|
Консультирование проблем формирования смыслообразующих ценностейАвтор статьи: Куроедова Татьяна Николаевна
«Если хочешь принимать жизнь, приготовься к смерти» З.Фрейд
Многочисленные исследования показывают, что в XX веке наметился ярко выраженный отказ человека от собственных экзистенциальных переживаний, задающих целостность его картины мира и удерживающих эту целостность в сознании человека. Это выражается во множестве конкретных феноменов – индивидуальных и социальных, - общее название которым было дано Х. Ортега-и-Гассетом как существование массового человека. Для него, как известно характерно обесценивание глобальных индивидуальных переживаний, а значит, сведение картины мира к наблюдаемой. Сама жизнь перестает восприниматься как экзистенция, она начинает существовать как последовательность сменяющих друг друга событий, что, естественно, создает экзистенциальный вакуум, требующий заполнения целостным видением мира[1]. Проблема жизни как осуществления, как труда перестает существовать, жизнь рассматривается и проживается как следование. Все варианты инфантилизма и потребительства современного человека объединены общим признаком – отказом от глобальных переживаний собственной жизни, стремлением к упрощению картины мира до визуально воспринимаемой. Это, естественно, приводит к тому, что из ценностных переживаний исчезает не только «благоговение перед жизнью» (А.Швейцер), но и достойное отношение к смерти, предполагающее переживание ее как проявление жизни[2]. Картина мира современного человека на пороге третьего тысячелетия претерпела еще более существенные изменения под влиянием научно-технической революции. Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Жизнь как бы проверяет на прочность каждого человека. Отмечаются глубокие противоречия интересов и устремлений различных социальных, профессиональных, этнических групп и слоев. Потеряны перспективы будущего. Человек как бы оставлен один на один со своими проблемами. Человек часто чувствует бессилие, неспособность контролировать события, он дезориентирован, часто социально изолирован и поэтому как будто самоотстраняется от действенной активной позиции. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человеку необходимо принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни, т. е. выработать свою стратегию жизни. В своем докладе мы рассматриваем жизнь человека, ее ценность через призму экзистенциального подхода в психологическом консультировании и психотерапии. Современный экзистенциальный подход в психологическом консультировании также как и в психотерапии акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» Ирвин Ялом, один из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления современности, подразумевает определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Как открывает человек для себя содержание этих данностей? Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Когда мы «заключаем в скобки» повседневный мир, то есть отстраняемся от него; когда глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касаемся почвы, предлежащей всем другим почвам, - мы неизбежно встречаемся с данностями существования, с «конечными данностями». Это смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфликтом индивидуума с любым из этих жизненных фактов [3]. Смерть – наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы престанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт. Свобода – другая конечная данность, значительно менее очевидная. В экзистенциальном смысле «свобода» - это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика[3]. Экзистенциальный анализ признает человека свободным; однако он признает его не только свободным, но и ответственным. Ведь ответственность включает в себя не только то, за что человек несет ответственность – а это осуществление смысла и реализация ценностей, но и то, перед чем? И здесь речь идет о совести. Именно она является проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью. Ее негромкий, но настойчивый голос, которым совесть «говорит» с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом[4]. Третья конечная данность - изоляция. Сколь бы мы ни были близки друг другу, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между осознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. Четвертая конечная данность существование – бессмысленность. Если Мы должны умереть, какой же смысл в нашем существовании? Если изначально ничто не предначертано – значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел [3]. Виктор Франкл подчеркивает, что у каждого индивида есть смысл в жизни. По его мнению, «нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит это вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации» [4]. Уникальные смыслы, по В.Франклу, распадаются на три основные категории: 1. состоящие в том, что мы осуществляем или даем миру как свои творения; 2. состоящие в том, что мы берем у мира в форме встреч и опыта; 3. состоящие в нашей позиции по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую мы не можем изменить. Ощущение жизненного смысла, возникнув, дает начало ценностям, которые, в свою очередь, синергетически усиливают ощущение смысла. Что такое ценности и почему мы в них нуждаемся? [4] С точки зрения И.Ялома, ценности составляют некий свод законов, в соответствии с которыми можно вырабатывать систему действий. Ценности позволяют нам находить место для возможных способов поведения в иерархии одобрения – неодобрения[3]. Потребность человека обладать всеобъемлющей перцептивной схемой и системой ценностей, служащей основой для поступков, - это и есть в чистом виде причина нашего поиска жизненного смысла. В.Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: - ценности труда (творчества), которые реализуются в продуктивных творческих действиях, и называет их «созидательными»; - ценности переживания, которые проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира - например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства; - ценности отношения заключают в себе отношение человека к факторам, ограничивающим его жизнь; отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю[4]. Другими словами, человек, сталкиваясь, со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он высказывает, будучи приговорен и обречен, - все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовать ценности то одной, то другой группы. Для выполнения своего предназначения человек то должен действовать, то – предаваться очарованию переживаемого. Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. И пусть возможностей для этого у него немного – ценности отношения остаются всегда доступными для него[4]. Каковы же возможности экзистенциального подхода в консультировании?
Основной целью экзистенциального подхода в психологическом консультировании является помощь клиенту обрести смысл своей собственной жизни, осознать личную свободу и ответственность и открыть свои собственные потенции как личности в полноценном общении. Следует заметить, что в экзистенциональном подходе отсутствует прямое обучение как инструктирование. Человек может научиться только сам, взяв на себя при этом ответственность! При этом упор делается на развитии самосознания – т.е. на осознании собственных мотивов и выборов, системы ценностей, целей, большее внимание уделяется ценностному переживанию своего «Я». Разъяснение того, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации – так создаются важнейшие предпосылки для принятия свободы и ответственности. В отличие от других психологических направлений в экзистенциальном консультировании не существует правила снижать уровень тревожности клиента. Тревога, в этом случае, рассматривается как одно из проявлений бытия. ( Тревога – качество жизни. Покой – качество смерти.) Позитивность тревоги проявляется в следующем: 1.Тревога появляется вследствие автономности, т.е. именно тревога знаменует процесс взросления. 2.Тревога всегда на «что-то» указывает, в этом проявляется неопределенность будущего и необходимость его принятия. 3.Тревога есть осознание последствий. И чем старше человек, тем больше осознания и значит тревоги. Существует множество способов ухода от тревоги: в лекарства, в алкоголь, в наркотики и развлечения. И все, что человек делает, чтобы убежать от ответственности он делает, убегая от тревоги. Задача психолога в этом случае заключается в оказании помощи для освобождения от иллюзий (нечестности) жизни; помощи в осознании – бежать или принимать жизнь. Еще один важный момент консультативного процесса – это отношение со временем. Это предполагает ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения достигнутым результатом – с прошлым. Это значит, что ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. Таким образом, обобщая практический опыт, можно утверждать, что проблема конфликта индивидуума с «конечными» данностями возникает в результате: - переживания любого кризиса «взросления». Причем в отдельных случаях, например, при переживании кризиса молодости и кризиса старости этот конфликт переживается особенно остро; необходимо также отметить, что именно при переживании кризиса «встречи со взрослостью» молодыми людьми зачастую впервые происходит процесс осмысления своей жизни как данности бытия и формирования связанных с этим процессом смыслообразующих ценностей: - переживания утраты; - в случае серьезной болезни; - а также при переживании любых ограничений жизни. Используемая литература: 1. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс /электронный вариант/ 2. А.Швейцер. Культура и этика, Классика-XXI, 2011 3. И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия, М., «Класс»,2004 4. В.Франкл. Человек в поисках смысла, М.,»Прогресс», 1990 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|