|
Ценность человеческой жизни в социокультурных константах современного обществаАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Ценность человеческой жизни представляет собой уникальную философскую проблему, опирающуюся на опыт, народную мудрость и мировоззренческие ценности предшествующих поколений, на научные достижения в области гуманитарного и естественно-научного, технического знания современности, и возможность футурологического прогноза развития человечества, его новых возможностей и достижений. Представитель русской религиозной философии, богослов Д.В.Скрынченко в своей работе «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» отмечал, исходя из религиозного аспекта осмысления жизни человека, «жизнь человеческая получает свою ценность под условием смысла ее. Смысл же жизни заключается в стремлении человека к Богу и в нравственном самосовершенствовании».[1] Религиозные позиции нередко встречают противодействие со стороны светской этики и философии. В частности, атеистическая линия экзистенциализма подводит человека к проблеме выбора. Жизнь и смерть как к осознанно выбранные возможности . А.Камю и Ж. -П.Сартр говорили, что «возможность самоубийства — это то, что отличает человека от животных, ибо она связана с осознанием и с выбором, а Г.Марсель видел в нем начальную точку любого подлинно метафизического мышления. Самоубийство связывалось даже с человеческим достоинством — Камю усматривал суть вопроса в том, чтобы «стать хозяином собственной смерти».[2] Многообразие подходов в освещении вопросов нравственности, поведения личности в современном социокультурном пространстве, ее ценностных ориентиров, с одной стороны, позволяет взглянуть на смыслообразование и аксиологические компоненты человеческой жизни с различных плоскостей, пробуждая интерес к философским размышлениям. Но с другой стороны, способно ввести в заблуждение ввиду личностной незрелости, неуверенности, отсутствия необходимого жизненного опыта, а самое главное, в силу определённых обстоятельств, нарушить или исказить духовно-нравственную парадигму современного человека. Одной из самых сложных комплексных проблем современного общества является суицидальное поведение личности. Суицид (от лат. sui caedes — убийство самого себя) - преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство. Стоит отметить, что полифакторность суицида объясняется целым рядом явлений от психогенетической предрасположенности (в частности, ввиду дисфункции серотонинергической системы) до кризиса социокультурных и политических взглядов. [3] Под суицидальным поведением понимается определенная форма активности человека, с характерными антивитальными представлениями (обесценивание жизни), собственно суицидальными мыслями (выражение желания умереть) и дальнейший переход к активным формам реализации задуманного. Тревожной остается тенденция российских школьников и студентов (от 15 до 25 лет) к самоубийству. За 2017 по разным данным покончили с собой от 2300 до 3000 россиян. [4] Ценность человеческой жизни для этих совсем юных людей оказалась под большим сомнением. Поэтому говоря о превентивных мерах по предотвращению такого явления, необходимо отметить следующее. Во-первых, введение в качестве обязательного предмета «Основ православной культуры и светской этики» в российских школах требует более глубокой и кропотливой проработки. Так, необходимо осознание самими педагогами значения этого предмета в системе образования (здесь важна этическая константа, что суицид – это акт хоть и морального выбора, но в состоянии полной безнадежности, что априори должно быть чуждо живому человеку ). В связи с этим греховность суицида подтверждается всеми религиями. Во-вторых, во всех образовательных учреждениях, включая вузы, необходимо укрепить штат профессиональных педагогов-психологов, способных выявить состояние подопечных на ранних этапах кризиса и принять меры по устранению конфликта. В-третьих, работать с семьями. Для достижения положительных результатов в образовательных учреждениях важно развивать связи «школа – семья» , «Колледж-семья», «Институт-семья». В-четвертых, опираться на традиции этнопедагогики. В любой этнической культуре прославляется человек, а его жизнь наполнена священным смыслом. Понимание и осмысление ценности жизни человека проявляется в воспевании нравственных качеств личности человека, доброте, чувстве справедливости, милосердии, сострадании, любви, отзывчивости и уважении. Так, многими исследователями отмечается весьма низкий уровень суицидов в республиках Северного Кавказа. Именно этнокультурная и религиозная составляющие ментальности, отличающиеся более жесткой оценкой суицида, а также не формальным, а именно истинным соблюдением предписаний религиозной благочестивой жизни, не позволяют человеку совершить самоубийство. По данным руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Бориса Положего, также есть этнопсихологические компоненты, как «уверенность в своих силах, реакция на стресс, направленная вовне, а не на себя, активность и целый ряд других моментов. Это сочетание и предопределяет тот факт, что наиболее меньшее количество суицидов именно на Северном Кавказе». (Правда и здесь есть свои исключения, так как среди уроженцев Северного Кавказа есть угроза распространения экстремистских религиозных учений, пропагандирующих самоубийство как героический поступок. Эти учения не имеют отношения к классическому исламу, который исповедует значительная часть российских мусульман). Опираясь на традиции и ценности народа, на его богатую культуру, аутентичность, на воспевание подвига и героизма, человек приобретает опыт переоценки своего поведения и адекватного социокультурного поведения. Важнейшей ценностной ориентацией, препятствующей суицидальному поведению и наделённой смыслообразующей значимостью, выступает осознанная религиозность. Если говорить о светской направленности, то важно осмысление значения собственной жизни и необходимости запуска механизма сопротивления жизненным трудностям, волевых компонентов личности и пробуждения желания жить.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|