Базовые экзистенциальные данности не ограничиваются одиночеством, бессмысленностью, свободой и страхом смерти, но хочется остановиться именно на них, на попытках их осмысления в мировой литературе двадцатого столетия.
Вопросы, которые ставят эти данности перед человеком, возникли не сто лет назад, поиск ответов на них не даёт покоя умам со времён появления рефлексивного сознания и, наверное, найти однозначные и окончательные ответы на эти вопросы нельзя, можно лишь правильно их задавать, осознавать их структуру, их целостность и самодостаточность. Объяснять их по разному. Через философию, религию, искусство, естественные науки и, конечно, психологию.
Двадцатый век, с его ужасными войнами, с экспериментами идеологических строев всех мастей, бульдозером прошёлся по людским жизням, сломал уклад, столетиями имевший тенденцию развиваться более менее линейно. И этот бульдозер вытолкнул вопросы об экзистенциальных данностях из тихих кабинетов учёных и философов, и поставил их перед каждым человеком. Особенно человеком, остро чувствующим эти изменения - перед писателем.
Я беру на каждую экзистенциальную данность по одному литературному произведению, выбранному по отклику души и по силе личного впечатления.
Одиночество. Хулио Кортасар. " Игра в классики".
Одиночество, или изоляция, ставит человека перед тем фактом, что он отделён от других, один пришёл в этот мир, и один уйдёт из него. Попытки преодолеть собственную изоляцию обычно происходят через взаимодействие с другими людьми. Например через поиск " второй половинки".
Но любая экзистенциальная данность имеет своего диалектического близнеца, и для одиночества это целостность. Ощущение собственной целостности.
Герой романа, Орасио, пытается преодолеть своё пронзительное одиночество через взаимодействие с другими людьми, найти в них " родственную душу" , будь то странная девушка Мага, сама отчаянно пытающаяся спастись от изоляции, от ужаса отвержения другими через поток бесполезных и кратковременных привязанностей, балансирующих на грани расщепления. Орасио для неё - одна из таких привязанностей, и в нём она ищет то же самое, что и он в ней, при этом оба осознают невозможность получить желаемое, но продолжают безуспешные попытки.
Или аргентинские знакомые - Тревелер и Талита, с которыми Орасио выбирает взаимоотношения из позиции ребёнка, и даже по полной проживает эдипов комплекс, но назначенные воображением главного героя родительские фигуры сами смотрят на мир широко раскрытыми от внутренней боли одиночества глазами, и не могут дать окружающим ничего, кроме ощущения собственной пустоты.
В некотором роде апогеем романа является сцена общения Орасио и парижской клошарки под мостом, укрывающим от промозглого осеннего дождя - попытка согреться и дать друг другу немного любви.
Оторванный от родины, от корней, от людей, от смыслов, при всей своей довольно незаурядной интеллектуальности, Орасио даже как теоретический конструкт не допускает мысли о возможности собственной целостности.
Бессмысленность. Джозеф Хеллер. " Уловка 22".
Бессмысленность диалектически связана с поиском смысла. Вроде бы всё просто и понятно, но... Ответ на вопрос - в чём смысл жизни? - кроме заезженности и банальности является одним из мучительнейших, ведь он индивидуален для каждого. И не факт, что на него вообще можно ответить.
Главный герой романа, Йоссариан, командир бомбардировщика, уничтожающий фашистскую инфраструктуру в годы второй мировой войны. И вроде бы понятно, зачем и почему, понятно, в чём смысл.
На первый взгляд. Книга пропитана чёрным юмором абсурда. Абсурдом, ломающим жизни людей и попросту убивающим их. Огромное количество бюрократических правил и предписаний позволяет авантюристам всех мастей использовать войну в целях собственного обогащения, а не очень далёким военным чинам ставить эти правила выше жизни подчинённых.
На этом фоне главный герой ищет собственные смыслы, делает собственные выборы. Является на церемонию награждения орденом абсолютно голым в знак протеста против абсурдности внутренних армейских распорядков, позволяющих жертвовать людьми вне боевых действий. Его выбор - отвечать на бессмысленность ещё большей бессмысленностью, таким путём сопротивляясь ей и сохраняя в себе ценности жизни и свободы.
Продолжение следует.