Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений

Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений

Система ценностных ориентаций является одним из центральных личностных образованийи и оказывает существенное влияние на все стороны деятельности человека. Каждое поколение имеет свою систему взглядов и ценностей, которую оно готово отстаивать. В процессе формирования жизненных ценностей, дети, стремясь к независимости, стараются отвергнуть все, что было до них.

Мы решили исследовать ценностные ориентации разных поколений, чтобы понять на чем же основано устойчивое общественное мнение о пресловутой проблеме «отцов и детей».

Согласно теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет. Нам показалось интересным исследовать ценностные ориентации разных поколений в нашей стране еще и потому, что рождение людей, находящихся в данный момент в стадии ранней взрослости, пришлось на время перестройки. Поколение же людей, принадлежащих сейчас к группе средней взрослости, родилось в Советском Союзе. Они должны были не только сами адаптироваться к смене обстоятельств, но и научить своих детей жить в новых условиях. Поэтому именно сейчас исследование ценностных ориентаций поколений людей, рожденных в советские времена и годы постсоветской перестройки, помогает увидеть отражение этих глобальных перемен в системе ценностей разных поколений.

Объектом исследования являлись ценностные ориентации субъектов, относящихся к разным поколениям. Предметом исследования были возрастные особенности ценностных ориентаций и их значимость в группах ранней и средней взрослости. В работе изучалась значимость ценностных ориентаций поколений в группах, разделенных согласно возрастной периодизации Грейса Крайга и Девида Бокума. Группа ранней взрослости имела возрастные границы от 18-21 года до 40 лет, а группа средней взрослости от 40 до 60-65 лет. Целью работы являлось исследование ценностных ориентаций субъектов, относящихся к разным поколениям, и выявление их  значимости.

Для исследования мы составили анкету, которая уточняла возрастной состав групп, наличие детей у респондентов, уровень их образования, удовлетворенность своим материальным положением и содержала ответ на вопрос, что они считают главным в своей жизни.

Кроме анкетирования в исследовании нами использованы морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (далее – МТЖЦ) и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (далее- ТСЖО).

В качестве метода статистичекой обработки эмпирических данных  при менялся U-критерий Манна-Уитни.

Сбор практических материалов для исследования производился путем индивидуального добровольного анкетирования и тестирования. Всего в исследовании принимало участие 74 человека. На этапе обработки результатов у 2-х испытуемых были выявлены неполные данные, 2 человека были исключены из обследования по показаниям шкалы «лжи».

В итоге обработке подвергались результаты исследования 68 человек в возрасте 17 - 60 лет, средин них 16 мужчин, имеют детей 31 человек. Группы ранней и средней взрослости содержали одинаковое количество испытуемых: 34 человека, причем группа ранней взрослости состоит на 70% из студентов Вузов. В предлагаемой испытуемым анкете одним из основных был вопрос «что считаете главным в своей жизни»

В группе ранней взрослости семью назвали главным - 50% респондентов, 9% отметили материальное благополучие с целью обеспечения семьи. Только 3 % респондентов отмечают любовь, как главное в своей жизни, и еще 3% поставили ее на второе место после семьи. Только 6% считают главным в жизни спокойствие и размеренность, а 26% показали стремление к саморазвитию, реализации себя, творчеству, духовному росту. При этом образование считают главным в своей жизни только 3% респондентов, хотя 70% опрошенных – студенты высших учебных заведений.

В группе средней взрослости назвали главным семью 29% респондентов, здоровье - 26 %. Детей и внуков считают главным 9% опрошенных. По 3% получили вера, любовь и гармония, а также независимость и стабильность. Стремление к саморазвитию выразили 24% опрошенных респондентов. Следует отметить, что в группе средней взрослости материальное благополучие никто не назвал главным в жизни.

Перед нами стояла задача подтвердить гипотезу о том, что ценностные ориентации поколений «отцов и детей» отличаются незначительно, поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему передает именно старшее поколение. Полученные на стадии анкетирования данные лишь частично свидетельствовали о подтверждении этой гипотезы.

Поэтому в процессе работы у нас возникло предположение о том, что должны существовать и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия.

Всего с помощью МТЖЦ и ТСЖО было исследовано 20 показателей: 14 ценностей и 6 жизненно-важных сфер. Полученные эмпирические значения U-критерия Манна-Уитни по 15 показателям отличаются незначительно, 2 показателя: профессиональная жизнь и субшкала «результат» ТСЖО попали в зону неопределенности критерия Манна-Уитни.

В зоне значимости U-критерия Манна-Уитни оказались показатели терминальных ценностей «развитие себя», «сохранение собственной индивидуальности», а также сферы физической активности.

(Продолжение следует) 

 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
  • Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Травма поколений и выбор своей жизни
  • Травма поколений и выбор своей жизни.
  • Какой ресурс в жизни является главным?
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • "Изучение ценностных ориентаций подростков с детским церебральным параличом"
  • Секреты разных поколений.
  • Основные подходы к проблеме ценностных ориентации слепых и слабовидящих
  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Теория поколений Нейла Хоува и Джеймса Штрауса в работе школьного психолога
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • Ценностные ориентации у современной молодежи
  • Особенности склонности к психогенным расстройствам в разные периоды взрослости
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Кризисы взрослости.
  • Рассуждая о взрослости.
  • Размышления о взрослости
  • Критерии взрослости
  • О злости и взрослости
  • Страх взрослости
  • Ценностные ориентации личности, включённой в волонтёрскую деятельность
  • Восемь кризисов взрослости
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Часть 1. Кризис взрослости. Зачем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь