Ценность больших событий или когда меняются ценности

Ценность больших событий или когда меняются ценности
То, что представлено далее, являет собой теоретический обзор наиболее ценных, с моей точки зрения, теорий, объясняющих этот процесс. Этот продукт на любителей сухого теоретического изложения.

Как и большинство представителей отечественной психологии, А. Г. Асмолов считает, что смыслы появляются в деятельности человека. Также он отмечает, что они могут измениться, но только с изменением порождающей их деятельности. Автор выделяет два пути динамики смысловых образований личности. Первым выступает «большая динамика» - процессы появления и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности. Движущими силами этого пути являются противоречия между характером мотивов и уровнем развития операционально-технических средств человека. Если просто, то это ситуация, когда мы понимаем, чего хотим достичь на самом деле, учитывая неизбежные ограничения, и изменяем курс своей жизни в соответствии с этим. Именно это ведёт к смене мотивов и трансформации прежних смысловых образований.
Вторым выделенным путём динамики смысловых образований личности является «малая динамика» - «процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности» [1, с. 113]. Движущей силой этого пути является постоянная борьба между надситуативной активностью и установкой. Если простым языком, то это та ситуация, когда в условиях новых задач мы должны действовать при помощи новых способов.

Также, важным является выделение А. Г. Асмоловым двух принципов, влияющих на изменение смысловых образований личности. Первым из них является принцип деятельностного опосредствования. Он гласит: «Для того, чтобы перестроить мотивы и смысловые установки личности, необходимо выйти за пределы этих смысловых образований и изменить порождающие их деятельности» [2, с. 388]. Это положение, по нашему мнению, имеет некоторое сходство с позицией С. Л. Рубинштейна, который пишет о том, что смысл рождается в деятельности, а определённая деятельность порождает смыслы и ценности конкретной личности. И если снова просто, то оно о том, что можно изменить тот смысл, который человек вкладывает в определенные действия, изменив ради этого привычный ход его деятельности.
Вторым принципом является принцип искусственного прерывания деятельности. То есть, смысловые образования личности обнаруживаются в ситуации непредвиденного «разрыва шаблона» текущей деятельности. Следует отметить, что оба выделенных принципа описывают природу смысловых образований, но первый описывает ситуации с точки зрения целенаправленного изменения смысловых образований конкретной личности, а второй – с точки зрения получения сведений о содержании данных психических конструктов.

М. Ш. Магомед-Эминов связывает трансформации личности в экстремальной ситуации с трансформациями смысловой сферы личности. В связи с этим, выделяет 4 стадии смыслотрансформации:

  1. Поиск смысла. На этой стадии активизируется процесс смыслообразования. Результатом является обретение смысла.
  2. Утрата смысла. Имеет место освобождение от конкретного смысла конкретной ситуации, когда человек не в силах что-либо изменить, но тут также можно говорить и об обретении смысла этой ситуации для более широкого круга событий. В конце этой стадии образуется смысловая пустота, которая требует каких-либо действий по её преодолению.
  3. Образование бессмысленности. Использование данного понятия автор объясняет тем, что «бессмысленность не есть отсутствие смысла, а наоборот, она есть наличие бессмысленных содержаний» [3, с. 195]. Ощущение бессмысленности жизни является важным толчком для формирования нового смысла.
  4. Антиосмысливание. Образование нового смысла, более широкого, не относящегося к конкретной ситуации.

М. Ш. Магомед-Эминов отмечает тот факт, что экстремальная ситуация толкает человека на поиски смысла жизни, если он ещё не найден, или на её переосмысление. Он справедливо утверждает, что «перед лицом смерти жизнь нередко приобретает подлинную ценность» [4, с. 197]. Нам кажется справедливым отнести эти стадии не только к объективно экстремальным ситуациям, но и к субъективным событиям, имеющим значительную эмоциональную окраску. В сущности, автор описал стадии принятия неизбежного со стороны процесса смыслообразования.

Представители психоаналитического направления в психологии (А. Адлер, Э. Фромм) рассматривали развитие ценностно-смысловой сферы личности как процесс преодоления конфликтных тенденций личности, возникших под влиянием окружающей социальной ситуации. У данной группы теорий есть особенность - они практически не учитывают контекст жизненного опыта, выходящего за рамки отношений раннего детства. Мы видим этот момент существенным минусом.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности в подходе А. Маслоу рассматривается как изменение в сторону ценностей роста, которое происходит в ситуации свободного выбора, либо в моменты пик-переживаний, сопровождающих процесс удовлетворения потребностей (в подходе А. Маслоу потребности=ценности). Следует отметить, что А. Маслоу была предпринята попытка определить основные ценности, свойственные всему человечеству. Его подход рассматривает процесс жизни как процесс постоянной динамики ценностно-смысловой сферы личности.

Изменение ценностно-смысловой сферы личности, по мнению К. Роджерса, заключается в движении от псевдоцелей к непосредственной цели становления самим собой. К. Роджерс подчёркивает, что в процессе жизни происходит постоянное изменение личности, в том числе и её ценностно-смысловой сферы.

Как видно из представленных примеров, представители гуманистической парадигмы в психологии рассматривают процесс жизни как процесс постоянного движения к ценностям и процесс их перемещения по разным ступеням иерархии.

В рамках экзистенциальной психологии огромный вклад в изучение ценностно-смысловой сферы личности внёс В. Франкл. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни он рассматривает как врождённую мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. В. Франкл рассматривает три пути обретения смысла: осознание того, что человек даёт жизни, осознание того, что он от неё берёт, а также, осознание позиции по отношению к событиям, которые человек не в силах изменить. В соответствии с этим, выделяется три группы ценностей: ценности творчества, актуализирующиеся в действии, ценности переживания, реализующиеся в пассивном принятии окружающего мира, и ценности отношения, актуализирующиеся всюду, где индивид сталкивается с тем, чего нельзя изменить.

Очень важным замечанием В. Франкла является то, что жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она даётся. Этим утверждением он обратил внимание на проблему изменения смыслов в течение жизни, а также на особую роль в ней кризисных периодов. Исходя из взглядов В. Франкла, рост осмысленности жизни обусловлен трудностью момента, осознанием собственной беспомощности одновременно со стремлением сохранения индивидуальности путём выработки позиции по отношению к событиям, которые нельзя изменить. Созвуча позиции В. Франкла и позиция другого известного экзистенциалиста - И. Ялома, отметившего, что в столкновении с неизбежными сложностями человек вступает в конфронтацию с собственным страхом смерти и нередко осознает подлинный смысл собственной жизни. Такие моменты И. Ялом назвал пробуждающими переживаниями.

Итак, обзор наиболее ценных, с нашей точки зрения, психологических концепций, отражающих изменения ценностей и смыслов, подходит к концу. Следует отметить, что в подходе отечественных авторов акцентируется влияние деятельности на формирование их целостной системы. Соответственно, изменение значимой деятельности влечёт за собой изменение ценностно-смысловой сферы личности - то есть подчеркивается ведущая роль внешних факторов. Зарубежные психологи больше внимания уделяют процессам, происходящим внутри самой личности как субъекта деятельности, - то есть, подчеркивают ведущую роль внутренних факторов. И те, и другие сходятся во мнениях относительно роли тяжелых событий в изменении ценностно-смысловой сферы личности субъекта.
Мне кажется, каждая теория описывает какую-либо сторону одного и того же, назвав это на собственном языке. В практике психологической работе важен общий принцип, выделяемый всеми авторами единогласно.

 

Библиографический список:

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416 с.

3. Магомед-Эминов М. Ш. Экстремальная психология. Т. 2. От психической травмы к психотрансформации. / М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. – 576 с.

4. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. / М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496 с.



Просмотров: 595
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Особенности организации ценностно-смысловой сферы химически зависимых.
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Процесс формирования личности
  • Интеграция личности в психологической практике: процесс и результат
  • Анализ собственной ценностно-смысловой структуры
  • Психологические изменения личности приводящие к долгой жизни с диагнозом рак.
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • О собственной ценности и значимости и о формировании личности в младенчестве
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Дух и Психея. Духовность с позиции психологии. Здоровье личности.
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Фундамент личности. Ваши ценности - как осознать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь