Ценность человеческой жизни в социокультурных константах современного общества

Ценность человеческой жизни представляет собой уникальную философскую проблему, опирающуюся на опыт, народную мудрость и мировоззренческие ценности предшествующих поколений, на научные достижения в области гуманитарного и естественно-научного, технического знания современности, и возможность футурологического прогноза развития человечества, его новых возможностей и достижений.

Представитель русской религиозной философии, богослов Д.В.Скрынченко в своей работе «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» отмечал, исходя из религиозного аспекта осмысления жизни человека, «жизнь человеческая получает свою ценность под условием смысла ее. Смысл же жизни заключается в стремлении человека к Богу и в нравственном самосовершенствовании».[1]

Религиозные позиции нередко встречают противодействие со стороны светской этики и философии. В частности, атеистическая линия экзистенциализма  подводит человека к проблеме выбора.   Жизнь и смерть как к осознанно выбранные  возможности . А.Камю и Ж. -П.Сартр говорили, что «возможность самоубийства — это то, что отличает человека от животных, ибо она связана с осознанием и с выбором, а Г.Марсель видел в нем начальную точку любого подлинно метафизического мышления. Самоубийство связывалось даже с человеческим достоинством — Камю усматривал суть вопроса в том, чтобы «стать хозяином собственной смерти».[2]

Многообразие подходов в освещении вопросов нравственности, поведения личности в современном социокультурном пространстве, ее ценностных ориентиров, с одной стороны,  позволяет взглянуть на смыслообразование  и аксиологические компоненты человеческой  жизни с различных плоскостей, пробуждая интерес к философским размышлениям.  Но с другой стороны, способно ввести в заблуждение ввиду личностной незрелости, неуверенности, отсутствия необходимого жизненного опыта, а самое главное,  в силу определённых обстоятельств, нарушить или исказить духовно-нравственную парадигму современного человека.

Одной из самых сложных комплексных проблем современного общества является суицидальное поведение личности.

Суицид (от лат. sui   caedes — убийство самого себя)  - преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство.

Стоит отметить, что полифакторность суицида объясняется целым рядом явлений от психогенетической  предрасположенности (в частности, ввиду дисфункции серотонинергической системы) до кризиса социокультурных и политических взглядов. [3]

Под суицидальным поведением понимается определенная форма активности человека, с характерными  антивитальными представлениями (обесценивание жизни), собственно суицидальными мыслями (выражение желания умереть) и дальнейший переход к активным формам реализации задуманного.

Тревожной остается тенденция российских школьников и студентов (от 15 до 25 лет) к самоубийству. За 2017 по разным данным покончили с собой от  2300 до 3000  россиян. [4]

Ценность человеческой жизни для этих совсем юных людей оказалась под большим сомнением. Поэтому говоря о превентивных мерах по предотвращению такого явления, необходимо отметить следующее. Во-первых,  введение в качестве обязательного предмета «Основ православной культуры и светской этики» в российских школах требует более глубокой и кропотливой проработки. Так, необходимо осознание самими педагогами значения этого предмета в системе образования (здесь важна этическая константа, что суицид – это акт хоть и морального выбора, но в состоянии полной безнадежности,  что априори должно быть чуждо живому человеку ). В связи с этим греховность суицида подтверждается всеми религиями.

Во-вторых, во всех образовательных учреждениях, включая вузы, необходимо укрепить штат профессиональных педагогов-психологов, способных выявить состояние подопечных на ранних этапах кризиса и принять меры по устранению конфликта.

В-третьих,  работать с семьями. Для достижения положительных результатов в образовательных учреждениях важно развивать связи «школа – семья» , «Колледж-семья», «Институт-семья».

В-четвертых,  опираться на традиции этнопедагогики. В любой этнической культуре прославляется человек, а его жизнь наполнена священным смыслом. Понимание и осмысление ценности жизни человека проявляется в воспевании нравственных качеств личности человека,  доброте,  чувстве справедливости, милосердии, сострадании, любви,  отзывчивости и уважении.

Так,  многими исследователями отмечается весьма низкий уровень суицидов в республиках Северного Кавказа. Именно этнокультурная и религиозная составляющие ментальности, отличающиеся более жесткой оценкой суицида, а также не формальным, а именно истинным соблюдением предписаний религиозной благочестивой жизни, не позволяют человеку совершить самоубийство. По данным руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Бориса Положего, также есть этнопсихологические компоненты, как «уверенность в своих силах, реакция на стресс, направленная вовне, а не на себя, активность и целый ряд других моментов. Это сочетание и предопределяет тот факт, что наиболее меньшее количество суицидов именно на Северном Кавказе». (Правда и здесь есть свои исключения, так как среди уроженцев Северного Кавказа есть угроза распространения экстремистских религиозных учений, пропагандирующих самоубийство как героический поступок. Эти учения не имеют отношения к классическому исламу, который исповедует значительная часть российских мусульман).

Опираясь на традиции и ценности народа,  на его богатую культуру, аутентичность,  на воспевание подвига и героизма, человек приобретает опыт переоценки своего поведения и адекватного социокультурного поведения. Важнейшей ценностной ориентацией, препятствующей суицидальному поведению и наделённой смыслообразующей  значимостью, выступает осознанная религиозность. 

Если говорить о светской направленности, то важно осмысление значения собственной жизни и необходимости запуска механизма сопротивления жизненным трудностям, волевых компонентов личности и пробуждения желания жить.

 

Литература

  1. Скрынченко Д. В. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению http://metaparadigma.ru/skrynchenko/
  2. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор//Московский психотерапевтический журнал, 2008, №4,. – С.58-81
  3. Халилова З. Л., Макулова А. Б., Колесник М. А. Суицидальное поведение у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3681–3685. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85737.htm.
  4. Суициды 2017. Статистика //https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html
  5. Почему на Кавказе нет самоубийц?// http://kavpolit.com/articles/pochemu_na_kavkaze_net_samoubijts-9303/


Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Суеверия в жизни современного человека
  • Проблемы современного человека: Нездоровый образ жизни.
  • Типичный сценарий жизни современного человека или «Сказка про поиски Счастья»
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Смысл жизни человека. Часть 2.
  • Жизнь человеческая. Психотерапия повседневной человеческой жизни.
  • «12 правил жизни». Как Джордан Питерсон предлагает побороть хаос человеческой жизни.
  • «Смысл жизни человека»
  • Смысл жизни человека – в чём?
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Жизнь от «А» до «Я» или какая самая главная буква в жизни человека
  • Смысл жизни человека на земле
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Ценность своей жизни
  • Смерть в жизни человека
  • Секс - не главное в жизни человека.
  • Сценарий жизни: как понять суть человека
  • ВЫБОР в жизни человека
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Поиск смысла: невроз или ключевая ценность нашей жизни?
  • Совсем коротко про мир, нас и реальные опоры в жизни человека.
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Ценность жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь