В современном мире огромное значение уделяется проблеме сущности человеческого бытия. Наряду с различными человеческими проблемами, главной остается проблема изучения личностных особенностей людей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется вопросу ценностных ориентаций, их формированию, изменению в процессе жизни человека. В ходе исследования было установлено, что ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Ценностные ориентации личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Формирование ценностных ориентаций, как целостной психологической структуры начинается в период подросткового возраста. Об этом свидетельствует наличие главного условия их формирования — достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения. В формировании личности подростков с детским церебральным параличом ведущую роль играет сложный комплекс психогенных факторов, включающий протрагированную психическую травматизацию в связи с чувством неполноценности, депривацию (сенсорную, социальную, эмоциональную), условия неправильного воспитания и неблагоприятной микросоциальной обстановки. Все это обуславливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у подростков с детским церебральным параличом. У подростков с детским церебральным параличом стержневой психогенией является переживание чувства физической неполноценности, обуславливающее психогенное патологическое формирование личности, что обуславливает особенности формирования у них системы ценностных ориентаций. Результаты данного исследования заполнят пробелы уже имеющихся данных об изучении подростков с детским церебральным параличом, а также ценностных ориентациях. В качестве объекта исследования выступают подростки с детским церебральным параличом. Предметом является ценностные ориентации подростков с детским церебральным параличом Цель данной работы: выявить особенности ценностных ориентаций подростков с детским церебральным параличом. На этапе разработки плана исследования сформулирована гипотеза: 1) Ведущими ценностями подростков с детским церебральным параличом являются: семья, друзья, любовь, интересная работа. 2) Ценностные ориентации подростков с детским церебральным параличом характеризуется наличием внутреннего конфликта в сферах «ценности» и «доступности». В качестве метода исследования применены: теоретический анализ литературы, эмпирическое исследование с применением психодиагностических методик: - сочинение на тему «Мои ценности в жизни» - метод цветовых метафор И.Л.Соломина - методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е.Б.Фанталовой Обобщая полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы: 1) доминирующими ценностными ориентациями у подростков с детским церебральным параличом являются: - семья; - счастливая семейная жизнь; - друзья; - дружба; - любовь; - общение; - здоровье; - карьера (работа) - учеба; - отдых. 2) Ценностные ориентации подростков с детским церебральным параличом характеризуется наличием незначительного внутреннего конфликта в сферах «ценности» и «доступности», а именно в области материально – обеспеченной жизни, красоты природы и искусства. Гипотеза данного исследования подтвердилась. Результаты исследования позволили выработать систему рекомендаций, основные направления которых заключаются в следующем: - псикоррекционная работа с подростками с детским церебральным параличом посредством игротерапии и арттерапии; - психокоррекционная симпоматическая работа с подростками с детским церебральным параличом. Основные акцеты в данной работе следует сделать на работу с семьей (родителями) подростка; - коррекционная развивающая работа на осознание подростками своей необычности, а не ограниченности посредством тренингов личностного роста, психологического консультирования, групповой и индивидуальной психотерапии. Дальнейшие исследования могут вестись в направлении изучения влияния вышеперечисленных практических рекомендаций на личности подростков с детским церебральным параличом, а также исследоваине их ценностных ориентаций после психокоррекционного блока.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.