|
Ценность больших событий или когда меняются ценностиАвтор статьи: Луиза Владимировна Боженко
Как и большинство представителей отечественной психологии, А. Г. Асмолов считает, что смыслы появляются в деятельности человека. Также он отмечает, что они могут измениться, но только с изменением порождающей их деятельности. Автор выделяет два пути динамики смысловых образований личности. Первым выступает «большая динамика» - процессы появления и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности. Движущими силами этого пути являются противоречия между характером мотивов и уровнем развития операционально-технических средств человека. Если просто, то это ситуация, когда мы понимаем, чего хотим достичь на самом деле, учитывая неизбежные ограничения, и изменяем курс своей жизни в соответствии с этим. Именно это ведёт к смене мотивов и трансформации прежних смысловых образований. Также, важным является выделение А. Г. Асмоловым двух принципов, влияющих на изменение смысловых образований личности. Первым из них является принцип деятельностного опосредствования. Он гласит: «Для того, чтобы перестроить мотивы и смысловые установки личности, необходимо выйти за пределы этих смысловых образований и изменить порождающие их деятельности» [2, с. 388]. Это положение, по нашему мнению, имеет некоторое сходство с позицией С. Л. Рубинштейна, который пишет о том, что смысл рождается в деятельности, а определённая деятельность порождает смыслы и ценности конкретной личности. И если снова просто, то оно о том, что можно изменить тот смысл, который человек вкладывает в определенные действия, изменив ради этого привычный ход его деятельности. М. Ш. Магомед-Эминов связывает трансформации личности в экстремальной ситуации с трансформациями смысловой сферы личности. В связи с этим, выделяет 4 стадии смыслотрансформации:
М. Ш. Магомед-Эминов отмечает тот факт, что экстремальная ситуация толкает человека на поиски смысла жизни, если он ещё не найден, или на её переосмысление. Он справедливо утверждает, что «перед лицом смерти жизнь нередко приобретает подлинную ценность» [4, с. 197]. Нам кажется справедливым отнести эти стадии не только к объективно экстремальным ситуациям, но и к субъективным событиям, имеющим значительную эмоциональную окраску. В сущности, автор описал стадии принятия неизбежного со стороны процесса смыслообразования. Представители психоаналитического направления в психологии (А. Адлер, Э. Фромм) рассматривали развитие ценностно-смысловой сферы личности как процесс преодоления конфликтных тенденций личности, возникших под влиянием окружающей социальной ситуации. У данной группы теорий есть особенность - они практически не учитывают контекст жизненного опыта, выходящего за рамки отношений раннего детства. Мы видим этот момент существенным минусом. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в подходе А. Маслоу рассматривается как изменение в сторону ценностей роста, которое происходит в ситуации свободного выбора, либо в моменты пик-переживаний, сопровождающих процесс удовлетворения потребностей (в подходе А. Маслоу потребности=ценности). Следует отметить, что А. Маслоу была предпринята попытка определить основные ценности, свойственные всему человечеству. Его подход рассматривает процесс жизни как процесс постоянной динамики ценностно-смысловой сферы личности. Изменение ценностно-смысловой сферы личности, по мнению К. Роджерса, заключается в движении от псевдоцелей к непосредственной цели становления самим собой. К. Роджерс подчёркивает, что в процессе жизни происходит постоянное изменение личности, в том числе и её ценностно-смысловой сферы. Как видно из представленных примеров, представители гуманистической парадигмы в психологии рассматривают процесс жизни как процесс постоянного движения к ценностям и процесс их перемещения по разным ступеням иерархии. В рамках экзистенциальной психологии огромный вклад в изучение ценностно-смысловой сферы личности внёс В. Франкл. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни он рассматривает как врождённую мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. В. Франкл рассматривает три пути обретения смысла: осознание того, что человек даёт жизни, осознание того, что он от неё берёт, а также, осознание позиции по отношению к событиям, которые человек не в силах изменить. В соответствии с этим, выделяется три группы ценностей: ценности творчества, актуализирующиеся в действии, ценности переживания, реализующиеся в пассивном принятии окружающего мира, и ценности отношения, актуализирующиеся всюду, где индивид сталкивается с тем, чего нельзя изменить. Очень важным замечанием В. Франкла является то, что жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она даётся. Этим утверждением он обратил внимание на проблему изменения смыслов в течение жизни, а также на особую роль в ней кризисных периодов. Исходя из взглядов В. Франкла, рост осмысленности жизни обусловлен трудностью момента, осознанием собственной беспомощности одновременно со стремлением сохранения индивидуальности путём выработки позиции по отношению к событиям, которые нельзя изменить. Созвуча позиции В. Франкла и позиция другого известного экзистенциалиста - И. Ялома, отметившего, что в столкновении с неизбежными сложностями человек вступает в конфронтацию с собственным страхом смерти и нередко осознает подлинный смысл собственной жизни. Такие моменты И. Ялом назвал пробуждающими переживаниями. Итак, обзор наиболее ценных, с нашей точки зрения, психологических концепций, отражающих изменения ценностей и смыслов, подходит к концу. Следует отметить, что в подходе отечественных авторов акцентируется влияние деятельности на формирование их целостной системы. Соответственно, изменение значимой деятельности влечёт за собой изменение ценностно-смысловой сферы личности - то есть подчеркивается ведущая роль внешних факторов. Зарубежные психологи больше внимания уделяют процессам, происходящим внутри самой личности как субъекта деятельности, - то есть, подчеркивают ведущую роль внутренних факторов. И те, и другие сходятся во мнениях относительно роли тяжелых событий в изменении ценностно-смысловой сферы личности субъекта.
Библиографический список: 1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768с. 2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416 с. 3. Магомед-Эминов М. Ш. Экстремальная психология. Т. 2. От психической травмы к психотрансформации. / М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. – 576 с. 4. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. / М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|