Жизнь человеческая. Психотерапия повседневной человеческой жизни.

Жизнь человеческая. Психотерапия повседневной человеческой жизни.

Жизнь человеческая Психотерапия повседневной человеческой жизни

Серия: Психотерапия повседневной жизни

Автор: Татьяна Чурсина

Издательство: Нива, ISBN 5-86456-092-8; 2002 г.

 

                   СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Предисловие для любопытных.
  2. Предисловие для профессионалов.
  3. Модель личности, предлагаемая на Курсе «Мир начинается с тебя!»
  4. Групповая динамика.
  5. Цели группы.
  6. Нормы группы.
  7. Фазы развития группы.
  8. Сопротивление.
  9. О чем же наш Курс?
  10. Что такое терапевтическое сообщество?

-       Психологические принципы терапевтического сообщества.

-       Этические принципы терапевтического сообщества.

-       Оплата участия.

11.Основные темы Курса «Мир начинается с тебя!»

-Отцы и дети.

-Основные проблемы и ошибки родителей в воспитании детей.

-       Успех жизни человеческой.

-       Мужчина и женщина.

12.Вместо послесловия.

 

 

Предисловие для любопытных

Я расскажу вам историю.

Шли по дороге нищие. Они были слепые и странствовали из деревни в деревню, прося подаяние, - тем и жили. Был среди них зрячий человек, шел первым и указывал им путь. Однажды по дороге они встретили путника на слоне. Зрячий остановился и заговорил с ним, спрашивая дорогу к следующему поселку. Слепые заинтересовались большим животным, которое громко дышало и переминалось с ноги на ногу. Они попросили у путника потрогать слона руками, чтобы представить себе, какой он - слон. Путник разрешил им, и нищие припали к слону. Тот, кто держался за хвост, сказал: «Слон – это длинное и тонкое существо!» Тот, кто держался за ногу, сказал: «Слон – это большая пыльная колонна!» Тот, кто держался за ухо, произнес: «Слон – это тонкий и гибкий лист!» Каждый из них был прав, и каждый из них ошибался.

Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек, или скорее не ложь, а метафора.   Замени слово «слон» на слово «жизнь», а на месте «нищий» представь себя и своих знакомых. И метафора становится реальностью, а намек – иллюстрацией. Иллюстрацией извечного стремления человека к познанию и объяснению окружающего мира, а также его заблуждений и ошибок.

Любой человек с самого раннего детства, как только затеплился в его младенческом мозгу огонек сознания, начинает постигать мир по кусочкам, фрагментам реальности, непрерывно стараясь восполнить недостающие детали, фиксирует их в памяти, включает в свой жизненный опыт. Принимая впечатления целым потоком, мозг логически устанавливает причинно – следственные связи между явлениями, создает некоторую модель, конструкцию, являющуюся психическим отражением реальности. Этот слепок жизни у каждого индивидуален, он непрерывно растет количественно и усложняется качественно. Мозг проводит анализ этой структуры, определяет значение отдельных фрагментов. В результате получается картина мира, которую человек стремится осмыслить, то есть наделить смыслом, ответить на вопрос «почему?» или «зачем?» А для этого требуется объяснить результаты анализа, интерпретировать всю их совокупность так, чтобы все элементы были непротиворечиво увязаны друг с другом. Когда это до некоторой степени удается, тогда находится смысл, как вершина всех объяснительных построений, как ответ на вопрос «зачем?»

Таким образом, у каждого из нас есть собственная картина мира, собственное представление о своем месте в мире, свои интерпретации и объяснения. То есть у каждого есть своя теория жизни со своими аксиомами, постулатами, доказательствами, и если спросить любого о том, как устроен мир или что-нибудь в этом роде, то он начнет излагать свою теорию в той форме, которую выберет, если ее не предложить ему заранее.

Индивидуальная теория жизни – это мировоззрение человека, являющееся плодом многолетней умственной работы, результатом затраченных душевных и физических сил, итогом прожитого жизненного опыта. Оно определяет отношение человека к миру, к другим людям. Наше мировоззрение досталось каждому из нас не так-то легко и субъективно представляет собой самую большую психологическую ценность. Такую же, как физическое существование. Без мировоззрения невозможна человеческая жизнь, потому что оно как переработанный и обобщенный личный (и не только личный) опыт является тем жизненным фундаментом, который дает человеку возможность планировать свои действия и с достаточной для сохранения жизни точностью прогнозировать результат, устанавливать соответствие между прошлым и будущим и прочее.

Если взглянуть на мировоззрение в контексте взаимоотношений человека и общества, в котором он живет, надо отметить одну принципиально важную проблему. На уровне организма, жизнь человеческого существа – это сочетание физического и психического существования. Носителем физического существования является наше тело (физическое «Я»), а носителем нашего мировоззрения как части психической жизни – человеческая личность (психическое «Я»). В рамках человеческих взаимоотношений давайте обратим внимание на проблему неприкосновенности жизни человека и его прав.

Если кому-нибудь пришла бы в голову идея изменить строение моего тела (например, поменять местами желудок и печень) без моего согласия, насильственно, то все сочли бы это очевидным преступлением, нарушением моего права на жизнь, при котором имеет место разрушение целостности моего тела, нарушение моих физических границ (разрезы, проникновение внутрь тела), грубое вмешательство в физическую жизнь. Это вызывает у людей справедливый гнев и возмущение. Трудно найти человека, уверенного, что расположение органов моего тела неправильно и требует изменений.

   С психическим «Я», например, с мировоззрением, дело обстоит совсем иначе. Люди считают себя вправе судить о правильности мировоззрений друг друга. Само по себе это не плохо. Сравнивать свое мировоззрение с другими и давать им оценку – это просто один из способов ориентации и совершенствования личности. Удручает то, что отношения многих людей представляют собой длинную череду попыток вторжения в личное пространство друг друга с целью заставить другого изменить какие-то элементы мировоззрения, которые якобы «очевидно неправильны». Такое поведение, каждодневно проявляющееся и в мелочах, и в серьезных фактах, давно стало фоном нашей жизни, негласной нормой. Почему же почти ни у кого не появилось возмущения, если кто-то навязывает мне спор или иным способом пытается изменить мое мировоззрение, решив, что оно неправильно сформировано? Разве личностный суверенитет и неприкосновенность личностных границ – меньшая ценность, чем неприкосновенность физическая?

Я признаю за любым человеком право иметь свое представление о жизни, право устанавливать и соблюдать личный суверенитет. Общее мировоззрение и конкретные убеждения человека священны и неприкосновенны, а воздействие на них путем насильственного вмешательства, в принципе, есть преступление против человека. Таким вмешательством можно считать использование при общении таких приемов нарушения свободы личности, как искажение информации с целью манипуляции, «промывание мозгов», прямого обмана; как психологическое давление (навязанный спор, угрозы, унижения, намеренное нанесение душевных травм и т.д.).

Все было бы очевидно просто, если бы мировоззрение было устроено так же однообразно, как человеческое тело. Дело в том, что физическое несовершенство и даже уродство очевидно и для его обладателя и для окружающих, а свои собственные изъяны и заблуждения, даже очевидные для других, мы признаем с великим трудом. Зато с готовностью замечаем это в других.

Разумеется, каждый свободен заблуждаться, иметь несовершенное и даже варварское мировоззрение, свободен совершать ошибки, калечить свою судьбу и здоровье, становиться несчастным. И никто не имеет права судить о том, прав он или не прав, чудак он или нет и т. д.

Единственно, на что имеют моральное право окружающие, так это на помощь человеку, которому плохо, если он согласен принять помощь (например, сам попросил об этом). Но при этом намерения помогающего должны быть абсолютно чисты и бескорыстны в том смысле, что эта помощь должна иметь своей целью исключительно заботу о человеке, которому помогают. Это – единственный повод, по которому люди имеют право воздействовать на мировоззрение друг друга, переступать личностные границы. Все остальные поводы вторжения, в том числе и все виды выяснения отношений, корыстны по своей сути, то есть служат личной выгоде, а значит, наносят ущерб.

Эта идея, в свою очередь, поднимает вопрос о том, по какому поводу мы, люди, вообще находимся рядом, на чем мы строим свои взаимоотношения, зачем нам друзья и близкие, и действительно ли мы близки? И почему имеет смысл заботиться о ком-то, если он мне не друг и не родственник и я вообще, может быть, вижу его в первый и последний раз. Разбираясь в этом, мы неизбежно придем к вопросу о смысле жизни, о человеческом счастье, о том, «кто виноват?» и «что делать?»

В этой книге в качестве ответа на вопрос «кто виноват?» я предлагаю свою жизненную теорию, мое понимание того, как устроен мир и люди. В мировоззрение человека входят знания, добытые не только им самим, но и другими людьми, поэтому я не претендую на абсолютное авторство по отношению ко всем идеям, которые здесь излагаются.

 

 

 



Просмотров: 755
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Пингвин! Пингвин!.. Это Страус! Как Меня Слышно? Приём! (О том, как мы слышим друг друга?)
  • Почему секс так важен для жизни человека? Виды психологического голода.
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • «У меня все отлично», «Я сам во всем разберусь», «Это мое дело, не лезьте» лучшие фразы жизни.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь