Ценностные ориентации у современной молодежи

В настоящее время общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей, и вследствие этого существуют противоречия, связанные с переосмыслением и пересмотром ценностных характеристик [1].

В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, изучение ценностей и смысложизненных ориентаций личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения. В этой связи особое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична и чутко реагирует на социальные перемены. Вместе с тем в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур.

Ценности являются одной из важнейших проблем, исследуемых науками о человеке: философией, психологией, педагогикой, социологией, др. Несмотря на то, что большинство определений ценностей в психологии опираются на философские и социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций, имеющие давнюю традицию, психологическое понимание личностных ценностей существенно отличается от интерпретации ценностей в других науках.

Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях [2]. Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев) [3].

Процесс смыслообразования включает в себя смысл актуальной, наличной ситуации, смысл накопленного человеком жизненного опыта, проекцию настоящего в будущую жизнь, т.е. «горизонтальную» линию смысла жизни, а также «смысловую вертикаль», воплощенную в позиции над жизнью данного конкретного человека. Это смыслообразования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных убеждений, национальных, родовых традиций. Таким образом, можно говорить о своеобразном «смысловом квартете», составляющем «инфраструктуру» единого смыслового пространства человеческой жизни. Уйти от бессмыслицы жизни можно лишь в том случае, если в своей жизни и деятельности мы осознаем единство и взаимовлияние трех смыслов человеческой жизни: настоящего, прошлого и будущего, которые обусловливаются, направляются «смысловой вертикалью».

«Смысловую вертикаль» должна составлять, прежде всего, общечеловеческая нравственность, вобравшая в себя многотысячелетний опыт человеческой цивилизации, заповеди, традиции, опыт успехов и неудач, достижений и ошибок. Вместе с тем, человечество на протяжении своей истории жило в основном по нормам и традициям «частичной» нравственности. Современные трудности кризисного состояния общества во многом обусловлены «частичной» нравственностью – эгоизмом, личностным, групповым, корпоративным, национальным, государственным.

Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, осознает свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения, свои личностные и физические качества, свои возможности, способности, дарования, требования.

Стратегия жизни разных людей состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, свою профессиональную перспективу; другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений для самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем выбрать главное направление. Один считает, что надо как можно раньше создать семью, обеспечив свой «тыл», другой – напротив, сохранив личную свободу, сначала утвердить себя, посмотреть мир и т.д.

Уже в жизненных планах подростков четко выявляются подобные различия: одни видят свое будущее в сфере социальных достижений (звания, должности, карьера), другие – в личном способе самовыражения (дружба, интересное общение, семья), третьи – в творчестве (мечты стать писателем, художником, композитором) [4].

В многочисленных исследованиях, относящихся к ценностным и смысложизненным ориентациям современной молодежи, представлена противоречивая картина влияния социальных перемен на трансформацию ценностей, что может объясняться, прежде всего, различиями в методических подходах к исследованию и в теоретических основаниях, с которых интерпретируются эмпирические данные.

В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ориентация на ценности это характерная черта человеческой жизни, являющаяся одним из личностных новообразований [5].

Исследование ценностных ориентаций у представителей разных поколений показало, что в иерархии терминальных ценностей людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, доминируют ценности «общественное признание», «здоровье» и «активная деятельная жизнь», а в иерархии ценностей людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах, преобладают ценности «активная деятельная жизнь», «общественное признание», «интересная работа» и «материальная обеспеченность». Среди инструментальных ценностей у представителей первой группы доминируют ценности «жизнерадостность», «честность» и «образованность, а у респондентов второй группы – ценности «образованность», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего мнения».

Для большинства опрошенных, представивших эмпирическую выборку, характерно наличие ясных жизненных целей и намерений. Они отмечают, что жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной, и что они нашли свое призвание в жизни и осуществили многое из того, что было ими запланировано. Вместе с тем, у людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, менее чем у людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах, сформированы представления о себе, как о сильной личности, а также они обладают меньшей свободой выбора в построении своей жизни в соответствии со своими целями и желаниями.

Уровень самоактуализации личности у людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, является более низким, чем у людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах. В частности это обнаруживается в том, что представители младшего поколения более ориентированы на то, чтобы жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (то есть видеть свою жизнь целостной), они способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, у них более выражено стремление к приобретению знании об окружающем мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование системы ценностных ориентаций является важной основой для образования гармоничной и счастливой личности. И наша задача, как психологов, при работе с клиентами обращать пристальное внимание на их базовые ценности.

Илья Клепиков. Психолог-консультант.

Список литературы

  • Лапин, Н.И. Эволюция иерархии базовых ценностей россиян на рубеже столетий [Текст] / Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. - СПб: Эйдос, 2006. - 396 с. - С. 73-90. 
    2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, М.: Смысл, 2007. - 511 с. 
    3. Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии [Текст] // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. С. 36-49. 
    4. Лысенкова Е. А. Осмысленность жизни как компонент ценностно¬смысловой сферы / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 13 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2010. - С. 93-103 
    5. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций [Текст] / С.Н. Лютова. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 340 с.


  • Просмотров: 487
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Конкурс социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь»
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Влияние убеждений и ценностей на уровень стресса
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Какую жизнь я хочу прожить? (исследование ценностей)
  • Влияние культуры на формирование семейных ценностей
  • Влияние ценностей на нашу жизнь.
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  • Жизнь со смыслом или реализация своих ценностей
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Что питает нашу жизнь? Живительная энергия ценностей
  • Гештальт-методы в условиях психиатрического стационара: Поиск внутренних ценностей.
  • "Изучение ценностных ориентаций подростков с детским церебральным параличом"
  • Вырастай добрым! Польза семейных ценностей в воспитании морали и нравственности детей
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • Консультирование проблем формирования смыслообразующих ценностей
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Два типа людей, которых вы встретите в жизни
  • Упражнение "Составление иерархии ценностей"
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • Система ценностей как внутренняя опора
  • Стыд, вина и система ценностей
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь