Что такое радикальное экзистенциальное мировоззрение

“- Тогда скажите, что, на Ваш взгляд, необходимо, чтобы быть экзистенциальным консультантом?

- Минимально. Веры в то, что жизнь клиента
всегда сложнее любых твоих представлений о ней.
Надежды на то, что Вы вместе с ним
найдёте выход из любых лабиринтов и тупиков его жизни,
невзирая ни на какие неблагоприятные тенденции.
Желания ради клиента заткнуть подальше себя,
свои беды и печали.
Если это есть - остальное приложится.”

(С.Б.Есельсон,
“10 лет международному институту
экзистенциального консультирования”
http://hpsy.ru/public/x4176.htm)

 

Об экзистенциальном подходе в психологии

В центре внимания подхода

- не человек как некий отдельный субъект, а его жизнь в неразрывной связи с миром и другими людьми (бытие-в-мире, бытие-вместе);
- самые важные вопросы в жизни человека, от ответов на которые напрямую зависит, как сложится или не сложится жизнь, состоится она или нет. Это любовь и смерть, свобода и ответственность, вера и сомнения, надежда и отчаяние, одиночество и единство, смысл и бессмысленность, мужество и решиательность...

 

“Лечебные” факторы:

- понимание своей жизненной ситуации;
- построение отношения к своему будущему;
- способность принимать ответственные решения.

Все эти качества клиент воспитывает в себе при помощи экзистенциального консультанта.

Экзистенциальный консультант заботится о том, чтобы его клиент был максимально открыт навстречу открывающимся в течение его жизни возможностям.

Экзистенциальная психология и психотерапия

- это практическая психология. Почти все ее видные представители - практикующие психологи и психотерапевты (Альфрид Лэнгле, Ролло Мэй, Эмми ван Дорцен, Саймон дю Плокк, Александр Алексейчик и др.);

- это именно та терапия, которая занимается корнями болезни, но не в причинном смысле, а, скорее, в смысле жизненной среды ее возникновения и обитания;

- это помощь в прояснении собственной жизни; обретении и осмыслении своих планов, намерений, идеалов, места в жизни; в выработке отношения к своим мыслям, делам, чувствам; в содействии переходу от действий - к мыслям и чувствам; от слов, рефлексии - к действиям; от действий бездумных - к действиям разумным; от действий разумных - к действиям благодатным.

 

Основные принципы
радикального экзистенциального мировоззрения

1) Отказ от субъект-объектных отношений;
2) Отказ от убеждения, что законы мироздания неизменны и постоянны;
3) Отказ от типологий;
4) Отказ от причинности;
5) Отказ от сущности;
6) Отказ от убеждения, что все мы живем в одном и том же мире.


Отказ от субъект-объектных отношений

Речь в том числе и об отношениях между клиентом и экзистенциальным консультантом. Если вы выбрали пойти к экзистенциальному консультанту, то он не будет намерен изменить ваше поведение, как это принято, например, в поведенческом подходе. Более того, экзистенциальный консультант не считает, что человеку обязательно нужно меняться.

Консультант будет помогать вам осмыслить свою жизнь, рассмотреть ее с разных сторон и найти в ней свое истинное направление. Еще один момент - любимые многими психологами тесты и различные психодиагностические методики не имеют здесь места быть в прямом назначении. Консультант может попросить Вас выполнить какое-то задание, тест, но не для того, чтобы приписать вам тот или иной диагноз или назвать “вашу проблему”. Результаты теста будут только поводом для исследования вашей жизни с новых сторон.

Часто экзистенциальный подход осуждается как “немодный”, потому что нацелен скорее на то, чтобы помочь людям распознать свое личное призвание, чем соответствовать современным общественным тенденциям (например, выбрать для ребенка не школу, а индивидуальный план обучения).

Вот некоторые признаки, по которым можно “узнать” экзистенциального психолога (консультанта):

- восприимчив к тому, что является наиболее интересным и важным для вас;

- не навязывает вам свои собственные воззрения о желательном развитии клиента, не подталкивает клиента в этом направлении;

- сосредотачивает внимание на способе бытия клиента;

- высоко ценит истину, чего бы она ни касалась;

- способен слышать и улавливать то, что вы сами еще не способны понять или выразить. Консультант не растворяется в процессе слушания, а постоянно держит дистанцию, чтобы быть способным собирать воедино и составлять из частей целое;

- побуждает вас к тому, чтобы обдумывать “необдумываемое”. Нельзя сказать, что это поддержка или полное принятие.
Консультант открыт непрерывному динамическому взаимообмену и способен воспринимать новые взгляды и распознавать собственные ошибки.

Экзистенциальная психотерапия - это терапия, способствующая более полному и более свободному проживанию жизни, - она может быть показана практически каждому.

Но следует принять во внимание, что помощь со стороны консультанта будет тогда эффективна, когда выполнены следующие условия с вашей стороны как клиента:

- вы согласны с убеждением, что люди могут и должны принимать на себя ответственность за свою жизнь;

- вы также убеждены в необходимости разобраться в своих насущных проблемах и прийти к пониманию своей жизни;

- вы полностью вовлечены и честно стремитесь увидеть себя и свою жизнь более полно, чем способны это сделать самостоятельно.


Отказ от убеждения,
что законы мироздания неизменны и постоянны

В экзистенциальном подходе жизнь рассматривается как искусство. Как художник совершенствуется только благодаря практике, так и успешное проживание жизни основано на совершении ошибок и их корректировке. Суть вашей встречи с экзистенциальным консультантом будет в том, чтобы осмыслить свою жизнь и найти в ней свое направление.

Также результатами экзистенциального консультирования для вас могут являться:

- приобретение мастерства в искусстве проживания жизни с тем, чтобы можно было приветствовать жизненные задачи и трудности, вместо того, чтобы бояться и избегать их;

- обнаружение своих собственных норм и ценностей, законов жизни, а не попытка сделать их совместимыми с какими бы то ни было заранее установленными стандартами.

Тем, кто верит в то, что он брошен на произвол судьбы в море противоречий и хаоса, жизнь может казаться запутанной и беспорядочной.

Однако если вы верите в то, что жизнь в основе своей имеет смысл, вы всегда можете найти в ней ясность и порядок.

Экзистенциальная позиция не есть ни вера в хаос, ни в вера в порядок. Это вера в вашу способность (и способность любого человека) создавать смысл и порядок вопреки видимому хаосу и абсудрности.

Экзистенциальный консультант не будет вас учить управлять своей жизнью; он просто поможет заметить, каким образом вы управляете ею уже сейчас. А также поможет пересмотреть то направление, в котором вы движетесь.


Отказ от типологий

Психологические тесты основаны на том допущении, что всех людей можно отнести к той или иной категории. Например, любимый тест офисных работников на определение типа темперамента: если вы избегаете шумной компании и предпочитаете вместо корпоратива посидеть дома с книжкой, то вы обязательно интроверт, и этот ярлык так и будет висеть над вами в данном рабочем коллективе.

Если ребенок в школе чрезмерно активен, не слушается учителя, не может спокойно сидеть на одном месте 40 минут, то у него обязательно СДВГ, нарушение развития и т.п.

Психолог-экзистенциалист крайне осторожно отнесется даже к вашим категоричным заявлениям насчет себя же. Он не будет ставить диагноз на первой же встрече и пытаться “лечить” вас от неопределенного "расстройства личности".

Экзистенциалисты стремятся воспринимать наблюдаемые феномены в их единичности, уникальности, неповторимости, без всяких изначальных предубеждений и концепций.

Если вы являетесь клиентом экзистенциального консультанта, то помните, что консультант стремится к следующему:

1) признать вместе с клиентом ценность его индивидуальности;

2) исследовать вместе с ним то, в чем состоит эта индивидуальность;

3) вместо борьбы с индивидуальностью открыть скрытые в ней силы и потенциальные возможности.

Для экзистенциалиста постичь что-либо в жизни каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Удивительный пример-иллюстрацию внимания к конкретной человеческой жизни приводит Семен Борисович Есельсон в своем интервью:

“Как-то к одному нашему английскому коллеге обратился клиент, у которого незадолго до этого в доме появился полтергейст. Полиция зафиксировала наличие феномена. О нем написали в газетах, сделали несколько передач на телевидении, взяли радиоинтервью. Появились ученые, поставили приборы. Приборы зафиксировали полное отсутствие чего бы то ни было.

Ученые засели в засаде - пока они находились в доме этого человека, полтергейст никак себя не проявлял. Ученые сделали заключение, что он мошенник и все сам подстраивает; об этом написали в газетах. Как только ученые ушли, полтергейст немедленно вернулся. Человек пришел в отчаяние и обратился к психотерапевту.

Психотерапевт оказался экзистенциалистом. И начали они вместе прояснять весь жизненный контекст этого человека. А контекст оказался примерно таким.

Когда-то парень из маленького английского городка отправился в Лондон - «на ловлю счастья и чинов». Чему-то выучился; во время учебы познакомился с такой же «понаехавшей» девушкой; какое-то время встречались, поженились; он устроился на работу, она тоже. Потихоньку продвигался по службе, взял кредит, купил квартиру, детей сначала не хотели, потом дети почему-то не получались. У его фирмы возникли проблемы на рынке, грянули сокращения, и его сократили. Жена объявила ему, что он неудачник, и от него ушла.

Попытки устроиться на работу оказывались безуспешными. Деньги потихоньку заканчивались, замаячило выселение из квартиры из-за невыплаченного кредита. Наш герой признался психотерапевту, что он ощущает себя как полное ничтожество, как никтонец и неумелец.

И вот на таком фоне вдруг появляется полтергейст, и о нем начинают писать в газетах, берут интервью на радио, делают передачи на телевидении. Он становится известным человеком. Даже бывшая жена позвонила. И тут такой облом, с обвинениями в мошенничестве...

Экзистенциальный терапевт начал заниматься с ним смысловыми узлами его жизни, заниматься его мечтами, в том числе былыми, стремлениями, прояснять его предназначение и его семейную мифологию. И клиент получил вместо пособия по безработице грант на учебу, выучился на профессию, близкую к той, о которой когда-то мечтал и к которой тяготел, поступил на работу - и... полтергейст исчез.

Если для ученых-естествоиспытателей полтергейст был объективным явлением, которое можно изучать, то для экзистенциалиста явление - это явление его жизни, полтергейст в пространстве его жизни. Как у Высоцкого, «колея эта только моя, пробирайся своей колеей».


Отказ от причинности

Причинность здесь понимается как превращение всего подряд в следствие чего-то, чего мы не видим и не знаем.

В экзистенциальном консультировании не будет излишнего копания в детстве, чтобы отыскать там отца-алкоголика и сделать его причиной своей настоящей неудавшейся жизни с мужем-алкоголиком. Но будет стремление понять, для чего вам в данный момент жизни нужна эта ситуация, что вы в ней видите-не видите, зачем вам нужны такие обстоятельства? Что нужно, чтобы изменить ситуацию, если вы этого хотите? На что готовы пойти? И так далее.

Отдельные обстоятельства жизни клиента не рассматриваются как плохие или хорошие, а только лишь как конкретный пример человеческих условий, создающих определенные возможности и вызовы, которые есть смысл исследовать.

И этот принцип гармонично дополняется следующим - “отказ от сущности”. Наличие отца-алкоголика вовсе не значит то, что вы обречены жить с мужем-алкоголиком. То есть ваша сущность “дочь алкоголика” не определяет вашу дальнейшую жизнь и не обязывает вас становиться женой алкоголика. К этому и другим подобным осознаниям приходят клиенты в работе с экзистенциальным консультантом.


Отказ от сущности

Центральное понятие - существование, экзистенция. Экзистенция всегда указывает на конечность существования, она всегда есть возможность, например, возможность быть. Экзистенция в этом смысле не есть сущность.

В отличие от животных и растений человек может быть тем, кем он решил быть, - ВЫ можете быть тем, кем решите быть.

Ваше существование дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед через свои мечты, стремления, желания и цели, решения и действия (другими словами, не бытие определяет сознание, а сознание человека определяет его бытие).

Такой бросок всегда сопряжен с риском и неопределенностью.

Докапывание до сущности обычно производится с той целью, чтобы понять, каким образом действовать в соответствии с найденной сущностью. То есть вы ищете сущность, чтобы оправдать ею свои поступки и действия.

Возвращаясь к примеру про мужа-алкоголика, можно представить такой ход мыслей: “Понятно, почему у меня пьющий муж. У меня же отец был алкоголик, видимо, судьба такая”. Такой подход останавливает вас на полпути и закрывает путь к изменениям в лучшую сторону. Это очень удобно - можно и дальше оставаться в спокойном привычном течении жизни. Что многие и делают.

Человек, который все время опаздывает, будет оправдывать свою безответственность по отношению ко времени тем, что “да я всегда опаздываю, и с этим уже ничего не поделать”.

Экзистенция же не есть сущность. Экзистенция - это возможность.

Для жены, у которой муж пьет, - это возможность искать и найти все возможные пути решения своей ситуации, не сдаваться, пробовать снова и снова, и однажды вдруг случится чудо - он перестанет пить и жизнь будет налаживаться.

Для постоянно опаздывающего - это возможность научиться уважать свое время и время других людей. И такая возможность стать представится ему однажды, когда самолет с любимым человеком вот-вот оторвется от земли и увезет его навсегда через океан.

В подобной ситуации, когда есть выбор - оставаться прежним ценой будущей жизни с этим человеком в счастливой семье или вырваться за пределы себя и подчинить время, успеть, и открывается та самая экзистенция, возможность решить самому, каким и как быть дальше.

Человек пользуется такой возможностью, если цена за неизменность будет равна смерти (в прямом или переносном смысле).


Отказ от представлений о том,
что все мы живем в одном и том же мире

В экзистенциализме нет какой-то заданной истины, нет категоричных “правильно-неправильно”. Истина переживается и проживается вами вместе с консультантом во время встреч. Обнаруживается и осознается, тем самым открывая лично вам подходящее направление жизни. Ваш персональный способ взаимодействия с теми задачами, которые ставит перед вами жизнь.

Происходит обнаружение себя - того, как я живу, перед факто того, как МОГ БЫ жить. Дальнейшее решение об изменениях зависит от вас.

Подходящий пример есть в фильме “Целитель Адамс”. Бывший пациент психушки поступает в медицинский университет. На практике студент-переросток лечит пациентов не лекарствами, а смехом и состраданием, вытворяя немыслимые клоунские трюки, создает свою бесплатную лечебницу. Новоиспеченный доктор встраивается в мир пациента, пытается понять его в его собственном мире, проживает вместе с ним часть жизни в мире пациента и таким образом помогает ему.

Особенно остро видно различие миров разных людей на примере пациентов психиатрических клиник. В экзистенциальном подходе душевное недомогание рассматривается не как болезнь, а как единственно возможный способ жизни в имеющихся жизненных условиях, поскольку остальные способы почему-то утрачены или пока недоступны.

И цель здесь - открыть для себя искусный и конструктивный способ выражения своей внутренней правды, вместо того, чтобы делать это не подходящим способом или не делать вовсе.

Яркий пример совершенно иного мира человека описан в истории Арнхильд Лаувенг, излечившейся от шизофрении. Излечиться ей во многом помогла мечта стать психологом, что Арнхильд и сделала впоследствии. Уникальный жизненный опыт позволил ей описать свое прошлое и со стороны пациента, и со стороны врача.

Примеры из книг Арнхильд Лаувенг:

“Один из возможных подходов к объяснению симптомов заключается в том, чтобы видеть в них ответ на определенную жизненную ситуацию, в которой пациент находится в данный конкретный момент. Этот ответ обсусловлен предшествующим опытом, подсказывающим, что может быть действенным в данных обстоятельствах. Такой подход показывает, что симптомы могут выступать в роли своеобразного языка, но в этом контексте язык направлен в первую очередь на выражение потребностей или желаний личности, так что симптом становится способом удовлетворения этих потребностей”.

“Еще один симптом шизофрении - нанесение себе физического вреда. Нанесение себе физических повреждений может быть симптомом очень разных болезней, к нему прибегают люди с очень разными диагнозами, а также запутавшиеся и не находящие выхода подростки без какого бы то ни было медицинского диагноза. У меня в нанесении себе физических повреждений выражалось много разных вещей. Одной из важнейших была возможность выразить через него страдание, которое не вмещалось ни в какие слова. Для меня это было способом показать окружающему миру, что мне больно, но также и способом сделать это страдание конкретным и управляемым… ”

“...когда одиночество совсем одолевало меня, а голоса становились оглушительными, и мне действительно необходимо было с кем-то поговорить, я резала себе руки. Уж этого санитары не могли не заметить. По крайней мере, они вынуждены были убрать осколки стекла и перевязать мои раны, и тогда они обращали на меня внимание. Некоторые только тут начинали верить, что я говорила им правду, что мне действительно было очень плохо и что мне нужен был кто-то рядом. Я резала себя, и очень часто это оказывалось действенным средством. Конечно, так происходило далеко не всегда, но этот способ был, во всяком случае, эффективнее всяких слов, так как слова почти никогда ни на кого не производили впечатления”.

“Когда я видела волков, я чувствовала себя маленькой, беззащитной, испуганной и одинокой, я мечтала, чтобы кто-то понял, каково мне приходится, чтобы кто-то был рядом со мной, проявил интерес и, по возможности, успокоил бы меня, проявив заботу и внимание. Так что эти волки, в сущности, не представляли собой ничего особенно сложного. Это были просто чувства, узнаваемые и понятные для других людей человеческий чувства, хоть и замаскированные. Вот и все”.

 

Экзистенциальный подход лучше воспринимать как другой способ рассмотрения мира и человеческой жизни.

Те, кто серьезно подготовлен к восприятию этого подхода и приходят учиться в МИЭК, обычно находят в нем нечто, обращенное непосредственно к ним. Очень часто люди чувствуют, что этот подход выражает то, о чем они сами долгое время думали, но не могли в достаточной степени отчетливо высказать.

 

Основателем направления “радикальное экзистенциальное мировоззрение” является Есельсон Семен Борисович, ученик Алексейчика Александра Ефимовича.

 

Данный подход в полной мере реализуется в процессе обучения и повышения квалификации психологов в Международном институте экзистенциального консультирования (МИЭК). МИЭК - это первое в России учебное заведение дополнительного образования в области экзистенциального консультирования, основан в 1999 году.

 

 Что такое радикальное экзистенциальное мировоззрение

 

В статье использованы материалы:

“В поисках настоящего”, В.В.Летуновский;

“Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия”, Эмми Ван Дорцен;

“Радикальное экзистенциальное мировоззрение”, статья С.Б.Есельсона;

“Распутывая сеть (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)”, статья С.Б.Есельсона;

“Экзистенциализм в психологии”, статья авторов: В.В.Летуновский, С.Б.Есельсон;

“Завтра я всегда бывала львом”, Арнхильд Лаувенг.

 



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что нужно убрать и отпустить из своей жизни, чтобы стать счастливее?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Отказ от чувств – это отказ от жизни…
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Организуем время жизни так чтобы его хватало
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • ОБИДА, как один из способов убежать от себя и от своей жизни. И при чем тут психотерапия?!
  • Что изменится в жизни, если найти работу и специальность своей мечты
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Простой способ навести порядок в своей голове и определить направление движения к свободной жизни
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Заметить себя в своей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь