Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков

 

В науке много внимания уделялось не только анализу структуры Я-концепции и изучению особенностей ее развития на разных возрастных этапах, но и выявлению детерминант ее формирования, тех факторов, которые влияют на становление Я-концепции.

Выявлено, что основными детерминантами формирования «Я-концепции» личности являются:

  1. Поведение родителей (стиль семейного воспитания).
  2. Роль значимых других.
  3. Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребенка.
  4. Связь самооценки с педагогической оценкой

Источником Еgо-идентичности, по Эриксону, является "культурно значимые достижения". Идентичность Еgо («Я-концепция») индивида возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций, поэтому именно общение со взрослыми является важным в детстве, со взрослыми, которые выступают определенными идентификационными образцами. Поскольку особенно сложным является процесс развития Еgо-идентичности в подростковом возрасте, ученый уделяет значительное внимание этому кризису развития и его «размытости» в означенный период. Он определяет Еgо идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непосредственной идентичности».

Формирование идентичности как основы Я-концепции происходит не изолированно, а под влиянием социального окружения. Первичной средой для развития идентичности является семья. Психологами установлено, что родители влияют на самосознание ребенка еще с момента зачатия. Например, М. Томенн-Спич пришла к такому выводу, исследуя беременных женщин, что желанные дети рождаются более здоровыми, потому что чувствуют любовь родителей. Если же беременность является неприятной, несвоевременным известием для родителей - ребенок чувствует эмоциональное напряжение, а затем ощущение ненужности будет преследовать человека и во взрослой жизни, влияя на формирование самооценки.

Становление самосознания начинается у детей 1-2 лет, хотя они и не имеют четких "границ" своего существования, не понимают, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. Ребенок не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Однако взрослые, окружающих ребенка, является источником информации о собственной внешности, определенных физических качествах, поведении. Трехлетние дети начинают сравнивать себя с другими людьми, пытаются соответствовать требованиям взрослых. Именно от одобрения окружающих зависит самооценка ребенка этого возраста. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, принятые в ее окружении.

С переходом к новому возрастному периоду самосознание обогащается различным содержанием, меняет структуру в связи с изменением типа ведущей деятельности, от специфики социального окружения, стилей семейного воспитания.

Стили воспитания в семье традиционно разделяются на гиперопеку, авторитарный, либеральный и демократический. Рассмотрим, как каждый из этих стилей воспитания влияет на Я-концепцию подростков.

  1. Чрезмерная опека (гиперопека). Этот стиль характеризуется чрезмерной опекой, ограничением активности, желанием сделать все за ребенка. С раннего детства дети очень привязаны к родителям. По мере роста самостоятельности, и, особенно, в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Плохо, если детям не хватает родительской любви, но чрезмерная опека также вредит ребенку, а родители иногда путают любовь и опеку. Она затрудняет формирование у детей внутренней автономии и порождает зависимость как черту характера. Любящие матери порой не способны представить ребенка отдельно от себя, не понимая того, что юноша не сможет повзрослеть, не разорвав пуповину эмоциональной зависимости от родителей.

Родители привыкли к своему ребенку и не склонны замечать возрастных психологических изменений, происходящих с ним. Он вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, какой он был несколько лет назад. Подростки, наоборот, приобретают критическое отношения к родителям, они начинают сопротивляться. А это часто оскорбляет родителей. Многие из них относятся к своим детям свысока. Ведь если родители не реализовались в профессиональном плане, не достигли желаемой для них значимости в карьере, общаясь с ребенком, они вполне могут удовлетворить эти потребности, постоянно напоминая ему, как много для него сделали, упрекая этим, запрещая делать то, что хочется, блокируя их саморазвитие. Задача взрослого - предупредить, предостеречь, объяснить, указать на возможные последствия, но дать возможность ребенку действовать самостоятельно, осуществлять свой собственный выбор. Тогда, даже совершив ошибку, ребенок научится думать, отвечать за свои поступки, за себя, быть самостоятельным, что позитивно повлияет на формирование Я-концепции.

  • Авторитарный стиль воспитания - это стиль, при котором родители недооценивают позитив, который есть в их детях и предпочитают контроль. Этот способ воспитания иногда связывают с агрессивно-командным влиянием родителей. На самом деле авторитарные родители - не обязательно диктаторы и деспоты, они могут быть очень любящими и нежными, но в отношениях с ребенком на первое место, как в случае гиперопеки, ставят свою потребность быть рядом, контролировать жизнь ребенка, принимать за него решения. С одной стороны, это обеспечивает определенный психологический комфорт, но с другой стороны, чрезмерный родительский контроль делает невозможным развитие самостоятельности подростка: он не может научиться инициативности, ответственности, настойчивости, самоконтролю. Ведь самоуважение и уверенность в себе формируются только при условии, что человек имеет возможность сам поставить себе цель и достичь ее самостоятельно. В условиях постоянного управления со стороны родителей такой целью может стать только противостояние взрослым, решение не подчиниться их требованиям. Если подросток достигает цели - возникает конфликт с родителями, если же родители смогут «переломить» ребенка - у него развивается чувство собственной несостоятельности, пассивность, безынициативность, безответственность. Такая неуверенность в себе распространяется и на отношения со сверстниками: ученик не может отстаивать свое мнение, пасует перед более уверенными в себе друзьями и учителями.
  • Либеральный стиль воспитания характеризуется предоставлением полной самостоятельности детям. Либеральное отношение родителей, кажется, могло бы способствовать успешному самоопределению и формированию ответственной позиции личности. Но для этого личности нужно уже иметь четкую систему собственных ориентиров: цели, принципы, морально-этические стандарты и тому подобное. Поскольку субъективная картина мира в подростковом возрасте только формируется, то подростки нуждаются в помощи для ориентира в сложном и меняющемся мире. Если эту функцию не выполняют родители, они ищут других авторитетов, которые часто противоречат друг другу. Неопределенность субъективных ориентиров снижает самооценку личности, порождает чувство беспомощности, несостоятельности найти свой путь в жизни. И в таких условиях либеральная позиция родителей воспринимается подростками как отстраненность, безразличие, даже как эгоизм. Следовательно, предоставление подросткам чрезмерной свободы так же опасно для становления их личности, как и чрезмерное ее ограничение.
  • Демократический стиль воспитания. Особенностью этого стиля взаимоотношений является твердое, последовательное и одновременно гибкое воспитание. Родители всегда объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение с подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родители устанавливают правила и твердо воплощают их в жизнь, но не считают себя безгрешными: они прислушиваются к мнению ребенка, хотя и не действуют исключительно в соответствии с его желаниями. Этот стиль воспитания в наибольшей степени способствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При их стремлении к самостоятельности подростки остро нуждаются жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно, именно наличие такого «тыла» позволяет подрастающей личности приобретать социальный опыт, ответственности и уверенности в себе.
  • Если ребенок чувствует любовь родителей, то она изначально жизненного пути имеет прочную основу для позитивной Я-концепции. Если же со стороны родителей он видит только критику, отторжение, пренебрежительное отношение к себе, то это непременно повлияет на самопринятие и самооценку личности. Поддержка семьи, принятие ребенка и его устремлений родителями больше всего способствуют формированию положительной эмоциональной целостности, влияют на уровень общей самооценки подростка. Теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков [7, .

    Одной из самых напряженных сфер в подростковом возрасте, кроме отношений с родителями, являются отношения с учителями. Учитель в сознании ребенка имеет ряд ипостасей, соответствующих его функциям:

    - власть распоряжаться наказаниями и поощрениями («несправедливые» оценки и действия учителей очень болезненно переживаются старшеклассниками);

    - авторитетный источник знаний в определенной области (учитель, который безупречно знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками);

    - старший товарищ и друг (старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга).

    Становление самооценки в подростковом возрасте происходит в процессе школьного обучения. Поэтому учебные успехи становятся весомым фактором формирования самооценки подростков. Самооценка, в свою очередь, также влияет на уровень учебных успехов ученика через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Школьники, представление которых о себе не допускает высоких успехов, обычно учатся плохо, а те, кто имеет высокую самооценку и позитивные представления о своих способностях, учатся гораздо лучше. Очевидно, что для достижения успехов в школе ученикам нужно иметь достаточную уверенность в себе и в своих способностях. Отсутствие такой уверенности ведет к апатии, пессимизма, ощущения собственной второсортности. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к худшему, боятся сделать или сказать что-то неправильно. Поэтому чрезвычайно важно с первых дней обучения формировать у учащихся положительное представление о себе. Большую роль в формировании таких представлений о себе может сыграть именно учитель. Роль учителя в формировании самооценки подростков не ограничивается только тем, как он оценивает учебные успехи учеников. В подростковом образе "идеального учителя" на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к "пониманию", эмоциональная чуткость, сердечность, то есть в учителя старшеклассники хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, и только на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Это означает, что в лице учителя подростки ищут прежде эталон человеческих отношений. Ведь именно из-за примера учителя, ученики могут учиться уважать себя и других, решать споры, быть честным и искренним в отношениях с людьми. Видимо, поэтому школьники этого возраста так эмоционально реагируют на «несправедливость» учителя.

    Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте в результате включение в общественную жизнь и трудовую деятельность формируется развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и складывается образ "Я".

    Спасибо за внимание!

    Всем добра!

     

    Список литературы:

    1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. - 344 с.
    2. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии, 2006. - N 5. - С. 74–83.
    3. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993., - С. 34-38.
    4. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста / И.М.Слободчиков // Психологическая наука и образование. – М, 2005. – № 1.
    5. Горьковая И. Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников // Адукацыя і выхаванне. – 1995. - №5, - С. 13-19


    Просмотров: 678
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь