Анализ сочинений подростков с детским церебральным параличом «Мои ценности в жизни».

Автор статьи: Олеся Коваленко

Подросткам  было предложено поучаствовать в психологическом исследовании с целью изучения их ценностных ориентаций.

Группа подростков с ДЦП получили следующую инструкцию: «Напишите сочинение на тему «Мои ценности в жизни», в котором должны быть освещены следующие вопросы:

1)    Ваше представление о понятии «ценность»?

2)    Как Вы считаете, для чего Вам необходимы ценности в жизни?

3)    Расскажите о Ваших наиболее важных ценностях в жизни?»

Обследование проводилось в несколько этапов. Из 20 испытуемых, 13 подростков писали сочинение самостоятельно в групповой форме. Всем испытуемым были выданы листы белой бумаги формата А4 и ручки.

Испытуемым было проговорено время для написания сочинения –30 минут.

Все испытуемые писали сочинение за партами  в своей группе. В процессе написания, испытуемые проговаривали о том, что могут быть орфографические ошибки в тексте, о том, что не умеют писать ровно и поэтому некоторые расчерчивали свои листочки.

Остальные 7 испытуемых в связи с тяжелыми формами детского церебрального паралича (поражения верхних конечностей) не имеют возможности писать самостоятельно. Поэтому за данных испытуемых писали сам экспериментатор и психолог центра. Данная процедура заключалась в следующем: экспериментатор индивидуально каждому из испытуемых проговаривал инструкцию и фиксировал ответы испытуемых на листе.

Исключением была испытуемая, которая не может писать руками из-за сильного паралича верхних конечностей.  Компенсируя данный недостаток, испытуемая научилась использовать правую ногу в качестве руки. Так как ей достаточно сложно писать ногой, испытуемая проявила желание нарисовать рисунок на тему «Мои ценности в жизни» ногой. Ей был также выдан лист белой бумаги А4 и цветные мелки.

Итак, анализ сочинений осуществлялся по следующим критериям:

1) полнота, сложность представлений;

2) попытка выделить сущность категории «ценность» или перечисление ценностей;

3) оригинальность определений понятия ценность;

4) характер ценностей –духовные, душевные или материальные;

5) активная – пассивная жизненная позиция.

Обработку результатов сочинений начнем с критерия полноты ответов на поставленные вопросы в представленном плане сочинения.

На вопрос сочинения «Ваше представление о понятии «ценность?»

были получены следующие ответы, представленные в таблице 1.

Процентное соотношение групп ответов, полученных на вопрос

«Ваше представление о понятии «ценность?»

 

 

Группы ответов

 

Баллы

 

%

 

1

Нет ответов

6

 

30%

 

2

То, что нужно в жизни

5

 

25%

 

3

То, что важно для меня

4

 

20%

 

4

То, что не купишь за деньги

2

 

10%

 

5

Вещи, которые я никогда никому не отдам

1

 

5%

 

6

То, что у меня есть в жизни

1

 

5%

 

7

Ценность – это ценность

1

 

5%

 

 

При анализе данного вопроса были выделены 7 групп ответов, различающихся по смысловому значению (вторая колонка ответов). Следующая колонка – сырые баллы, полученные в результате исследования. Четвертая колонка – доля данной группы ответов в общем числе ответов в процентах.

В 40%случаев 8 испытуемых подростки с детским церебральным параличом не ответили на поставленный вопрос в плане сочинения. Данный факт, предположительно, свидетельствует о том, что испытуемые не обладают представлениями и знаниями о понятии «ценность». Или присутствует страх написать «неправильный» ответ и боязнь не оправдать ожидания экспериментатора.

25% ответов 5 испытуемых определяют понятие «ценность» как «то, что нужно в жизни», то есть ценность опосредована проявлением потребительского отношения к окружающим и как следствие восприятие себя как человека, которому все должны помогать.

Следующая группа ответов в 20% случаев 4 испытуемых обозначает ценность как «то, что важно для меня», то есть показывает эгоцентрическое восприятие мира, направленность только на свои личные потребности, интересы.

10% ответов 2 испытуемых определяют понятие «ценность» как «то, что не купишь за деньги». Мы предполагаем, что испытуемые в данном случае большее значение придают системе духовных ценностей либо каким – либо качествам личности, которые, по сути, выполняют роль ценностей.

В остальных 5 % случаев (по одному данному ответу) результаты определяют понятие ценность как «вещи, которые я никогда никому не отдам» испытуемый К.Е. – данный ответ, возможно, предполагает восприятие ценности как материального объекта, который необходим другим людям и который могут отобрать, забрать попросить. Ответ «то, что у меня есть в жизни» испытуемый А.И. возможно, выражает удовлетворение жизнью, настоящим. Ответ  «ценность – это ценность» выражает затруднение в определении понятия, а также вероятность отсутствия форсированности системы ценностей.

Таким образом, процентное соотношение позволяет говорить о бедности представлений о понятии «ценность» среди подростков с детским церебральным параличом.

Вопрос «как Вы считаете, для чего Вам необходимы ценности в жизни?». Как показывают результаты,  80%  10 испытуемых подростков с детским церебральным параличом не знают, для чего необходимы ценности. Данные результаты свидетельствуют о том, что возможно испытуемые воспринимают понятие «ценность» как абстрактное, не относящееся к их практической жизни, соответственно не представляют необходимости ценностей в собственной жизни.

В 5%случаев (по одному ответу)  подростки ответили на данный вопрос следующими формулировками: «чтобы быть счастливым», «чтобы продать», «чтобы уважали», «чтобы пользоваться ценностями».

В результате, ответы подростков на поставленные вопросы в плане сочинения характеризуются в большей степени краткостью, шаблонностью, отсутствием полноты и развернутости.

Вопрос «мои ценности в жизни» вызвал у подростков с детским церебральным параличом самый широкий диапазон ответов. Анализируя ответы, мы выявили определенного рода представления, существующие в среде современных подростков с детским церебральным параличом: семья, друзья, здоровье, учеба и т.д.

Процентное соотношение показывает, что подростки с детским церебральным параличом  в 65 %случаев (13 ответов) главной ценностью в жизни считают семью. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни.  Поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она – естественная часть этой жизни. В контексте нашего исследования, предполагаем что, семья как ценность  заключается для подростков с детским церебральным параличом в удовлетворении материальных потребностей (в пище, крове и т. д.), удовлетворении потребностей в эмоциональном комфорте и психологической поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви. 

Осознание подростков с детским церебральным параличом своих ограниченных возможностей предполагает осознание своего одиночества. Нужно чтобы кто – то понял, принял его, необходимо стать кому – то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Реализовать это подростки с детским церебральным параличом порой могут только в родительской семье.

В 60% случаев (12 ответов) одной из главных ценностей выделяют друзей и дружбу, что может предполагать о том, что подростковый возраст – период жизни, главной особенностью которого является необходимость в бескорыстных личных взаимоотношений между подростками основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Также ограниченные возможности затрудняют полноценное общение, соответственно подростки с детским церебральным параличом сложно интегрируются в общество и не каждый человек из «здорового»  готов быть другом человеку с ограниченными возможностями, соответственно, друзья приобретают одну из главных ценностей в жизни.

В 40% (8 ответов) важной ценностью подростки с детским церебральным параличом выделяют любовь. Стоит отметить, что анализ литературы дает основание предполагать, что подростки без особенностей в развитии также выделяют любовь как одну из приоритетных ценностей в жизни.

В широком смысле любовь — это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но особое значение в жизни людей занимает любовь мужчины и женщины.

По мнению многих ученых, зачатки любви начинают проявляться в подростковом возрасте. Именно любовь на этом жизненном этапе является движущей силой развития, высшей формой межличностного отношения, влечения и потребности.

35% ответов (7 ответов )  определяют одной из главных ценностей карьеру и работу. Мы предполагаем, что в контексте нашего исследования данные ценности можно отнести к базовым потребностям, а именно к потребности в безопасности (постоянный денежный доход, возможность обеспечивать себя). Карьера как ценность также может свидетельствовать о потребности в самореализации среди подростков с детским церебральным параличом.

Ценности как учеба, деньги, уважение набрали равное количество процентов (30%) среди группы испытуемых. Анализ литературы указывает, что перечисленные ценности также являются «нормой» среди здоровых  подростков.

В ряде ответов «удовольствие», «развлечения» прослеживаются базовые потребности, которые необходимы для жизни всех людей, а не только подростков с детским церебральным параличом.

Таким образом, во – первых, анализ результатов перечисленных ценностей дает основание предполагать, что подростки с детским церебральным параличом имеют аналогичную систему ценностей, что и здоровые подростки; во – вторых ответы характеризуются простым перечислением ценностей, а не развернутыми ответами о представлении ценностей.

Но также присутствуют ответы, которые отличаются оригинальностью среди других ответов. Так очень интересна цитата одной из работ: «Мои ценности в жизни, это мои друзья – они это моя семья. Как и первую я их очень люблю и имя каждого я в сердце храню, рука дрожит пишу правду на этот лист. Я любящий, а не какой то садист». В данном варианте ответа, для испытуемого главными ценностями являются семья и друзья. «Моя вторая ценность простая, не потерять себя самого и добиться одного – духовного самообразования. Человек никчемен, если не имеет знания». В данном случае, предположительно автор очень ценит потребность в самоактуализации и самореализации. Еще одно оригинальное определение ценности этого же испытуемого: « Моя ценность под номером три, это одна она, надежда и вера и какова  бы потеря небыла надо уметь не потерять себя самого. Не утонуть во лжи в это время важно всем, одно: забрать самим кость и быть самим сытым, а все остальное бросить, не зная, что с Выше на нас смотрит он». Достаточно противоречивое определение, с одной стороны, для испытуемого важно быть честным по отношению к себе и к окружающим, но с другой стороны, проявляются эгоистичные намерения.

Следующее оригинальное сочинение у испытуемого « Мои ценности в жизни – это деньги, друзья и девочки. Деньги для меня – это все, пища, медикаменты, вещи, пивбары, ночные клубы. Друзья для меня – это общение, это познание в беде и радости, это все после денег. И самое главное девочки – это общение, это стирка. Моя профессия это оператор ЭВМ. Дом, жена, дети». Данный испытуемый является сиротой, предположительно для него наиболее главными являются материальные ценности (деньги) и друзья как суррогат семьи, также немаловажное значение имеют ценности, удовлетворяющие базовые потребности (еда, медикаменты, развлечения). Прослеживается потребительское отношение к девочкам, то есть общение ради выгоды (стирают ему вещи). Возможно, что ценности как дом, жена и дети являются социально одобряемыми ответами в данном случае.

Оригинальным подходом к данному заданию отличилась испытуемая А. Она проявила желание участвовать в исследовании и свой вариант ответа предоставила в виде рисунка. Содержание рисунка отражает три наиболее важных ценности для испытуемой – семья, друзья и любовь. Очень впечатляет неординарность мышления испытуемой и ее настойчивость, умение творчески приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.

Отсюда следует, что подростки с детским церебральным параличом имеют и совершенно нестандартные представления о категории «ценность».

Следующим этапом контент – анализа было то, что полученные ответы мы распределили на три группы, соответствующие следующим видам ценностей: духовные, душевные  и материальные.

При этом к материальным ценностям мы отнесли экономические, технические и приветственные (состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а к  духовным – религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существование как духовного существа.  Душевные  ценностями являются переживания радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и ценит.

Весь спектр ответов, полученных при анализе сочинений, представлен в таблице 2.

 

Процентное соотношение групп ответов, выявленных при помощи сочинений

 

Группы ответов

 

Количество ответов

 

Процентное соотношение

 

Примеры ответов

 

1

Материальные ценности

 

11

55%

«работа»

 «учеба»

 «деньги»

 «животные»

2

Душевные ценности

5

25%

«любовь»

 «радость» «благополучие»

«успех»

3

Духовные ценности

 

4

20%

«уважение»

 «гордость родителей»

 

 

Процентное соотношение показывает, что подростки в 55% (11 испытуемых) имеют представление о ценностях как о благах, которые удовлетворяют материальные потребности людей. 25% подростков с детским церебральным параличом считают, что комфортные душевные состояния являются важными ценностями в жизни. И 20% подростков представляют ценности как духовные, то есть для них важно быть людьми с богатым внутренним миром.

Итак, можно подвести итоги анализа: контент анализ по вышеперечисленным критериям представлений о понятии «ценность» подростков с детским церебральным параличом  заключается в следующем:

1)               У подростков с детским церебральным параличом наблюдается суженный объем представлений о понятии «ценность»;

2)               Как показывает теоретический анализ литературы, подросткам с детским церебральным параличом свойственны аналогичная система ценностных ориентаций, что и здоровым подросткам.

3)               Доминирующими в системе ценностей, ценностных ориентаций выделяют семью, друзей, любовь, здоровье, карьеру (работу), учебу.

4)               Приоритетными в системе ценностных ориентаций являются материальные ценности.

 



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Изучение ценностных ориентаций подростков с детским церебральным параличом"
  • Ценность женщины. Упражнение на определение своей ценности.
  • Ценность ценности рознь
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Ценность больших событий или когда меняются ценности
  • Ложные ценности и депрессивные состояния у подростков и молодежи
  • Ценности, мечты, предназначение. Самое главное в жизни.
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Про ценности в жизни
  • О ценности жизни...
  • Экологические ценности здорового образа жизни
  • Вопросы, на которые не найти ответов
  • Смыслы жизни и ценности
  • Депрессия как утрата ценности жизни
  • Вечные ценности - залог счастливой жизни.
  • Философия гештальта. Ценности и смыслы в реальной жизни.
  • Ценность своей жизни
  • Какова моя ценность в отношениях и ценность отношений для меня?
  • Духовные и материальные ценности профессионала-психолога
  • Ценность человеческой жизни в социокультурных константах современного общества
  • Ценность жизни.
  • Ценность жизни
  • Ценность жизни и невроз.
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Про потребности и ценности
  • “Письмо Вселенной” | 7 ответов, которые изменят жизнь в новом году (техника)
  • Поиск смысла: невроз или ключевая ценность нашей жизни?
  • Истинная ценность меня - в том, чтобы быть
  • 7 ответов на вопросы о тревоге
  • История одной сессии. Обретение инсайтных ответов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь