Обращения по «детским вопросам». Когда клиент ребёнок.

Работа психолога с детьми имеет свой особенный контекст.

Ребёнок есть ребёнок, и мы не можем ожидать от него ответственности за себя. И это проявляется как в реальной жизненной ситуации, где ответственность за проблемы и трудности ребёнка в основном лежит на родителях, так к и в ситуации консультирования, где вопрос разделения ответственности решается иначе, нежели при работе со взрослым клиентом.

Часто заявка на такую работу идёт от родителей. Это всегда, когда дети дошкольники. В моей практике школьным психологом было достаточно случаев обращения ко мне или к моим коллегам детей по своему желанию. Мы были рады откликаться на такую инициативу детей. Когда я работала в «Центре психолого-педагогической помощи семье и детям» были редкие случаи прихода на консультацию старших школьников без родителей. Мы с коллегами спрашивали у них, знают ли родители об их обращении к психологу, но вели приём в любом случае. На частную практику ко мне дети сами по себе не приходили ни разу. И это понятно.

Предварительное пространство.

Когда ко мне обращаются в связи с трудностями, связанными с детьми, я спрашиваю, как бы хотели взрослые, чтобы состоялась наша первая встреча: пришёл(пришли) только родитель(и) или вся семья, или один из родителей и ребёнок. Почему им кажется, что лучше так, или иначе. По тому, каков телефонный контакт, и что происходит на первой встрече, можно понять, кто клиент.

Кто клиент?

Ответ на этот вопрос может быть одним из четырёх:

  • ребёнок;
  • родитель;
  • пара: ребёнок-родитель;
  • родители

 

Психолог может иметь свои предпочтения. Я знаю ряд специалистов, которые работают и с детьми, и со взрослыми. Причём, и с теми, и с другими и эффективно, и с радостью. Но большинство всё-таки идентифицируют себя или как детского психолога, или как психолога, который консультирует взрослых. Для них, вопрос, кто клиент, ясен по их предпочтениям. Что касается меня, то мне важно то, кто больше готов быть с психологом, кто мотивирован на совместную работу.

 

Когда клиент – ребёнок.

В этом случае остаётся актуальным вопрос, как может быть организован, структурирован контакт с его родителями. Первая встреча возможна только с кем-то из родителей. Часто это мама. Психолог узнаёт об особенностях развития ребёнка, об отношениях в семье, об ожиданиях родителя, о его понимании вклада семьи, о лично своём вкладе в трудность ребёнка, о возможностях родителя сотрудничать с психологом. Если очевидно, что родитель не может быть помощником в работе, я констатирую это, предупреждаю, что его ожидания вряд ли будут оправданы. Могу отказаться от дальнейшей работы на таких условия, поясняя свою позицию. Предлагаю самому родителю обратиться к психологу, обосновывая свою рекомендацию. Считаю в этом случае конфронтацию уместной: важно донести, что ребёнок отличается от сломавшегося холодильника, который нуждается в ремонте, что без участия родителя, без его включённости в процесс мало, что может получиться.

В лучшем случае взрослый получает статус помощника. Мы вместе оговариваем правила, определяем, как будет организованы совместные встречи с родителем:

Психолог разговаривает с родителем после каждой встречи с ребенком 7 – 10 минут:

    - родителю даются направляющие рекомендации;
    - на мой взгляд,желательно, чтобы это происходило при клиенте (при ребёнке);
    - я предпочитаю создавать открытое, прозрачное пространство в трио психолог-ребёнок-родитель, т.к. это исключает возможные манипуляции со стороны родителя или ребенка, делает атмосферу сотрудничества более безопасной, формируется общий язык, понятный трём сторонам.

 

Встречи с родителем происходят, например, через 5 встреч с ребёнком:

    - строятся встречи как диалог двух взрослых (психолога и родителя), заинтересованных в ребёнке;
    - встречи происходит при согласии ребёнка: важно проговорить с ребёнком, зачем эти встречи, спросить об отношении к ним (его сомнения, беспокойства);
    - если ребёнок захочет, то он может присутствовать на них;
    - в этом случае также важно появление общего языка и открытого ясного для троих пространства.

 

Родитель присутствует на всех встреча психолога и ребёнка:

    - в этом случае, обязательное условием является желание такой структуры обоих (и ребёнка, и родителя);
    - кроме этого, психолог должен быть уверен, что исключены манипуляции со стороны родителя;включённость родителя в этом случае чаще всего пассивная, но присутствие очень важно как для него самого, так и для ребёнка: при поддержке психолога ребёнок более открыто, смело проявляется, принятие ребёнка специалистом – ориентир для родителя, который может почувствовать разницу в стиле общения специалиста и домашних, оценить результаты другого общения;
    - психолог и ребёнок могут обратиться к родителю с вопросом в каких-то случаях, но это происходит не в начале работы; важно не злоупотреблять.

Ошибки терапевтов при работе с ребёнком, часто связаны именно с тем, что психолог начинает выполнять чей-то заказ, забывая, кто клиент, теряет свою терапевтическую позицию:

  • под давлением родителей незаметно для себя начинают выполнять их заказ (ходит к психологу ребёнок, а заказывает им цели родитель);
  • активизируется собственная родительская позиция, терапия приобретает воспитательный характер (хороший родитель вытесняет терапевта);
  • по каким-либо причинам (из-за своих ценностей или из-за страха за ребёнка) терапевт старается сделать ребёнка удобным, например, для школы (некая социальная адаптация, вместо терапии);
  • расплывчатые границы терапии (например, родитель может перетягивать одеяло на себя, говорить о своих проблемах и трудностях, фактически, пытаясь стать клиентом вместо ребёнка);
  • терапевт может внутренне конфликтовать с родителем, осуждая, обвиняя и т.д. его за то или иное поведение, о котором узнал от ребёнка, таким образом обостряя конфликт ребёнка и родителя.

При работе с детьми особенно важно быть честным, настоящим. Дети благодарно отзываются на открытую и равную позицию терапевта. Вообще-то, всё это и для взрослых желательно. Но именно дети безошибочно чувствуют, взрослый рядом естественен или нет. Не дай, Бог, если психолог местами зануда, склонный к нравоучениям – не захочет ребёнок иметь дело с таким специалистом. Настоящесть терапевта – необходимое условие для того, чтобы у ребёнка к нему появилось доверие, возник контакт. При работе с детьми жизнерадостность и жизнелюбие проявляются в способности терапевта играть, быть спонтанным и творческим. И это также ценно и для самого специалиста.

 



Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Кто должен бояться: родитель или ребёнок?
  • Комплекс отвержения у родителя «трудного» ребёнка.
  • Развитие ребёнка начинается с осознавания родителя.
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • «Родить ребёнка» и «быть родителем»: в чём принципиальная разница?
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 5
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 4
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 2
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь