа на него вам будет легче выработать правильную стратегию поведения в той или иной ситуации. Пример. Ребенок подрался с другими детьми на площадке. Если фокус на окружающих людях - то правильно будет разобраться и пожурить виновных. Если фокус на том, чтобы своего ребенка воспитать и вырастить - более правильным будет своего в охапку забрать, окружающих постараться успокоить, своего ребенка от нападок защитить, успокоить, и уже потом на спокойную, вдвоем поговорить о том, что произошло. Именно поговорить. Кому принадлежит ребенок?Один из важных вопросов, которые родителю стоит для себя прояснить, вопрос "принадлежности" ребенка. "Это мой ребенок" - можно услышать в любой семье, и от любого родителя. Важно понимать значение этих слов. Действительно ли он "полностью ваш"? Я тебя породил, я тебя и убью! - Говорит нам со своих страниц классическая литература, искусство, и школьная программа. Тарас Бульба, царь Иван Грозный. Эти примеры наизусть знает практически каждый. Сколько прав есть у родителя на ребенка? Действительно ли можно делать с ним все, что только заблагорассудится родителю? Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|