Почему по детским проблемам я работаю не с детьми, а с родителями

Почему по детским проблемам я работаю не с детьми а с родителями

Родители часто считают, что психолог может (и должен) «исправить» им ребенка.

У ребенка, как правило, присутствуют какие-то виды нежелательного поведения – тревожность, стеснительность, агрессивность, конфликтность, капризность. Родители хотят, чтобы им ребенка «починили» и он снова стал, «как новенький».

Каждый раз в таких случаях я рассказываю родителям о том, что семья – это система, и бессмысленно работать с ребенком вне ее.

Родители часто сопротивляются этому определению, ведь это подразумевает, что они сами должны что-то делать, чтобы произошли желаемые изменения. И это так и есть!

На это нередко отвечают:

  • «Да у нас проблем нет, это у него (у нее)»,
  • «Со мной-то зачем разговаривать?? Это ведь он всех колотит!»,
  • «У нас в семье все хорошо, вы что, думаете, мы его бьем??»,
  • «…А какая разница, какие отношения у меня с его отцом? Это темы не касается, вы скажите, что с энурезом делать»,
  • «Давайте сестра будет его приводить,  вы с ним будете работать, а бабушка будет его забирать. А мне некогда, мне еще на йогу».
  • Если родители отказываются от взаимодействия с психологом, я вынуждена отказываться от работы с этим ребенком, как бы мне ни хотелось помочь. Дело не в принципах или какой-то особой профессиональной вредности – просто работа будет бессмысленна. Нельзя изменить ребенка без участия его родителей, ведь мама и папа – самые важные люди в окружении ребенка любого возраста.

    Вот примеры несостоявшегося взаимодействия.

    Случай 1. 
    Моя знакомая попросила взять ребенка на консультацию с формулировкой «агрессивное поведение». Обычный, нередкий запрос. Выясняю особенности ситуации.

    Мальчик, 9 лет - агрессивное поведение. Папа уходил из семьи. Мама отвезла сына к бабушке и дедушке в другой город, где он и жил большую часть времени. Сейчас мама забрала его назад - папа вернулся в семью. Мама была уже у нескольких специалистов, но считает, что они недостаточно квалифицированы, так как говорят, что с ребенком в целом все нормально. Просит помочь.

    Уже из этого краткого рассказа видно, что проблема не в ребенке, а в семейной системе. Что произошло в этой семье? Ребенку не дали главное – базовое доверие к миру. В его жизни не было стабильности и уверенности в том, что, чтобы ни случилось - есть часть мира, в которой его всегда любят и ждут, где можно не бояться.

    Папа ушел, а мама отдала ребенка бабушке и дедушке. Мы можем сколько угодно объяснять, что на это была масса причин, что так было «лучше», что не было других вариантов – для ребенка всегда все выглядит однозначно: от меня избавились. Я никому не нужен.

    Потом семья восстановилась и ребенка вернули в нее. Агрессивность мальчика – ответ на украденное доверие. Он больше не верит родителям, ведь один раз они уже оставили его. Сейчас он показывает родителям свою худшую сторону, проверяя, не уйдут ли они снова. Это как проверка на прочность: «а если я буду вот таким, меня будут любить? а если еще хуже?».

    Ребенок отчаянно нуждается в сбросе накопившейся агрессии, которую нельзя проявить напрямую к тем, кому она адресована, а также в устойчивой платформе, вере в то, что его больше не оставят.

    Родители не хотят слышать об этом. Они хотят «волшебную таблетку» от агрессивности, Хотят, чтобы изменили ребенка, а сами меняться не готовы. Мама продолжает искать «компетентного» специалиста, который все исправит. От совместной работы она, как и ожидалось, отказалась.

    Случай 2.

    На прием пришла мама 13-тилетней девочки. Ее беспокоили перепады настроения у дочери, «неправильное» поведение с мальчиками, «ненормальные» желания, депрессивный настрой, истерики, эмоциональная неустойчивость и многое другое. Часть из озвученного была совершенно нормальной для подросткового возраста, но многое настораживало.

    Выяснилось, что в семье строгий папа, который решил, что, чтобы не случилось «чего-нибудь» с дочерью, нужно тщательно и строго за ней следить и никуда ее не выпускать.

    «Чего-нибудь» - это подростковая беременность, нежелательное общение с мальчиками, наркотики, алкоголь, сигареты, ранний секс. Девочка была буквально в  изоляции -  только в школу и из школы, никаких друзей и подруг, никаких «гулянок», только учеба, нечего «о глупостях думать!».

    Мама решила пойти к психологу, чтобы выяснить, как сделать так, чтобы дочь стала такой же послушной, как это было до 11 лет. После подробной беседы она согласилась со мной, что строгость «чересчур» и, хотя опасностей много, в клетке взрослеющего человека никак не удержать.

    Но сказала, что ничего не может поделать, потому что все в семье решает отец. Даже сама мама без его разрешения ничего не делает, и на консультации она тайком… Он бы не позволил.

    Что же получается? 
    Среда не изменится, тяжелая социальная ситуация вокруг девочки – тоже. Папа - «кремень», и взаимодействие совершенно исключено. У психолога нет практически ничего, чем он смог бы помочь, ведь именно из-за ситуации в семье и разрастаются проблемы!

    В конце беседы я с грустью предупредила маму, что дальше будет только хуже, если «гайки» не открутить… Через год мама позвонила со слезами с той же просьбой «сделать что-нибудь с дочерью», потому что она начала себя резать и дважды сбегала из дома. Ситуация в семье не поменялась, а только усугубилась.

    Каждый раз, когда я слышу такое – мне невыносимо грустно. Это состояние, которое можно описать фразеологизмом «опускаются руки». Я чувствую себя как, наверное, чувствуют себя врачи в больнице, в которой нет лекарств кроме зеленки и полностью отсутствует оборудование. «Лечите! Вы же врачи!..»

    Уважаемые родители! 
    Я хочу обратиться к вам.

    Когда психолог говорит, что нужно ваше участие в работе - вас не пытаются уличить в том, что вы виноваты в происходящем! Дело вообще не в том, кто виноват, а, как водится, в том, что с этим делать.

    Важно определить причины и максимально результативный путь к выздоровлению, к решению проблемы, который, как правило, лежит через вас или по крайне мере рядом с вами.

    Я работаю с разными запросами, и мой более чем десятилетний опыт показал, что 80% проблем детей прямо или косвенно связаны с родителями, с семейной ситуацией и могут корректироваться только при однозначной включенности взрослых, при их готовности к этому процессу.

    Приводя ребенка к психологу, не надейтесь, что все сделают за вас. 
    Психолог проводит с ребенком один час в неделю, а все остальное время – вы. ДЕЛАТЬ придется вам, а специалист найдет причину затруднений, подскажет самый короткий путь и будет вашим проводником, подсказывая и корректируя дорогу по ходу. Это важно понимать.

    Одна мама, которая удивилась тому, что прийти на первую консультацию нужно одной, без ребенка, сказала: "Как это, интересно? Это все равно, что вырезать аппендицит, не трогая аппендицита!".

    Неожиданная, но очень говорящая метафора. Ребенок - не аппендицит, и "вырезать" мы ничего не будем. Продолжая медицинскую тему, мы скорее приводим в порядок системы всего организма, чтобы ни один орган не давал сбоев.

    Однако, если взаимодействие состоится со всех сторон – родители, ребенок и психолог – у проблемы просто не останется шанса! Я вам этого искренне желаю и сама с радостью участвую в этом процессе.



    Просмотров: 293
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь