|
Ценностные ориентации у современной молодежиАвтор статьи: Клепиков Илья Игоревич
В настоящее время общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей, и вследствие этого существуют противоречия, связанные с переосмыслением и пересмотром ценностных характеристик [1].
В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, изучение ценностей и смысложизненных ориентаций личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения. В этой связи особое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична и чутко реагирует на социальные перемены. Вместе с тем в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур. Ценности являются одной из важнейших проблем, исследуемых науками о человеке: философией, психологией, педагогикой, социологией, др. Несмотря на то, что большинство определений ценностей в психологии опираются на философские и социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций, имеющие давнюю традицию, психологическое понимание личностных ценностей существенно отличается от интерпретации ценностей в других науках. Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях [2]. Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев) [3]. Процесс смыслообразования включает в себя смысл актуальной, наличной ситуации, смысл накопленного человеком жизненного опыта, проекцию настоящего в будущую жизнь, т.е. «горизонтальную» линию смысла жизни, а также «смысловую вертикаль», воплощенную в позиции над жизнью данного конкретного человека. Это смыслообразования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных убеждений, национальных, родовых традиций. Таким образом, можно говорить о своеобразном «смысловом квартете», составляющем «инфраструктуру» единого смыслового пространства человеческой жизни. Уйти от бессмыслицы жизни можно лишь в том случае, если в своей жизни и деятельности мы осознаем единство и взаимовлияние трех смыслов человеческой жизни: настоящего, прошлого и будущего, которые обусловливаются, направляются «смысловой вертикалью». «Смысловую вертикаль» должна составлять, прежде всего, общечеловеческая нравственность, вобравшая в себя многотысячелетний опыт человеческой цивилизации, заповеди, традиции, опыт успехов и неудач, достижений и ошибок. Вместе с тем, человечество на протяжении своей истории жило в основном по нормам и традициям «частичной» нравственности. Современные трудности кризисного состояния общества во многом обусловлены «частичной» нравственностью – эгоизмом, личностным, групповым, корпоративным, национальным, государственным. Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, осознает свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения, свои личностные и физические качества, свои возможности, способности, дарования, требования. Стратегия жизни разных людей состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, свою профессиональную перспективу; другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений для самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем выбрать главное направление. Один считает, что надо как можно раньше создать семью, обеспечив свой «тыл», другой – напротив, сохранив личную свободу, сначала утвердить себя, посмотреть мир и т.д. Уже в жизненных планах подростков четко выявляются подобные различия: одни видят свое будущее в сфере социальных достижений (звания, должности, карьера), другие – в личном способе самовыражения (дружба, интересное общение, семья), третьи – в творчестве (мечты стать писателем, художником, композитором) [4]. В многочисленных исследованиях, относящихся к ценностным и смысложизненным ориентациям современной молодежи, представлена противоречивая картина влияния социальных перемен на трансформацию ценностей, что может объясняться, прежде всего, различиями в методических подходах к исследованию и в теоретических основаниях, с которых интерпретируются эмпирические данные. В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ориентация на ценности это характерная черта человеческой жизни, являющаяся одним из личностных новообразований [5]. Исследование ценностных ориентаций у представителей разных поколений показало, что в иерархии терминальных ценностей людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, доминируют ценности «общественное признание», «здоровье» и «активная деятельная жизнь», а в иерархии ценностей людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах, преобладают ценности «активная деятельная жизнь», «общественное признание», «интересная работа» и «материальная обеспеченность». Среди инструментальных ценностей у представителей первой группы доминируют ценности «жизнерадостность», «честность» и «образованность, а у респондентов второй группы – ценности «образованность», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего мнения». Для большинства опрошенных, представивших эмпирическую выборку, характерно наличие ясных жизненных целей и намерений. Они отмечают, что жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной, и что они нашли свое призвание в жизни и осуществили многое из того, что было ими запланировано. Вместе с тем, у людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, менее чем у людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах, сформированы представления о себе, как о сильной личности, а также они обладают меньшей свободой выбора в построении своей жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Уровень самоактуализации личности у людей, личность которых формировалась в постперестроечный период, является более низким, чем у людей, личность которых формировалась в 2000-ых годах. В частности это обнаруживается в том, что представители младшего поколения более ориентированы на то, чтобы жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (то есть видеть свою жизнь целостной), они способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, у них более выражено стремление к приобретению знании об окружающем мире. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование системы ценностных ориентаций является важной основой для образования гармоничной и счастливой личности. И наша задача, как психологов, при работе с клиентами обращать пристальное внимание на их базовые ценности. Илья Клепиков. Психолог-консультант. Список литературы2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, М.: Смысл, 2007. - 511 с. 3. Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии [Текст] // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. С. 36-49. 4. Лысенкова Е. А. Осмысленность жизни как компонент ценностно¬смысловой сферы / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 13 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2010. - С. 93-103 5. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций [Текст] / С.Н. Лютова. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 340 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|