Вопросы, на которые не найти ответов

Специалисты при работе с родителями в системе паллиативной помощи сталкиваются с очень глубокими, фундаментальными вопросами и я готова некоторые из них представить вам:

«Почему мой ребёнок болеет и умирает?»

 «Какой смысл в страданиях?»

«Страдает ли мой ребёнок за мои грехи?»

«Как смириться с потерей ребёнка»

«Связь с ребёнком после его смерти»

Как отвечать на вопросы родителей специалисту:

1. Если родитель задает вопросы на религиозные темы, необязательно сразу же стараться дать ответ. Такие вопросы требуют неторопливости в суждениях, возможности и для специалиста, и для родителя поразмышлять, признаться в сомнениях, высказать свое мнение.  Хуже всего, когда специалист дает формальный ответ мимоходом, не пытаясь понять, что же на самом деле беспокоит родителя.

2. Собственный религиозный и духовный опыт человека является тем базисом, который  определяет готовность понимать и принимать те или иные теологические объяснения.

3. Специалисту важно не впадать в две крайности – полного отрицания духовной составляющей или религиозного догматизма – всё это неприемлемо в паллиативной помощи.

4. Важно помнить, что сам ребенок, его семья и близкое окружение находятся в состоянии сильного стресса. Они ищут в окружающих специалистах прежде всего поддержки и участия, уверенности, что их не оставят наедине с их страхом и болью, а не знания уникальной истины или точного цитирования священных книг.

 

Пациенты паллиативной службы придерживаются разных вероисповеданий и главная задача - постараться помочь пережить этот непростой период жизни. Религиозные учения несколько по-разному отвечают на эти пронзительные вопросы. И мне видится совершенно важным определение некого баланса между теологическими воззрениями и психологическим осмыслением и помощью.

«Почему мой ребёнок болеет и умирает?»

Вопрос «почему Бог дал болезнь ребёнку» отправляет родителя к прошлому опыту, к поиску виноватых. Тогда как наиболее ресурсным будет обращение к оставшемуся времени с ребёнком и поиска нового смысла по окончанию жизни чада. Для специалистов психологов важным является осознание и передача информации о том, что поиск виноватого не поможет в переживании утраты. Тем более, если «виноватым» является один из родителей. В таком случае, после смерти ему предстоит груз ответственности за смерть ребёнка.

Мы действительно часто не можем ответить на вопрос «почему». Родитель, задающий вопрос «почему ребёнок болеет» нуждается, скорее в принятии его с его горем, нежели в теологически грамотном ответе.

В тоже время, подобный вопрос, заданный ребёнком, является настолько пронзительным, что может поставить специалиста в тупик. И в этот момент является важным не отвечать шаблонными фразами. Уж лучше не ответить вовсе, нежели своим ответом прекратить желание ребёнка общаться с вами. Зачастую ребёнок более нуждается в нас, как в человеке, нежели как в кладезе знаний и правильных ответов.

«Какой смысл в страданиях?»

На вопросы, связанные со смыслом существования отвечать всегда не просто. Этому есть причина – смысл существования приобретает совершенно разные коннотации в жизни отдельно взятого человека. Он сопровождается своими вопросами и своими уникальными ответами. Я предложила бы Вам следующую причту: «Я прошёл милю с радостью – она пела и веселила меня и эта была простая и приятная миля. Я прошёл милю с горем – она ничего не говорила, но я многое понял».

Жизнь, наполненная смыслом – это жизнь полная мудрости. Ведь именно мудрость даёт нам осознание смысла. Смысл никогда не лежит на поверхности, истинный смысл всегда находится на глубине познания человеческого. И для того, что его раскрыть необходима мудрость. А мудрость приходит с болью. Ведь именно боль заставляет нас остановиться и задуматься о том, что происходит вокруг нас и с нами. Поэтому, не представляется возможными поставить смысл и страдания в некую иерархическую структуру. Они сосуществуют вместе и они представляют часть человеческого естества. Смысл в страданиях и страдание в осмыслении присуще только человеку. И в этом вопросе мы можем лишь принять эту часть человеческой жизни. Как человеку нам многое дано, но мы многим за это платим. И самая дорогая плата, как представляется – это осмысление происходящего.

«Страдает ли мой ребёнок за мои грехи?»

Представление о Боге, как о Неком Карателе, наказавшего ребёнка за грехи его или его родителей не поможет ни прошлому ни будущему семьи. Кроме того, является теологически неверной интерпретацией священных текстов.

В силу того, что подавляющее большинство пациентов Детского Хосписа являются христианами, я приведу пример на Библии. Там есть одна евангельская история, когда парализованного человека спустили через крышу к Иисусу Христу для получения исцеления. И Христос задаёт совершенно важный и точный вопрос: «Что важнее – сказать «прощаются тебе грехи твои или встань и иди»?». В ситуации духовных вопросов, необходимы духовные ответы, равно как и в духовных немощах – духовные подкрепления. В данном отрывке речь идёт о прощении грехов, а не о физическом исцелении. Однако, мы не находим подтверждение ни в каких религиозных учениях понятия о том, что ребёнок страдает за грехи родителей. Это является ничем иным, как бездумной интерпретации Священных текстов не очень образованных религиозных деятелей. И, конечно, специалисты должны уметь противостоять подобным мифам. Противостоять бережно по отношению к семье, но твёрдо по отношению к неверным трактовкам. 

Понятие греха имеет разные интерпретации в соответствии с религиозными убеждениями и собственным жизненным опытом. Если переводить слово «грех» на язык психологии, то его можно выразить или «я что-то сделал не так» или «я не такой, как надо». А это является вопросом про вину и стыд.

«Как смириться с потерей ребёнка»

Потеря ребёнка – это потеря части глубинного смысла существования. Восполнить его невозможно. Но слово смириться имеет этимологическую основу «мир». Обретение мира с опытом той утраты, которая произошла. Мир не предполагает отсутствие боли и памяти, но позволяет сосуществовать этим чувствам в человеке. Боль от утраты ребёнка не пройдёт никогда. Искать смысл сразу после потери ребёнка не представляется возможным – должно пройти время горевания, время, когда родитель «просто живёт, потому что не умер». Но спустя какое-то время, получив мир в сосуществовании боли, смерти и жизни, человек сможет найти другой, свой собственный смысл, потому что изменится мировоззрение.

Однако, справедливым является отметить тот факт, что может произойти ситуация, когда родитель не сможет смириться с потерей и, завершив все ритуалы захоронения и памятования, примет решение проститься с жизнью.

«Связь с ребёнком после его смерти»

Связь с ребёнком после смерти может очень травматичной или исцеляющей. Наверное, самая важная связь – это ментальная, когда ребёнок в памяти и духовная, когда ребёнок в сердце. И вне зависимости от других эмоций или мистических переживаний, эта связь не прервётся.

И здесь может оказать важное содействие те ритуалы, которые исполняют родители для памятования – в другой моей публикации об этом рассказано подробней.

Если размышлять над ритуалами глубоко и говорить языком философии или теологии, то вопросы о ритуалах суть адиафора, то есть вопросы, которые не влияют на спасение или же являются безразличными. Ведь ритуалы даны для живых и для облегчения жизни. Ими можно пользоваться или отказаться от них – суть и тайну жизни и смерти ребёнка они не откроют.

Но ритуалы действительно могут облегчить страдание как ребёнка, так и родителей. Однако, в данном вопросе, несмотря на ту или иную религиозную принадлежность семьи, важно проговорить, что и зачем будет происходить с ребёнком. Родители с чем-то могут согласиться, а от чего-то отказаться. Кроме того, существует некий феномен, носящий название «народная религиозность» - когда на догматы той или иной религии накладываются верования и приметы. И если у родителей или самого ребёнка есть таковые, то будет хорошо исполнить их, хоть это и может идти в некое противоречие с внутренней позиции священнослужителя. В конечном итоге, задача всех специалистов Хосписе, в том же числе и священников, проводить ребёнка в последний путь и поддержать родителей в это нелёгкое для них время комфортным для них способом. 

 

«Человеку нужно, чтобы ты с ним был в его горе, на дне этого горя вместе с ним, и не убеждал бы его, что горя нет или что он не прав, горюя. И надо дать время благодати и внутреннему опыту человека что-то сделать».

Митрополит Антоний Сурожский



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Как отвечать на неудобные вопросы ребёнка о сексе?
  • Опасный смысл: нужно ли искать смысл жизни и предназначение и к чему это может привести
  • Ребёнок, как единственный смысл жизни
  • Как ответить на недетские вопросы ребёнка?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Ребёнок является причиной наших скандалов
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Почему детский сад скорее вреден, нежели полезен для ребёнка дошкольного возраста
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Почему ребенок болеет? Ответ на вопрос родителей
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Как найти смысл жизни после 30 лет?
  • Что происходит с ребёнком во время развода родителей?
  • Экзистенциальный смысл смерти и сценарий жизни
  • Отлучение ребёнка от груди и прочие вопросы сепарации.
  • Папа — важное слово в жизни ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь