От нарратива к повествованию

Автор статьи: Даниил Макаров
  • Первая часть по ссылке - https://www.psyoffice.ru/article/118165/

 

Как происходит порождение смысла? Как увидеть в нарративе то, что позволяет исследователям раскрывать процесс порождения смысла в языке наиболее полно и конкретно? - Это принципиальные вопросы.

В социальных науках, и не только, существует тенденция понимать нарратив как определенную структуру. В конце концов самые ранние нарративные повороты произошли в фольклористике (Пропп, 1928-1968), литературе (Барт 1966-1975) и лингвистике (Лабов и Валецки 1967-1997), где нарратив постоянно понимался, как обладающий фундаментальными необходимыми структурными характеристиками. При этом выделяемая структура варьировалась в зависимости от дисциплины и теории.

В более современных подходах проводятся исследования, выходящие за рамки простых представлений о структуре нарратива. Постструктуралистская нарратология утверждает, что и сама категория нарратива является проблемой. Герман (2009) утверждает, что граница между нарративом и другими формами речевой активности, такими как объяснение или описание, проницаема. Несмотря на то что есть отдельные “чистые случаи”, есть так же и огромные “срединные территории” промежуточных форм, “нарративных объяснений”, и “описательных нарративов”. Различия тонкие, они касаются скорее степеней (выраженности тех или иных черт) нежели типов (Герман 2009). Аналогично Раен (2007) утверждает фазовый комплекс определений нарратива, который включает множество измерений, в том числе: пространство, время, сознание, форму и практическую пользу. Этот фазовый комплекс исключает некоторые формы дискурса как не-нарративные, например повторяющиеся события и инструкции. Но определение становится очень открытым “инструментарий, для само-построения пониманий” (стр. 30). в такой нарратологии открывается возможность выбора, какие аспекты нарратива подчеркнуть, а какие стоит вычеркнуть из рассмотрения.

Даже если учёные смогут сформулировать способ отделения нарратива от других форм речевой активности, я настроен скептически к значению такого открытия. Для психологов и прочих, кто заинтересован в нарративе потому, что он вплетен в процесс проживания жизни людьми, вопрос неясности формулировок вторичен. Расположение речевых элементов в структуре - вовсе не самое сокровенное в нарративе.

В порядке фокусировки на смыслах, я выступаю с предложением функционального подхода к нарративу. И это не потому, что я думаю, что структурные, формальные или организационные свойства нарратива совершенно не важны, я подчеркиваю, все они очень важны и взаимодополняемы, но вторичны. Прежде в этой статье я уже пытался сформулировать некоторые аспекты того, как структура и функция работают вместе.

Так или иначе теперь я хотел бы утвердить, что структурные компоненты - это не то, что делает нарратив особенным и вездесущим. Скорее я верю в то, что нарратив особенный из-за тех смыслов, которые мы можем выразить и оформить через деятельность повествования. Как повествование функционирует в процессе раскрытия и передачи разных аспектов человеческой жизни (Фладерник, 1996) и управляет смыслами? Иначе говоря, нарратив важен из-за того, что мы можем осуществлять с его помощью.

Функционалистская позиция по отношению к нарративу пробуждает вопрос: как повествование осуществляет порождение смысла? Задавая этот вопрос, я определяю нарратив как динамический процесс (Шифф 2006). Нарратив может быть понят как глагол “повествовать”, “рассказывать”, и такой ход правильнее, чем употребление существительного “нарратив”. “Повествовать” имеет сходство с такими взаимосвязанными вещами как “говорить”, “показывать” и “объективировать” (создавать реальность). Повествование раскрывает опыт.

Важно то, что мы движемся от понимания нарратива как статической организации к тому, чтобы увидеть его более точно, как процесс. Повествование это деятельность, событие, извержение. Или как мне нравится думать о повествовании больше всего - это акт самовыражения, разворачивающийся во времени и пространстве. (при переводе мне хотелось использовать формулировку “разворачивающий время и пространство”, но по правде, это меньше соответствует тексту Браена)

То, что любое движение заканчивается приобретением широкого диапазона опыта, в (статичной) категории нарратива игнорируется. Я же предлагаю включать самый широкий диапазон вариаций актов самовыражения, как вербальных так и невербальных, но так или иначе создающих реальность жизненного опыта и суждений о жизни в (динамическое) понятие повествования.

Здесь понятие нарратива вписывается и работает. Функциональный подход переносит нас к смыслу самого повествования. Что повествование делает? Что можно осуществить с его помощью? Как повествование работает? Как повествование осуществляет опосредование и выражение смысла? Как смыслы переговариваются посредством людей в социальном мире, в этом особом времени и пространстве? Что это за языковая игра, которую мы с вами называем повествованием (Рудрум 2005) ?



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое нарративная практика? Метафора нарратива
  • Нарратив или как это работает
  • Бить или не Бить? Вот в чем вопрос… или Повествование о том, можно ли бить детей
  • Нарратив как самотерапия тревоги
  • Психология конструирования будущего: 1976: Нарратив. 1978: Синергетика.
  • Духовный нарратив и его роль в формировании духовной культуры и традиции
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии. Некоторые принципы терапевтической жизни
  • Почему концепция «Смысла жизни» не работает для всех и чем её заменить
  • 4 вопроса для определения смысла жизни и жизненного предназначения
  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь
  • Принимать людей такими, какие они есть?
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Что стоит за поиском смысла жизни? Шаг к обретению себя...
  • Ритуалы, как способ придания большего смысла нашей жизни.
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Коучинг: понятие, основная идея и процесс
  • Поддержка, как много смысла в этом слове.
  • Когда не очень много сил и смысла...
  • Психологическое консультирование /помощь. Структура, процесс, терапевтический контракт
  • Спешащий пациент - нет времени или нет смысла?
  • Какие вопросы зададите себе в конце жизни? Стратегический анализ жизни
  • в поиске смысла жизни
  • Поиск смысла жизни
  • В поисках смысла жизни
  • Потеря смысла жизни
  • Потеря смысла жизни
  • Поиск смысла жизни
  • Кризис смысла жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь