Экзистенциальные данности в произведениях литературы 20 века. Одиночество и бессмысленность

Экзистенциальные данности в произведениях литературы 20 века Одиночество и бессмысленность

Базовые экзистенциальные данности не ограничиваются одиночеством, бессмысленностью, свободой и страхом смерти, но хочется остановиться именно на них, на попытках их осмысления в мировой литературе двадцатого столетия.

Вопросы, которые ставят эти данности перед человеком, возникли не сто лет назад, поиск ответов на них не даёт покоя умам со времён появления рефлексивного сознания и, наверное, найти однозначные и окончательные ответы на эти вопросы нельзя, можно лишь правильно их задавать, осознавать их структуру, их целостность и самодостаточность. Объяснять их по разному. Через философию, религию, искусство, естественные науки и, конечно, психологию.

Двадцатый век, с его ужасными войнами, с  экспериментами идеологических строев всех мастей, бульдозером прошёлся по людским жизням, сломал уклад, столетиями имевший тенденцию развиваться более менее линейно. И этот бульдозер вытолкнул вопросы об экзистенциальных данностях из тихих кабинетов учёных и философов, и поставил их перед каждым человеком. Особенно человеком, остро чувствующим эти изменения - перед писателем.

Я беру на каждую экзистенциальную данность по одному литературному произведению, выбранному по отклику души и по силе личного впечатления.




Одиночество. Хулио Кортасар. " Игра в классики".

Одиночество, или изоляция, ставит человека перед тем фактом, что он отделён от других, один пришёл в этот мир, и один уйдёт из него. Попытки преодолеть собственную изоляцию обычно происходят через взаимодействие с другими людьми. Например через поиск " второй половинки".
Но любая экзистенциальная данность имеет своего диалектического близнеца, и для одиночества это целостность. Ощущение собственной целостности.

Герой романа, Орасио, пытается преодолеть своё пронзительное одиночество через взаимодействие с другими людьми, найти в них " родственную душу" , будь то странная девушка Мага, сама отчаянно пытающаяся спастись от изоляции, от ужаса отвержения другими через поток бесполезных и кратковременных привязанностей, балансирующих на грани расщепления. Орасио для неё - одна из таких привязанностей, и в нём она ищет то же самое, что и он в ней, при этом оба осознают невозможность получить желаемое, но продолжают безуспешные попытки.

Или аргентинские знакомые - Тревелер и Талита, с которыми Орасио выбирает взаимоотношения из позиции ребёнка, и даже по полной проживает эдипов комплекс, но назначенные воображением главного героя родительские фигуры сами смотрят на мир широко раскрытыми от внутренней боли одиночества глазами, и не могут дать окружающим ничего, кроме ощущения собственной пустоты.

В некотором роде апогеем романа является сцена общения Орасио и парижской клошарки под мостом, укрывающим от промозглого осеннего дождя - попытка согреться и дать друг другу немного любви.

Оторванный от родины, от корней, от людей, от смыслов, при всей своей довольно незаурядной интеллектуальности, Орасио даже как теоретический конструкт не допускает мысли о возможности собственной целостности.




Бессмысленность. Джозеф Хеллер. " Уловка 22".

Бессмысленность диалектически связана с  поиском смысла. Вроде бы всё просто и понятно, но... Ответ на вопрос - в чём смысл жизни? - кроме заезженности и банальности является одним из мучительнейших, ведь он индивидуален для каждого. И не факт, что на него вообще можно ответить.

Главный герой романа, Йоссариан, командир бомбардировщика, уничтожающий фашистскую инфраструктуру в годы второй мировой войны. И вроде бы понятно, зачем и почему, понятно, в чём смысл.

На первый взгляд. Книга пропитана чёрным юмором абсурда. Абсурдом, ломающим жизни людей и попросту убивающим их. Огромное количество бюрократических правил и предписаний позволяет авантюристам всех мастей использовать войну в целях собственного обогащения, а не очень далёким военным чинам ставить эти правила выше жизни подчинённых.

На этом фоне главный герой ищет собственные смыслы, делает собственные выборы. Является на церемонию награждения орденом абсолютно голым в знак протеста против абсурдности внутренних армейских распорядков, позволяющих жертвовать людьми вне боевых действий. Его выбор - отвечать на бессмысленность ещё большей бессмысленностью, таким путём сопротивляясь ей и сохраняя в себе ценности жизни и свободы.

Продолжение следует.



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Через психологию к литературе: "Координаты чудес" Р.Шекли и образ смерти
  • Одиночество травматика 2. "Мы чужие на этом празднике жизни".
  • Экзистенциальные данности в произведениях литературы 20 века. Свобода и страх смерти
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Самонастрой через музыку или "Гимн Жизни: слушай, чувствуй, танцуй"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Авторская притча о собственной жизни "Маленькие чудеса любви".
  • Последствия неуверенности в себе: нажимаю "DELETE" собственной жизни
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Бессмысленность, или смысл жизни?
  • Вечный поиск "второй половинки"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • "Прояснение собственной жизни". Техника.
  • Перевёрнутые и вывернутые наизнанку... или "жизнь через "Окно Овертона"
  • Мысли о людях, столкнувшимися с утратами через анализ работы Фрейда "Скорбь и меланхолия"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • "Как заняться собой, а не другими?" - ответ на вопрос
  • "Как через Внутреннего Мужчину прокачать любовь к себе?"
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • "Не мое". Почему так важно найти свою родственную душу?
  • Комментарий журналу "Витамин здоровья" по теме "Одиночество в толпе"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Бессмысленность и одиночество
  • Сказка о художнике или "нет в жизни цветов кроме серого"?
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Вопрос расстановщику. "Я словно виноват перед старшим братом..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь