|
Анализ случая самоубийства из рассказа А. П. Чехова «Володя».Автор статьи: Александра Григорьева
В данной работе мы проведём анализ случая из рассказа А. П. Чехова «Володя». Исходя из имеющихся данных о типе личности Володи, можно предположить пограничную организацию и психастенический склад характера, что подтверждается Чеховским описанием главного героя: 17-летний юноша, некрасивый, болезненный и робкий, регулярно испытывающий чувство опустошённости. Все его мысли имели негативный, пессимистичный характер, наряду с отчаянием и опустошённостью. Мысли о предстоящем экзамене, исход которого, вероятно, предопределит его исключение из гимназии; угнетающие мысли о пребывании на чужой даче богатых аристократов-родственников в статусе «приживалы»; неприятное чувство влюблённости с «магическими» ожиданиями (склонность к магическому мышлению по О. Кёрнбергу: механизм защиты пограничной организации личности) того, что она (влюблённость) будет как в поэтических романах - чистой и светлой. Эти чувства вылились для Володи в стыд, страх, что-то «нехорошее и грязное» [4]. Задаваясь вопросом о том, почему произошло самоубийство, можно выделить 2-3 переломных сцены. Для начала достаточно ознакомиться рассказом и заметить ноты меланхолии с первых же строк: описание юноши, первая встреча с интересующим объектом, горькое, неумелое признание, унижение и оскорбление мужчины значимой для него женщины (Нютой), а позднее, обсуждение матери с другими родственниками любовного фиаско-признания в любви главного героя. Первая из переломных сцен описывается словами: «Ему было невыносимо стыдно, так, что даже он удивлялся, что человеческий стыд может достигать такой остроты и силы. От стыда он улыбался, шептал какие-то несвязные слова и жестикулировал»[4]. Володе была нанесена нарциссическая травма, в следствии серьёзной неудачи, и, имел место необычайной силы аффект: ярость, вина, стыд, тревога и их сочетание. В статье Анны Фрейд, посвящённой психоанализу подростков, приводилось описание их попыток справиться с тревогой, вызванной привязанностью к родителям. А. Фрейд утверждала, что отношения с родителями являются одним из многих факторов, определяющих суицидальное поведение подростков. Самоубийство является способом завершить свою борьбу с фрустрацией, борьбой с амбивалентным (двойственным, возникающим ощущении одновременно и положительной и отрицательной эмоции) отношением к собственной матери [6]. Далее, «Эго» наполняется противоречиями и разрывами, происходит примитивная идеализация объекта - Нюты, и надежда на вечернее рандеву, в котором чувства Володи снова будут обнажены и «поданы под соусом» неуверенности в «поглощении» объекта. Наивное представление о жизни наносит юноше очередной, и не последний, удар, претворяющий очевидный исход. Здесь мы видим второй переломный момент: «Володе показалось, что комната, Нюта, рассвет и сам он - всё слилось в одно ощущение острого, необыкновенного, небывалого счастья, за которое можно отдать всю жизнь и пойти на вечную муку, но прошло полминуты, и всё это вдруг исчезло. Володя видел одно только полное, некрасивое лицо, искажённое выражением гадливости, и сам вдруг почувствовал отвращение к тому, что произошло». Ну, а что же в нём переломного? Что же произошло? Попробуем понять, какое действие завуалировал Чехов: Ночь. Пришла девушка, которую он желал. Затем всё слилось в счастье. Прошло полминуты. Счастье прошло, а отвращение пришло. И было ли счастье в принципе? Способна ли пограничная личность вообще испытывать это чувство? Изначальное, неоправданное ожидание и любовь к Нюте вылилось к полуминутный, дебютный, неудачный коитус, после которого появилось отвращение ко всему происходящему и последующее обесценивание с обеих сторон. Следующий момент, его почти завершённой жизни, был описан в подобном, таком же отвращении к собственной матери, угрызениях совести, тяжёлой мрачной злобы. Обращённая агрессия против себя, описанная Фрейдом в работе «Печаль и меланхолия»: благодаря идентификации с ненавистной частью матери, трансформации инстинктивного обращения агрессии на себя, позволяет ему не только защититься, но и выразить враждебные чувства к ней [3]. Данный механизм может объяснить его интроекцию не только матери, но и Нюте. Этот последний, переломный, добивающий момент был описан так (цитата из рассказа: «Мне не стыдно своей бедности, но стыдно, что у меня такая мать... Когда мои товарищи спрашивают о вас, я всегда краснею… Ему не хотелось входить в вагон, так как там сидела мать, которую он ненавидел. Ненавидел он самого себя, кондукторов, дым от паровоза, холод, которому приписывал свою дрожь... И чем тяжелее становилось у него на душе, тем сильнее он чувствовал, что где-то на этом свете, у каких-то людей есть жизнь чистая, благородная, тёплая, изящная, полная любви, ласк, веселья, раздолья...». В этот момент подростка охватывает крайняя степень чувства безысходности. Внезапно и бессознательно он понимает, что будущее самоубийство является единственным решением проблем. Душевная травма не сформировавшегося юноши и душевный кризис закончились самоубийством путём выстрела в голову. Выбор орудия самоубийства, вероятно, был не случаен. Фрейд и Абрахам описали механизм оральной инкорпорации, сочетающийся с направлением агрессии на себя [1]. По одной из гипотез психоаналитического направления, определённое бессознательное значение имеет не только сам акт самоубийства, но и способы осуществления саморазрушения. Так, суицид с применением огнестрельного оружия указывает на некоторые аспекты неосознаваемой гомосексуальности. Можно высказать предположение о различии глубинных мотивов суицидального акта у мужчин и женщин. Самоубийство мужчин имеет отношение к внутренней борьбе, вызванной пассивностью и фемининными устремлениями, то есть гомосексуальностью. Это же, вероятно, объясняет использование огнестрельного оружия, так как стрельба имеет некоторое символическое отношение к пассивным гомосексуальным желаниям – впустить в себя пулю. Ещё раз, отвечая на вопрос о причине самоубийства, можно отметить несколько ключевых пунктов. Сам рассказ был написан Чеховым в 1887 году, но только к 1910 году Фрейд, зная о самоубийствах уже довольно много, определил ряд важных клинических особенностей, чем безмерно удивил бы А. П. Чехова. В рамках данного произведения мы для себя можем выделить:
Психалгия обозначает душевную боль, которая усиливаясь, делает жизнь человека невыносимой и подталкивает его к самоубийству. Она возникает от чрезмерного стыда, вины или унижения. Когда она появляется, её реальность не вызывает сомнения. Самоубийство совершается, когда психалгия оценивается человеком как нестерпимая душевная боль, а самоубийство является удовлетворением психологической потребности - остановить эту причиняющую невыносимую боль. Суицидальный кризис лучше всего излечивается если исходить из его основного симптома – смертельно опасной психалгии [5]. P.S. По моему мнению, этот роман правильнее было бы назвать «Стыд», ибо именно он, стыд, занимает в романе ключевую и доминантную роль. Каждая строка пронизана чувством неизбежности, скрытого мазохизма, несправедливости и депрессией. Несмотря на то, что по описанию действие происходило летом, создаётся полное ощущение поздней осени. Так же, если обращать внимания на детали, именно после прочтения газетного заголовка «Figarо» Володя взял револьвер и выстрелил. Может ли это значить, что он провёл параллель между пьесой Бомарше «Женитьба Фигаро», где идея морального превосходства простолюдина и шута Фигаро «побеждает» аристократию и богемное гнилое ханжество, чего у нашего героя сделать не удалось? В XIX веке Чехов мог бы совершить открытий не меньше Вундта или Адлера, но вместо этого он решил подарить нам свои прекраснейшие произведения, чем несомненно и по сей день радует высоко почтенную публику.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|