Анализ случая самоубийства из рассказа А. П. Чехова «Володя».

В данной работе мы проведём анализ случая из рассказа А. П. Чехова «Володя». Исходя из имеющихся данных о типе личности Володи, можно предположить пограничную организацию и психастенический склад характера, что подтверждается Чеховским описанием главного героя: 17-летний юноша, некрасивый, болезненный и робкий, регулярно испытывающий чувство опустошённости. Все его мысли имели негативный, пессимистичный характер, наряду с отчаянием и опустошённостью. Мысли о предстоящем экзамене, исход которого, вероятно, предопределит его исключение из гимназии; угнетающие мысли о пребывании на чужой даче богатых аристократов-родственников в статусе «приживалы»; неприятное чувство влюблённости с «магическими» ожиданиями (склонность к магическому мышлению по О. Кёрнбергу: механизм защиты пограничной организации личности) того, что она (влюблённость) будет как в поэтических романах - чистой и светлой. Эти чувства вылились для Володи в стыд, страх, что-то «нехорошее и грязное» [4].

Задаваясь вопросом о том, почему произошло самоубийство, можно выделить 2-3 переломных сцены. Для начала достаточно ознакомиться рассказом и заметить ноты меланхолии с первых же строк: описание юноши, первая встреча с интересующим объектом, горькое, неумелое признание, унижение и оскорбление мужчины значимой для него женщины (Нютой), а позднее, обсуждение матери с другими родственниками любовного фиаско-признания в любви главного героя.

Первая из переломных сцен описывается словами: «Ему было невыносимо стыдно, так, что даже он удивлялся, что человеческий стыд может достигать такой остроты и силы. От стыда он улыбался, шептал какие-то несвязные слова и жестикулировал»[4]. Володе была нанесена нарциссическая травма, в следствии серьёзной неудачи, и, имел место необычайной силы аффект: ярость, вина, стыд, тревога и их сочетание.

В статье Анны Фрейд, посвящённой психоанализу подростков, приводилось описание их попыток справиться с тревогой, вызванной привязанностью к родителям. А. Фрейд утверждала, что отношения с родителями являются одним из многих факторов, определяющих суицидальное поведение подростков. Самоубийство является способом завершить свою борьбу с фрустрацией, борьбой с амбивалентным (двойственным, возникающим ощущении одновременно и положительной и отрицательной эмоции) отношением к собственной матери [6].

Далее, «Эго» наполняется противоречиями и разрывами, происходит примитивная идеализация объекта - Нюты, и надежда на вечернее рандеву, в котором чувства Володи снова будут обнажены и «поданы под соусом» неуверенности в «поглощении» объекта. Наивное представление о жизни наносит юноше очередной, и не последний, удар, претворяющий очевидный исход.

Здесь мы видим второй переломный момент: «Володе показалось, что комната, Нюта, рассвет и сам он - всё слилось в одно ощущение острого, необыкновенного, небывалого счастья, за которое можно отдать всю жизнь и пойти на вечную муку, но прошло полминуты, и всё это вдруг исчезло. Володя видел одно только полное, некрасивое лицо, искажённое выражением гадливости, и сам вдруг почувствовал отвращение к тому, что произошло».

Ну, а что же в нём переломного? Что же произошло? Попробуем понять, какое действие завуалировал Чехов: Ночь. Пришла девушка, которую он желал. Затем всё слилось в счастье. Прошло полминуты. Счастье прошло, а отвращение пришло. И было ли счастье в принципе? Способна ли пограничная личность вообще испытывать это чувство?

Изначальное, неоправданное ожидание и любовь к Нюте вылилось к полуминутный, дебютный, неудачный коитус, после которого появилось отвращение ко всему происходящему и последующее обесценивание с обеих сторон.

Следующий момент, его почти завершённой жизни, был описан в подобном, таком же отвращении к собственной матери, угрызениях совести, тяжёлой мрачной злобы. Обращённая агрессия против себя, описанная Фрейдом в работе «Печаль и меланхолия»: благодаря идентификации с ненавистной частью матери, трансформации инстинктивного обращения агрессии на себя, позволяет ему не только защититься, но и выразить враждебные чувства к ней [3]. Данный механизм может объяснить его интроекцию не только матери, но и Нюте.

Этот последний, переломный, добивающий момент был описан так (цитата из рассказа: «Мне не стыдно своей бедности, но стыдно, что у меня такая мать... Когда мои товарищи спрашивают о вас, я всегда краснею… Ему не хотелось входить в вагон, так как там сидела мать, которую он ненавидел. Ненавидел он самого себя, кондукторов, дым от паровоза, холод, которому приписывал свою дрожь... И чем тяжелее становилось у него на душе, тем сильнее он чувствовал, что где-то на этом свете, у каких-то людей есть жизнь чистая, благородная, тёплая, изящная, полная любви, ласк, веселья, раздолья...».

В этот момент подростка охватывает крайняя степень чувства безысходности. Внезапно и бессознательно он понимает, что будущее самоубийство является единственным решением проблем. Душевная травма не сформировавшегося юноши и душевный кризис закончились самоубийством путём выстрела в голову.

Выбор орудия самоубийства, вероятно, был не случаен. Фрейд и Абрахам описали механизм оральной инкорпорации, сочетающийся с направлением агрессии на себя [1]. По одной из гипотез психоаналитического направления, определённое бессознательное значение имеет не только сам акт самоубийства, но и способы осуществления саморазрушения. Так, суицид с применением огнестрельного оружия указывает на некоторые аспекты неосознаваемой гомосексуальности.

Можно высказать предположение о различии глубинных мотивов суицидального акта у мужчин и женщин. Самоубийство мужчин имеет отношение к внутренней борьбе, вызванной пассивностью и фемининными устремлениями, то есть гомосексуальностью. Это же, вероятно, объясняет использование огнестрельного оружия, так как стрельба имеет некоторое символическое отношение к пассивным гомосексуальным желаниям – впустить в себя пулю.

Ещё раз, отвечая на вопрос о причине самоубийства, можно отметить несколько ключевых пунктов. Сам рассказ был написан Чеховым в 1887 году, но только к 1910 году Фрейд, зная о самоубийствах уже довольно много, определил ряд важных клинических особенностей, чем безмерно удивил бы А. П. Чехова. В рамках данного произведения мы для себя можем выделить:

  • чувство вины за пожелания смерти, особенно родителям (ненависть к матери);
  • утрата либидинозного влечения, точнее отказ принимать утрату либидинозного удовлетворения (неудача в сексе в Нютой);
  • бегство от унижения (бедная жизнь, отчисление из гимназии, унижения из-за образа жизни матери, неуверенность в себе);
  • пограничный тип личности;
  • крик о помощи (психалгия) [2].

Психалгия обозначает душевную боль, которая усиливаясь, делает жизнь человека невыносимой и подталкивает его к самоубийству.

Она возникает от чрезмерного стыда, вины или унижения. Когда она появляется, её реальность не вызывает сомнения. Самоубийство совершается, когда психалгия оценивается человеком как нестерпимая душевная боль, а самоубийство является удовлетворением психологической потребности - остановить эту причиняющую невыносимую боль.

Суицидальный кризис лучше всего излечивается если исходить из его основного симптома – смертельно опасной психалгии [5].

P.S. По моему мнению, этот роман правильнее было бы назвать «Стыд», ибо именно он, стыд, занимает в романе ключевую и доминантную роль. Каждая строка пронизана чувством неизбежности, скрытого мазохизма, несправедливости и депрессией. Несмотря на то, что по описанию действие происходило летом, создаётся полное ощущение поздней осени. Так же, если обращать внимания на детали, именно после прочтения газетного заголовка «Figarо» Володя взял револьвер и выстрелил. Может ли это значить, что он провёл параллель между пьесой Бомарше «Женитьба Фигаро», где идея морального превосходства простолюдина и шута Фигаро «побеждает» аристократию и богемное гнилое ханжество, чего у нашего героя сделать не удалось?

В XIX веке Чехов мог бы совершить открытий не меньше Вундта или Адлера, но вместо этого он решил подарить нам свои прекраснейшие произведения, чем несомненно и по сей день радует высоко почтенную публику.

 

Список литературы:

  1. Зилбург Г. Антология суицидологии. Москва. Когито-Центр. 2018. С. 81-82.
  2. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве. Журнал практической психологии и психоанализа №1. 2003. С. 47-64.
  3. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Печаль и меланхолия. С. 211 - 231.
  4. Чехов А.П. Сборник рассказов. С. 97-103.
  5. Шнейдман Э. «Душа самоубийцы». Москва. Смысл. 2001.
  6. Freud A. (1958). Adolescence. The Phychoanalytic Study of the Child. N.Y. V.3. P. 255-246.


Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Изменить свою жизнь можно в любой момент
  • Можно ли родить легко с ненавистью к собственной матери?
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • Стыд возникает только там, где есть зритель
  • А может Фрейд был неправ?
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Стыдно показать, что стыдно. Амплифицированный стыд: как вернуться в жизнь (часть 2)
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Финансовый успех имеет лицо матери
  • Конкуренция матери с маленькой дочкой: можно ли избежать этого.
  • Стыд, вина и чувство вины
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Чувство вины. Часть 1: вина, стыд, ответственность.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Стыд и чувство вины. Две стороны одной медали?
  • Когда Фрейд молился.
  • Когда Фрейд плакал
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Самоубийство и суицидальные мысли
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Все можно отдать, лишь бы было б счастье…
  • Зигмунд Фрейд
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Самоубийство длинною в жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь