Духовный нарратив и его роль в формировании духовной культуры и традиции

Духовный нарратив и его роль в формировании духовной культуры и традиции

Нарратив – от лат.  narrare — рассказывать, повествовать – это изложение неких взаимосвязанных событий в виде определённой  последовательности слов и образов, формирующих  некую целостную  смысловую картину. 

Под  понятием смысловой   картины подразумевается  определённая  последовательность  смыслов, которая  и формирует  общую  идею  и  оценку  события с  той  или  иной  точки  зрения,  логики  или  системы  ценностей.  Фактически  нарратив –  это  способ  рассмотрения  любого  события  под  определённым  углом зрения  (локусом)  или  через  определённый  идейно-смысловой  фильтр,   который  и формирует конечную  оценку.  

Под эффект  нарратива,  как  особого   вида  повествования  с  определённым  смыслом  и целью,  может  попадать  практически  любое  событие,   включая  и историческое,  имеющее  смысловую глубину  и  социальную значимость. 

 Например,  историю  миссии,  крестной  и мученической  смерти  Иисуса  Христа также  можно рассматривать в  разных  нарративах.

1.   Как совершенно  закономерное  наказание  высшим  иудейским  духовенством  с  целью  сохранения   устоев   веры  и традиции  некого  духовного  «учителя-самозванца»,   который смущал  своими поступками и  проповедями  простой  народ, критиковал  верховную власть,  высшее  духовенство и предрекал  разрушение главной  святыни Иудеи – Иерусалимского  храма.

При таком  нарративе  «разрушителя»,  а  точнее интерпретации событийного потока,   возникает одна  картина закономерностей  и смыслов при  которой Христос  выглядит совершенно неуправляемым  «дерзким  смутьяном  и  самозванцем», который  покушается  на  самое  дорогое  и  святое для  любой  традиции – на  устои  существующей  веры  и  государственности, как основы  данной  социальной культуры. С  точки зрения  социальной  иерархии,  стабильности и преемственности  – это, вне сомнений,  разрушительная  и радикальная  позиция,  которую  просто обязана пресекать  любая  власть по  определению и в  т.ч. с  целью назидания  от возможных  радикальных проявлений,  ибо это входит  в  обязанности любой  власти. Таким  образом,  по  данному  нарративу  Иисус Христос предстаёт в  роли  опасного «смутьяна» и «самозванца», которого совершенно закономерно предали суду  и  мученической  смерти  с  точки зрения действующего  в Иудее  закона и  религии.

Данный  нарратив по  существу   утверждает  безоговорочный  приоритет  существующего  формального закона  и  системы  традиционных  религиозных  ценностей.  По  этому  нарративу Христос потерпел  личную трагедию  и  был  совершенно справедливо наказан верховной  властью Иудеи.

Кстати, именно  в  таком  нарративе  Иисуса  Христа и  его миссию  и  рассматривал  и рассматривает по  сей  день  традиционный  иудаизм.

2.  Но ту же  самую историю крестной  и мученической смерти Иисуса  Христа можно рассматривать в совершенно ином  нарративе  Мессии  и страдальца  за  Истину,  который показывает его  личность в   ином  свете подлинного «духовного учителя», ведомого  самой Истиной (высшим  умом)  и  Святым  Духом.  В  этом  контексте  (нарративе)  Христос  обесценивает   и  разрушает  существующие   устои  не  с  целью  их  полного уничтожения, а с целью  их  преображения  и обновления  в  новом  духовно-нравственном  смысле  и качестве.

При таком  нарративе «спасителя»,  а  точнее интерпретации событийного потока,   возникает уже  совершенно  другая  картина закономерностей  и смыслов, при  которой Христос  выглядит  уже  не  «дерзким  самозванцем», а   Мессией  и посланником Истины,  который  от Имени Бога  Отца  силой Святого Духа  утверждает  высшую Истину через разрушение того, что  устарело,  отжило  и  должно  быть  неминуемо  разрушено, как  бы  болезненно это  ни  было для верховной  власти,  народа  и  существующей  культурной  и  религиозной  традиции  Иудеи.

Данный  нарратив,   а  точнее  система  интерпретации  смыслов,  из  опасного «смутьяна» и «самозванца»  прямо  противоположно  возвышает  личность  Иисуса Христа  до уровня  бесстрашного  и  мужественного  Подвижника,   который  утверждает  высшую Истину ценой  собственной  жизни. 

По  этому  нарративу  Иисус  Христос  выступает  уже  в  роли  не  «справедливо»  наказываемого  властью  «разрушителя», а  в  роли  утверждающего высшую  Истину  Спасителя  народа, традиции  и культуры,  который  своей  мученической смертью  и последующим  Воскресением  провозвещает  «новые»  смыслы  (логосы), а  также   человеческие  и духовные  ценности.  

По  данному  нарративу, лежащему в  основе  христианства,  Иисус Христос  является  уже  не побеждённым  и наказанным, а  победителем, который  донёс  высшее духовное  послание  до своего народа  и  дух  которого  не  был  сломлен  никем  и  ничем.

Таким  образом,  именно  нарратив или  характер интерпретации  одних и  тех же  событий  задаёт  им  или   одну  или  совершенно  другую окраску  в  зависимости  от  предустановленного  нарративом  (нарратором)  вектора  и цели.

Чем  отличаются два нарратива в  одном  из  которых Иисус  Христос – это "самозванец" и "разрушитель"  существующей  традиции,  а  в  другом  Мессия  и  Спаситель ?  

Они  отличаются  только  уровнем  осознания  и глубиной  (высотой)  понимания  смысла  с  вытекающим  из   данного уровня  вектором  цели.  

1.  В  одном  случае уровень осознания события не  возвышается над  существующей  действительностью и  действующим  законом.

2.  В  другом  случае  уровень осознания   события  возвышается над  реальностью и  простирается до высоты Духа (Бога).

Возвышение смысла до осознания  неких закономерностей и целей  и есть основа духовного нарратива. 

Как  при  этом меняются  цели нарартива ?

В одном  случае (первом)  вектор и  цель  нарратива – утвердить  приоритет существующей  власти,  существующего  закона  и существующей  религиозной  традиции (иудейской),  как  «высшей»  и непогрешимой.

В  другом  случае (втором)  вектор и  цель  нарратива – утвердить  приоритет  не  существующей  в Иудее, а  реальной  власти  (Бога  Отца)  в  лице  высшего Закона  Божьего, как  абсолютного. 

Использовал  ли Сам Христос в  повествовании  и проповеди  духовный нарратив ?

Вряд ли, поскольку  Он был  Сам сопричастен Духу и  говорил с  позиции НЕ  домысливания, а  прямого духовного знания о Боге Отце  и духовном  мире.

Не сложно  понять, что  ключевую роль в эффекте нарратива (смыслообразующего повествования) играет  интерпретация  повествователя  или умелое расставление  акцентов, которое и задаёт характер, глубину и направленность любого исторического события.

В  этом  смысле  нарратив в  самом  грубом приближении  можно  условно   сравнить с  «музыкальным  ключом»,   который  будучи  поставленным перед  нотным  рядом,  задаёт  соответствующий  ритм, темп и характер музыкального произведения.

Аналогично  и нарратив, будучи  использованным при  изложении (повествовании)  любого события,   может окрашивать  это событие  в  любые  тона  и смысловые  окраски,  делая  совершенно  нейтральное  событие   или  «чёрным»  или  «белым».

Говоря  об  эффекте  нарратива,  нельзя  обойти стороной  специфики  нарратива   духовного, который  состоит  в  том, что любое событие,  рассматриваемое в  данном  контексте, как  бы сразу  обретает некий  мистический  и сверхъестественный  характер,  связанный  с  включением в  смысловую  картину  высшей  духовной   силы  (Духа),   которая  как  бы  стоит  за кулисами  события  и в  то же время  осуществляет  незримый  контроль  за  происходящим.

Таким  образом,  духовный  нарратив можно рассматривать в  аспекте подключения  к  более низкому  смысловому ряду  некого высшего абстрактного смысла,   который  и соединяет  воедино все предшествующие.  В  этом  ключе  духовный  нарратив действует по  принципу “кога”,   как  завершающего  элемента  в  смысловой  конструкции “когнитом”.  

Нейропсихологический принцип  духовного нарратива, как возвышения локуса сознания



Проще  говоря, духовный  нарратив выступает в роли  конечной смысловой  структуры,   которая  и завершает  всю  мыслеформу  или  логос  всего повествования,  замыкая  его  не  на материю  (низшие  смыслы),  а   на  Бога (Дух), как  высший  смысл и  Логос.   В  этой связи становится  понятно то, что именно  рассказчик (нарратор),  как  интерпретатор тех  или   иных  событий и выступает  в  роли того, кто  придаём им  или  более  низкий  рациональный  или  более  возвышенный  духовный  смысл.  

Парадокс  эффекта нарратива  состоит  в  том, что  в зависимости  от  осознанности  и  духовности нарратора   глубоко  духовное  событие может им  быть интепретировано, как  обычное  (повседневное)   и  совершенно рядовое,  а  обычному  и   повседневному событию может быть  придан  глубоко духовный и абстрактный смысл.

Нет  ли  здесь элементов лукавства  и произвола ?  В  известной   мере   есть,   если  не  учитывать руководящей  и направляющей  роли Духа (Бога)  и связи  самого  нарратора   с  Духом.  Когда  эта  связь  нарратора  с  Духом  есть,  тогда  как  бы  сам  Дух  излагает  смысл  ( Логос)  события  посредством рассказчика.  Пример   тому – Четвероевангелие,  написанное четырьмя  разными  авторами,  пребывающими по  сути  в  едином Духе.

Когда  этой   связи с Духом  нет,  тогда  рассказчик (нарратор)  силой своего ума  и воображения  сам  вкладывает в  описываемое событие  те смыслы, которые  он понимает  и осознаёт.   

Не сложно понять, что духовный нарратор будет  осознавать  и  излагать  одни смыслы, а  бездуховный  и  более  прагматичный  будет  излагать совершенно другие.  В качестве  примера такого  изложения через  призму  соответствующего  нарратива можно привести  протестантскую  Библию Томаса Джефферсона,  известную как «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета» 1895 г.  



   Уникальность  Библии Джефферсона  в  том, что  это  совершенно  рациональное  изложение  Евангелия  без духовных артефактов  и каких-либо упоминаний о божественности и божественном происхождении Иисуса Христа.  Проще  говоря,  все духовные  артефакты, связанные со схождением Святого Духа, непорочным зачатием, преображением,  воскресением и вознесением Христа в Библии Джефферсона просто отсутствуют, причём, по совершенно  рациональным причинам –  стремлении  утвердить приоритет  социальных  принципов и  отношений  над  духовными. 

Это типичный пример использования  рационального нарративав  в  истории  США,  поскольку  таким  же  духом  рационализма,  как  труд  Джефферсона  «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета»,   пропитана «Декларация независимости»  от 4 июля 1776  г. и Конституция 1787 г.  (Билль о правах).

Говоря  об  истории  понятия, следует отметить, что  сам термин нарратив был заимствован из историографии, где он был введён при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события как  возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте именно  рассказа об этих событиях с их интерпретацией.

Нарратив  может  широко  использовать  фантазию и  воображение  рассказчика  и  тогда  имеет  место  «нарративное воображение»  или  «нарративное  фантазирование»,   которое  в  зависимости  от системы  ценностей  рассказчика и совершенства  его когнитивной  сферы  привносит в  повествование  или  «тяжеловесную действительность» или  «облегчённую абстракцию».

Именно эффектом нарратива объясняется  абсолютное  большинство исторических и  религиозных искажений, привнесённых  в  те   или  иные  события  и  творения,  переписываемые  со  слов  рассказчиков.

С  точки зрения  эффекта  нарратива  основной частью повествования, как  моментом появления в нём фабулы (реальной  сути, идеи, смысла, логоса и т.д.),  является его завершение.  

Рассказчик  (нарратор) в первую очередь является носителем знания о финале  события, и  только благодаря этому качеству он  принципиально отличается от другого субъекта  рассказа,  не  имеющего  этого  знания  и  смысла.  



Например,  в  соответствии  со  случившимся  по  дороге в Дамаск  событием с  апостолом  Павлом,  только  он  мог  наверняка  знать о случившемся  и задавать ему тот или  иной  вектор,  указывая  лично на  Христа  или на  Святой Дух.

 «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему:  –  Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.»  (Деян. 9; 3-5)

В данном повествовании откровению  – «Я Иисус, Которого ты гонишь»,могла   иметь место альтернатива  – «Я Дух (Бог), Которого ты  гонишь»  и это могло  бы  менять  характер  повествования с  точки зрения восприятия  смысла  общения  Савла  со Святым  Духом  или  лично  со Христом.  При  этом  только апостол  Павел знал  о том, что  было в  действительности  по  Дороге в Дамаск  и какой  смысл следовало вкладывать в  имевшее  место  сверхъестественное  и  трансцендентное событие, которое  трудно  интерпретировать в   рамках обычного «речевого  диалога»  человека  и  Духа,  поскольку  все  духовные события  протекают во внутреннем  (мысленном)  диалоге.

Таким  образом,  идея  нарратива –  это ключевая  идея  выстраивания  того или  иного смысла  в  любом  повествовании.   По существу  именно  «конец повествования» является  тем  фактором,  который  и придаёт  той  или   иной  хронологической последовательности  событий  кульминационную  идею,   которая  и накладывает  на  всё  повествование  отпечаток   цельности и законченности.

Феномен нарратива –  это развиваемый  навык, который  связан с  развитием  воображения, фантазии  и эмоциональностью.  Наибольшей  нарративностью отличаются  дети  в  период  развития  воображения.   Чем  сильнее у  человека  воображение  и  эмоциональность,  тем  большей  нарративностью будет отличаться  любое  его повествование  или  привнесение в  реальную  событийную  картину  личных моментов осознанного и  бессознательного характера. 

В данной   связи многие религиозные  тексты  и  повествования, передаваемые  чаще  неофитами  и воцерковляющимися  людьми, пребывающими  в состоянии  чрезмерной  обусловленности  верой  и  религией,  почти всегда  изобилуют религиозными  нарративами (привнесениями и искажениями)  осознанного и неосознанного характера.

Данные  естественные  нарративные  привнесения  и искажения  чаще  неосознанного характера  и являются главной  причиной  религиозной   схоластики,  т.е.  упрощения  и примитивизации  глубокого  духовного  смысла до уровня  нравственной «школы»  самого повествователя, который  вкладывает  в  повествование  именно  тот  смысл  и нарратив, которого  он сам  достиг.

А по той причине, что  основную массу верующих  составляют т.н.  «телесные»  и  «душевные»  люди,  имеющие  т.н.  прелестный  уровень  религиозно-мифологического  мышления,  степень   моральной  нарративности  или  акцента  на  нравственность, а  не  на  духовность,  многих  религиозных текстов  и  повествований весьма  высока.

Таким  образом,  эффект  нарративности объясняет механизм  естественного искажения  и  психологической  подмены  в  любой  религии  глубинных   духовных  смыслов более  поверхностными душевными, моральными  и идеологическими.

Это  объясняет важность использования в духовно-просветительской работе,  прежде  всего,  духовных  первоисточников и  святоотеческих  трудов,  написанных бесстрастными  духовными  отцами,  которые  могли контролировать собственную нарративность  и  закладывать  в  повествования  предельно  правильный духовный  нарратив,   который  не  искажал  духовной   сути, а  подчёркивал её.

В качестве примера   использования  нарративности  по отношению  к  тому  же  Евангелию  можно привести  толкование  притч  Иисуса Христа:

Так  известная  притча  «О закваске» может  иметь совершенно  различное  толкование с  точки зрения того, кто её толкует-  телесный,  душевный  или  духовный  человек.

«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.»   (Мф. 13:33)

С точки зрения самого примитивного (телесного) материального уровня, данная притча толкуется  многими толкователями  иудаизма  в  материальных  образах,  как…

«строгое приказание сынам израилевым не допускать в своих домах ничего квасного (бродящего) в продолжение Пасхальной недели; через это им напоминалось, что для правильного празднования Пасхи они должны очистить свои сердца от всякой злобы и порока». 

С  точки зрения нравственного (душевного) или идейного уровня данная притча толкуется рядом  токователей – протестантов, как…

            …«проповедь Евангелия неофитами  всему  миру, которые  своими  горящими сердцами и словами зажигают сердца всех  людей,  приобщая к  вере христианской,  увеличивая  тем самым, присутствие  Царства Божьего  на земле  и число спасённых».

            С  точки зрения сущностного (духовного) уровня  понимания данная   притча толкуется через…

«механизм  обращения  души (нейросети сознания)  от мира к  Богу  через  внесение в  ум  духовных смыслов  (логосов), которые  подобно  «закваске»  изменяют всю  систему  когнитивных  связей  сознания,  открывая душе  перспективу вечности».

Как видно из   толкований  (нарративов), по-своему  верны  все  три толкования,  но  только  духовное  толкование  отражает  предельно точный  и самый  глубокий  духовный  смысл притчи,  тогда  как прочие к  нему  отчасти приближают,  не  давая  полноты  точного смысла.

В  современных  переводах  и  толкованиях  Евангелия,  включая  и православные,  можно найти множество  и отрицательных примеров  использования  рационального  нарратива, который  искажает глубинную духовную  суть.

Самым  ярким  примером этому служит повествование и перевод  цитаты Христа  о сердечной  молитве, когда  смысл  закрытого  духовного  сердца  преподносится  толкователями   в  виде  закрытой  двери  в  комнату:

«егда молишися, вниди в  клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже втайне: и Отец твой, видящий  тайное, воздаст  тебе   явно»  (Мф. 6, 6)  

Синодальный перевод этой   цитаты звучит  следующим  образом:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»  (Мф. 6;6)

Не сложно  понять, что  правильный  перевод  должен  был  звучать так:

«Ты же, когда молишься, войди в сердце  своё   и, затворив входы  чувств (в  безмолвии), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»  (Мф. 6;6)

Правильное толкование и духовный  нарратив этого  эпизода   можно найти  только  у  святого Григория Паламы:

«Клеть души есть тело; двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но находится внутрь сердца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться к внешним чувственным вещам, и ум наш таким образом остается свободным от всякаго пристрастия мирскаго и сокровенною умною молитвою соединяется с Богом Отцом своим.» (Св. Григорий Палама, Добротолюбие,  Т. 5, с. 32)

И таких  примеров  упрощения   или  подмены  духовного нарратива   более  упрощённым  душевным  и телесным  очень  много.   

Можно  ли в  этом  отношении рассмотреть уже  известное откровение  апостола Павла  о событиях, произошедших с  ним  по   дороге в Дамаск ?   Можно.

Повествование  апостола  Павла говорит  о том,  что  именно Христос явился ему  лично: 

«Он сказал: кто Ты, Господи?  Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.»  (Деян. 9; 5)

Как  мог  измениться  смысл, если  бы апостол  Павел  изложил  его  так:

«Он сказал: кто Ты, Господи?  Господь же сказал: Я  Дух Святой, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.»

По  существу этот нарратив  не  изменил  бы духовной  сути  повествования  для  духовно образованных  людей,  понимающих принцип  Бога – Троицы  и  единосущия  Бога  Отца,  Бога  Сына  и  Бога  Святого Духа,  но…

…для  душевных и  телесных людей,  не  имеющих представления  о природе Бога – Троицы,  принципиально важно было  именно  то, что к  апостолу  Павлу в  виде «осиявшего его света с  неба»,  обратился  не  Святой Дух  в  безличностном  аспекте, а  лично  Иисус Христос,  как  вознесённый  Богочеловек и  Вторая   Ипостась.

Можно ли в  этом  усматривать  элемент  духовной  нарративности ?

Безусловно,  можно,   поскольку  это не  меняет духовной  сути,  но  делает  духовную  суть  более доступной  и  восприимчивой  для   конкретного времени, конкретных  условий  и  конкретных людей,   которым  в  данный  исторический  момент  принципиально  важно именно  личное  проявление  Бога  в  образе Христа,  который и нисходит к  конкретной  душе  апостола  Павла.

Абстрактное схождение Духа  без  личностного  определения  (интерпретации  апостолом Павлом)  в  этой  связи не  имело бы  той  катехизической  силы,  которая  в  то   время   была  важна,   что  делало  бы  историю  схождения духа  понятной  только  очень  узкому  кругу духовных  людей.

Тем не менее,  в  любом  случае  и  вне   контекста  реальных  событий,  имевших  место  по   дороге в Дамаск,  духовный  нарратив –  это мощнейший   инструмент правильного структурирования  и  отражения духовной  сути   любых  событий,  которым  должна  владеть  Церковь.

Вместе с  тем,  к  большому сожалению,  в  настоящее  время  духовный  нарратив в  просветительской  и  миссионерской  деятельности  практически не используется из-за  отсутствия  его  бесстрастных  носителей  и  абсолютной  доминанты  нарратива  душевного, как  морального (нравственного)   и идеологического по  сути. 

Данное  обстоятельство  и  создаёт  большинство  смысловых  и  психологических проблем  современного православия,  не  выдерживающего  неизменности  уровня   духовной  акривии (точности)  и  всё   более  погружающегося  в  схоластику и формализм  душевной  нарративности,  столь близкой  основной   массе  верующих.

Из  книги  “Заметки  о  христианской  психологии”, К.В. Яцкевич  2017 г.

Впервые опубликовано на сайте www.psyheo.by



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарратив или как это работает
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки или тайное становится явным…
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Нарратив как самотерапия тревоги
  • Духовный рост или "скажите, а когда уже будет счастье"???
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Почему одни и те же стрессовые события на людей действуют совершенно по-разному?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Наркотик под названием еда или что скрывается за полнотой с точки зрения психологии
  • Евангелие говорит: Блаженны нищие духом. Верно ли это с точки зрения психологии?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • «Основной духовный инстинкт» или Как и зачем быть, а не казаться живым?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Что такое нарративная практика? Метафора нарратива
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Как сходить с ума правильно-3 или смех как духовный оргазм.
  • Как забыть человека?...которого любишь, но который не со мной.
  • Травма свидетеля или Как помочь себе, когда вокруг происходят трагические события
  • Кулинария как образ жизни или мужчина, который готовит
  • Бить или не Бить? Вот в чем вопрос… или Повествование о том, можно ли бить детей
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь