|
Влияние культуры на формирование семейных ценностейАвтор статьи: Мишанина Жанна Юрьевна
Мы живем в пространстве культуры, которая объемлет нашу жизнь во всех её проявлениях. Но жизнь сама по себе не есть феномен культуры - она представляет собой явление многомерного мира за пределами культурного пространства. Жизнь - биологический процесс и становится человеческой жизнью, лишь когда облекается в культурные формы. Культура становится главной понятийной оппозицией в природе, и тем самым в сфере познания особенностей человеческого бытия открывается возможность изучения семьи, семейных ценностей, имеющих свою историю, детерминируемую не столько закономерностями абстрактно понимаемого общечеловеческого развития, сколько конкретными формами организации и ретрансляции культурной жизни различных народов, выработавших весьма разнообразные формы семейной жизни. Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет её социализированные способы. Каждая личность живет и действует, выстраивая всю свою жизнь по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Программы такого рода можно назвать сценариями, которые развертываются в определенном социокультурном контексте и являются планом действий личности. Культурные сценарии задаются социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и идеалами, нормами и правилами поведения. Культура, семья - явления синхронные и исторические. Человек проявляет свои ценности, идеалы через культуру, к которой принадлежит, а культура делает его человеком разумным. Однако представления людей о жизни, о том, как они хотели бы её прожить, формируются, начиная с раннего детства, под влиянием окружающей социальной среды, заданной культурой. Сильнейшее влияние на формирование культуры детей оказывают родители. Первоначально путь формирования семейных ценностей начинается в семье. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни. В семье выстраиваются функции и структуры взаимодействия индивидов, предполагающие структурно-ролевые, нормативные, организационные и культурные элементы, формируются основные семейные ценности. Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным осознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Это прежде всего установки супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи, которые входят в психологическую структуру личности каждого члена семьи в виде важного источника мотивации его поведения. Формирование семейных ценностей зависит от современных концепций культуры. Где большую роль приобретают интерпретации, сближающие её по смыслу с языковыми, информационными, семиотическими, символическими системами жизнедеятельности человека и общества. Где главным является человеческая способность к деятельности, основанной на сознании, мышлении и коммуникации посредством наделения разнообразных вовлечений в деятельно-практический процесс. Чтобы запустить исторический генезис нынешней семьи, культуре требовалось проделать весьма долгий путь к устойчивому моногамному браку как социально признанной ценности во взаимодействии полов, выращенной в условиях культуры родовой жизни и затем перевернувшей её некогда традиционные устои. С одной стороны, к культурно историческому и социальному материалу предшествующих эпох, а с другой - к культурам. От культуры, к которой принадлежит семья и в соответствии с которой формируются семейные ценности, зависит в конечном счете модель семьи, характерные признаки её жизненного цикла, специфика семейных конфликтов, социализация новых поколений. Культура оказывает огромное влияние на формирование семейных ценностей, на которых строится все взаимоотношение в семье. Рассмотрим, как это происходит. Первоначальной ценностью для формирования новой семьи, основанной на любви и уважении, защищенной от стереотипов обезличивания и отчуждения, характерной для массового общества и массовой культуры, выступает возможность для свободного выбора супружества. Несомненно, супружеский союз подразумевает наличие интимных взаимоотношений. Интимность взаимоотношений, трактуемая не в вульгарном смысле сексуальности, а как культурное, - ценное экзистенциальное качество, выражаемое в исключительной доверительности, искренности и взаимопонимании. Интимность - как бы глубоко внутренний культурный результат удачности внешнего поведенческого слоя - культурно-ценностной адаптации супругов между собой и с детьми. Если культура не формирует ценность семейной интимности, то увеличивается степень драматизма в случае крушения этой ценности. Основой семейных драм являются пьянство, жилищная неустроенность, анахронизм в распределении домашних обязанностей, в отношениях между супругами, т.е. соответствующие деформации в сфере культуры семейной жизни. Культура оформляет и нормирует физиологию любовных отношений, точно как и других физиологических потребностей людей. Что же касается духовно-психологического содержания любви, то оно полностью формируется в ходе культурно-исторического развития общества. Любовь - общечеловеческая ценность - выступает продуктом культуры, и соединения её чувственной и духовной, телесной и душевной составляющих очень трудно добиться вне свободы, автономии индивида, как, впрочем, и безусловно культурные ценности индивидуализации не гарантируют автоматического попадания в царство любви. Культура во все века оказывала свое влияние на формирование интимно-сексуальных ценностей. В первобытном обществе существовали половые табу как первые нормы индивидуальной любви, формы человеческих отношений. Христианство провозглашало духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами. С конца ХХ века «проблема пола» стала очень модной. З.Фрейд выдвинул идею, что вся человеческая культура возникает как результат сублимации либидо, т.е. переноса сексуальной энергии в сферу творческой деятельности. Стремление освободить любовь от культурных ограничений проявилось в «сексуальной революции» ХХ века и требовало «раскрепощения секса», поиска новых форм семьи. Однако, хотя нормы гендерного поведения заметно изменились, половая мораль стала более либеральной, внебрачные связи - более распространенными, вопросы секса более открытыми, идеал любви к «голому сексу» не привел. Конечно, одной из главнейших ценностей у всех народов - являются дети. Семья является первичным лоном человеческой культуры. Задача семьи вырастить и воспитать детей, чтобы те смогли принять активное участие в общественных событиях и отношениях, усвоить уровень духовной и материальной культуры, к которой они принадлежат. Через определенные ритуалы, обряды, традиции, обычаи, нормы поведения в семье, искусство, знания, умения, новые способы работы - одним словом, через принятую модель семейных отношений и взаимодействий, родители передают ребенку свою любовь, жизненный опыт, развивают его физически и эмоционально. Однако начиная с 60-х годов появляется такое понятие как «культ» ребенка в семье, ведущий к трансформации культурно-ценностных ориентаций моногамной семьи. Эта эпоха породила представление о приоритете ценности личных достижений, в социокультурном плане. С этого времени проецировалось социокультурное и идеологически всеобщее ожидание лучшей жизни - если не для себя, то хотя бы «для будущих поколений». Такая детерминированная социокультурными условиями установка на концентрацию усилий по воспитанию детей привела к сокращению количества детей в семье, к доминированию однодетности. Но главное - дети, получившие избыток родительской «щедрости», «нежности», стали приобретать вместе с предыдущим избытком эгоистические и иждивенческие установки. Они стали носителями соответствующей семейно-бытовой культуры, которая множит конфликты в собственных семьях. Культура также оказывает особое влияние на формирование эстетического воспитания членов семьи как основы развития чувства прекрасного, проявляющегося во всех сферах жизни: в отношении к людям, быту, природе, искусству. Каждая культура имеет свои утверждения эстетических ценностей в сфере семейно-брачных отношений, в воспитании уважения к женщине, отношении к младшему или старшему поколению, отношениях между родителями и детьми: общности духовных интересов, совместных занятий спортом, коллективном чтении, посещении театров, обмене мыслями, переживаниями, впечатлениями. Процессу социализации личности способствует интенсивная общительность, коммуникабельность подрастающего поколения в условиях семьи. Психологические отношения в семье в известной мере обусловливаются национальными особенностями родителей, а также обычаями, традициями, спецификой культуры. Чтобы в семье были здоровые отношения между её членами, необходима культура общения. Которая, прежде всего, основана на уважении к окружающим, доброжелательности, вежливости, терпимости, тактичности. Где отсутствует предвзятость, недопустимость навязывания своего мнения, взглядов, вкусов. В культуре общения есть два аспекта: внешний (ритуальный, «этикетный»); внутренний (социально-психологический), сложившийся исторически и ставший общепринятым в современном обществе. Культура общения требует от человека согласованности двух культур. И когда «внутренняя культура» не находит выражения во «внешней культуре», человек совершает поступки, ставящие его в неловкое положение, и заставляет общество считать его «невоспитанным». Как правило, это бывает с людьми, выросшими в одной культурной среде и попавшими в иную. Хозяйственно-экономические отношения составляют материальную базу семьи. Важнейшим слагаемым семейного счастья, является труд - как достояние культуры. В результате культурно-исторического развития, особенно в середине ХХ века, начала происходить трансформация института семьи, менялись хозяйственно-бытовые ценности. Женская половина населения начала активно принимать участие в общественной жизни, приобрела экономическую независимой от мужчины. У женщины появилось право на личностную самореализацию, - своего рода культурная защита, прежде всего, от супружества, от неизбежной семейно рутины, детей, от излишка опеки и подавления самостоятельности. Тем самым, в семейных отношениях появился принцип автономии, который внес изменения в культуру семейных ценностей в широком социокультурном контексте: в общекультурном плане менялись ценностные приоритеты, возвышалась ценность человеческой жизни, происходило движение от публичности к приватности, самореализация личности приобрела целевой характер. В результате социокультурных сдвигов, экономической и гражданской эмансипации женщин тенденции, сопровождающие индивидуализацию мужчин, распространились на женщин, что, несомненно, ведет к деградации традиционной культуры семейной жизни. Всякий труд требует обучения и является ценностью, на которую культура оказывает сильное влияние, усложняя и совершенствуя в ходе культурного развития. Ранее, на первых стадиях образования человечества, процесс обучения (т.е. передача знаний и умений) происходил стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых, сейчас это происходит организованно и целенаправленно. Передача знаний подрастающему поколению происходит при помощи специальных дидактических приемов и методов обучения. На это требуются огромные экономические затраты, сложная система образования, современный преподаватель должен обладать специальными знаниями, умением, методикой организации процесса обучения. В настоящее время учитель должен уметь возбудить активность обучаемого, влить его в процесс обучения и заинтересовать материалом, который хочет ему передать. Но самое главное при этом - учитель должен быть яркой, талантливой личностью, должен уметь распознать в каждом ребенке индивида и организовать работу с ним в зависимости от его личностных, возрастных и умственных особенностей, придавая ему энергию и настойчивость в жизненных поисках, делать их духовно богаче и целеустремленнее. Организация свободного времени, досуга, является одной из важных семейных ценностей семьи, показателем ее духовности, культуры. Активный досуг – необходимое условие развития культуры. Для того чтобы она развивалась, у людей должно быть свободное время от труда и силы для активного использования. Во все времена культура оказывала огромное влияние на формирование досуга. В первобытных племенах первые люди освобождались частично или полностью от физического труда и становились вождями, шаманами, жрецами. Благодаря культуре появились люди, ставшие хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций. С переходом к классовому обществу расслоение людей на бедных и богатых привело к тому, что верхушка состоятельных людей получила возможность иметь много свободного времени. Благодаря этому богатые слои населения стали на досуге заниматься искусством, философией, наукой. Они тратили свои деньги на оплату творческого труда, делали заказы архитекторам, художникам, музыкантам, покупали продукты их творчества. Это позволило создавать не только материальные блага, но и духовные, превратив творчество людей в источник средств существования. В семейной жизни обычно используются разные сценарии досуга, зависящие от различных обстоятельств, социальных условий (материальных, духовных, нравственных). В пределах этих возможностей каждая семья сама решает вопрос о том, как проводить досуг и какой способ отдыха семье подходит больше. Таким образом, можно заключить, что влияние культуры на формирование основных семейных ценностей, является специфическим способом организации и развития жизни, выражающимся в материальных и духовных продуктах деятельности человека, в системе социальных норм, в совокупности отношений людей между собой к природе, и к самим себе. Культура полностью воплощает историю народа, и тем больше влияет на него, тем больше она воздействует на сознания и чувства людей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|