"Возраст Христа" и психо-духовный кризис.

Возраст Христа и психо духовный кризис

________________________________________________________________



 

В период ранней взрослости,  получив образование,  начав работать по специальности,  и - если повезло и нас хорошо воспитали,  то создав семью,  мы, до определенного момента живем себе, живем, и полагаем, будто задачи "быть членом общества" с лихвой хватит до пенсии. Достаточно спокойно ехать в "вагоне социального поезда", разнообразя прямолинейное путешествие редкими "походами налево" или отпускными путешествиями направо (на дачу или заграницу)... Ну, или хобби...

На данном отрезке пути максимальное достижение - воплотиться в качестве всесторонне развитой,  хорошо социализированной личности, породить и воспитать потомков. 

Но вот звенит звоночек и... начинает происходить нечто странное. Ну, во-первых, наваливается депрессия (угнетенное состояние, чувство подавленности), вдруг становится трудно соображать,, ослабляется память ("что было - то быльем поросло").

Во-вторых,  время от времени накатывают жалость к себе, ощущение несправедливости мира, восприятие брака или карьеры как "ловушек". Прежние достижения обесцениваются. Теряется интерес ко многим сторонам жизни. Мнение когда-то значимых лиц становится безразлично. Возникает стремление к более свободным формам поведения,  - повод для беспокойства близких, справедливо озабоченных тем,  как бы сохранить с таким трудом завоеванное. 

В случае затяжной депресси мало-помалу начинают проявляться и другие состояния:

  • ничто не радует,  не вызывает интереса (агедония),

потеря аппетита,

  • гнетет чувство вины и тоска (как будто ты совершил преступление),
  • от мира и людей не ожидается ничего хорошего,
  • нарушается сон, что приводит к хронической усталости,
  • возникает переживание, что мир как будто отгорожен стеклянным забором,
  • сознание разорвано, нет возможности понять происходящее,
  • периодически посещают мысли о самоубийстве
  • теряется временная перспектива жизни. 

Окружающие говорят: "Крыша поехала". В социальной жизни иногда тоже кое-что рушится (могут дать трещину супружеские отношения, теряется сцепка с профессией, вплоть до потери работы). Может меняться вес. Иногда даже - с чего бы это? - человек смотрит в зеркало и замечает быстрое физиологическое старение.  

Люди интеллектуально развитые страдают депрессией чаще,  чем люди,  занятые на производстве. 

Врачи прописывают антидепрессанты, леча симптомы (нарушенный баланс химических веществ в головном мозге), но не причины. 

В состояние депрессии человек может впасть и в восемнадцать лет, и в двадцать пять - в результате душевного и духовного одиночества, переживания своей непохожести на других. И в районе 25-29-ти  лет, когда энергии молодости иссякают, приходит осознание своей смертности. В нынешнее время возрастная планка данной стадии повышена,  часто до сорока лет,  а то и более (люди медленнее взрослеют).

Среднестатистический возраст стадии "впадания в состояние тритон" приходится на "возраст Христа" (33 года), возраст принятия смерти как неизбежности отмирания каких-то инстанций личности, мотивов и способов связей со средой, испытания темой смерти для обретения духовной стойкости,  победы над приоритетом иллюзии материального мира. 

Скрытая (врачи говорят "эндогенная") депрессия может пройти за несколько часов (в острой форме)  или тянуться несколько месяцев, а может длиться годами,  в хронической форме и много раз обостряясь.

Психологи и врачи отмечают, что в наше время в данном состоянии хронически находятся более 30% населения.  

Причины затяжных депрессий:

- ранние стадии развития личности пройдены некорректно (что создает преграду на пути дальнейшего онтогенетического развития)**,

- довлеет приоритет материального над "духовным,  разумным,  добрым и вечным", 

- люди не знают ориентиров и законов развития человека,

- частая психическая травматизация в прошлом, 

- неумение переживать "отпуская себя"i (боязнь душевной боли, привычка подавлять и скрывать свои чувства как от других,  так и от себя), 

- отсутствует в явном виде бытовавшая некогда во всех культурах практика духовной инициации (в ряду других обрядов, предназначенных для облегчения возрастных переходов). 

Опасности остановки.  

Если движение к следующей стадии развития не происходит, человек некоторое время пребывает в депрессии,  а затем начинается спуск вниз: в сорок пять - "баба ягодка опять" (вместо социализации - сексуализация), самоизоляция от мира людей, равнодушие, может быть,  последняя попытка изменить себя, сменив окружение или деятельность, эгоистичное требование признания своих заслуг, возникает потеря стрессоустойчивости, боязнь окружающих, ухудшается зрение и память, далее нарушается интеллект, ориентация во времени и пространстве,  и наконец, теряется дар речи и нарушается контроль физиологических функций. 

Все этот путь "под откос" занимает, конечно, годы и сознанием регистрируется как норма. "Стареем, брат,  стареем..." 

При хорошей социальной адаптации, наличии достаточных зацепок и опор и наличии "надежной крыши" индивид может до конца жизни продолжать следовать сетке расписаний и правил,  обязанностей и норм, находясь в довольно шатком положении.  

При не очень успешной адаптации к социальной реальности ценой жизнеподдержания становятся хронические болезни. 

Если же социальная адаптация не удалась, то могут посещать и опасные мысли. У некоторых,  почувствовавших запах вечности,  но не сумевших отказаться от защит личности, курок срабатывает на пистолете,  направленном не в себя, а в другого. Таков Онегин,  в разгар личного экзистенциального кризиса* прикончивший приятеля Ленского. Таков Геракл с его подвигами. 

Какая же задача решается на данной стадии психо-социального развития?

Смысл и назначение даннго  возраста  - потеря формы, МЕТАМОРФОЗА, разотождествление с личностью и ее смыслообразующим центром - Эго и самоотождествление  с родовой сущностью (Человек)... 

Основными завоеваниями при успешно разрешенном кризисе становится ответственность перед прошлыми и будущими поколениями,  осознание ценности жизни, обретение сквозного, нерушимого смысла своей жизни, самопроектирование будущего, исходя из этого новообретенного смысла. 

"Ради чего дальше?", "Что такое человек?",  "Что такое Бог?", "Как мне жить дальше, чтобы жить?" - нормальные,  обычные вопросы в этот период побуда к метафизике.

Поскольку на уровне психологии здесь делать уже нечего,  - психология занимается душой и психическими процессами (мышлением, памятью, чувствами, волей и - личностью,  то бишь личиной) , в то время как теперь пробуждается стремление сбросить кожу наносного, не своего, отбросить Личину, чтобы явился Лик, универсальное человеческое лицо, произошло "второе рождение"... Чтобы вышла наружу родовая сущность, вечная, бессмертная, неуничтожимая. 

(Конечно же,  в действительности, происходит не отказ от личности, со всеми ее достижениями,  не "смерть Эго" ,  а поставление и эго и личности на соответствующее им служебное место... Служебное по отношению к чему?... По отношению к духу, который "веет,  где хочет", и "собирает не в этом царстве, а в том", хотя и работает в миру.  Дух же, то есть Разум, призывает человека обратить внимание на более широкую реальность, отвлечься от узко-личных интересов).

Иными словами, задача данного возраста - пробудиться для мета-ценностей,  для иных, чем прежде смысло-жигзненных ориентиров и помочь эти смыслы воплотить на границе между внутренним и внешним,  как бы пройдя по лезвию бритвы.

Исход, преодоление кризиса осуществляется не по формулировке "Нужно миру - нужно и мне самому", как до сих пор,  а на очередном - новом уровне: "Чтобы что-то обрести, нужно что-то потерять". Со всей ясностью встает вопрос жертвы. Миру нужна жертва.  Жертва старым-в-себе во имя рождения нового-в-себе. Ничто меньшее ни человека,  ни мир на сей раз не устроит.

Больно... 

Но награда, - предстоящая, чуемая,  - велика.  

При нормальном прохождении вызова возникает целый сонм психических новообразований. Человек становится способен к принятию и прощению, становятся ближе люди, исчезают страхи и опасения, больше радости дает имеющееся... Открываются новые горизонты в познании, творчестве, исчезают многие иллюзии. Обретается готовность к встрече с духовным учителем для того, чтобы взять в работу свою личность и переделать ее в соответствии с новообретенными смыслами. 

Далее переоценке подвергается способы отношения к другим людям. (как к самостоятельной ценности, а не как средству для достижения любых,  даже самых прекрасных целей...)

Осуществляется поворот к культуре. 

И здесь - нюанс.  

Важно, что удовлетворить голод на культуру, возникающий на данном этапе развития ("нам потребно лишь то, что избыточно", говоря словами Мандельштама), можно лишь на основе завоеванного личными усилиями необходимого (материального).  То есть - на основании правильно пройденных более ранних стадий развития личности!

Если же достаток (личные достижения) был дарован или украден, то в силу непривычки к усилиям (прежде всего - душевным), взамен того, чтобы тужиться в родах "нового себя" и "спуску себе не давать", человек начинает предаваться возлияниям.... Алкоголизм - сигнал о том,  что человек застрял на стадии "смерти Эго, не может свое эго превозмочь. 

У людей,  которые после 30-ти лет "не родились в духе", отмечается склонность к тому, чтобы порассуждать на темы духовности,  не более того.  В худшем случае развивается паранойя - любовь к сверхценным идеям,  в том числе - о своей исключительности, желание поучать и обо всем "судить со своей колокольни". И лень... 

Отметим,  что для выхода из экзистенциального тупика человек получает только испытание, но не одобрение (в отличие от "детских" стадий с их безусловной любовью на первой стадии и поощрением и наказанием на третьей. И одобрение, и испытание на данной стадии научат человека не разуму и доброте,  а только тому, что можно идти к успеху по чужим головам.) 

Данная стадия продолжает линию эмоционально-нравственного развития,  начатую первой и третьей стадиями онтогенеза. 

Роль психолога и психотерапевта заключается в том, чтобы быть "паромщиком", "проводником", по-другому -  повитухой и помочь "переправиться к вечности". Паромом служат специальные "практики себя", помогающие "выразить невыразимое" и "повторно родиться",  встав над прошлым и его достижениями, но не отбросив их, а трансцендировав,  осознав меру человеческого в себе.

Как и при всяком кризисе женщины для выхода из ситуации опираются на самонаблюдение, придание смысла происходящему,  оптимизм.

Для мужчин особенно значимыми факторами на пути из кризиса становятся сотрудничество со значимыми людьми,  само обращение за помощью к психологу, и альтруизм. 

 ** - при невозможности самостоятельно выйти из кризисного состояния (по причине некорректно пройденных более ранних стадий развития) необходимо сначала устранить хоть в первом приближении невроз, чтобы психика и мозг могли преодолеть актуальный порог зоны ближайшего развития. 

Литература

*-В.  Бачинин. Евгений Онегин как религиозный тип. 

Б. С. Братусь. Аномалии личности.  М.  1988.

В.В.  Козлов. Работа с кризисной личностью.  М.  Изд-во Института Психотерапии,  2003.

В. Б. Лоч. Топология Млечного пути. Тренинг психосоматики.  2001.

В. Майков,  В.  Козлов. Трансперсональная психология. Изд-во АСТ, Изд-во Института трансперсональной психологии.  М.  2004.

А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы.  Издательство "Смысл",  1999.

А. Пинт.  Из гусеницы в бабочку.  М.  Сократ.  1998. 

Т. Де Шарден. Феномен человека.  М.,  Наука,  1987. 

Э. Шюре. Великие посвященные. ООО Изд-во Пилигрим - Пресс.М.,  2004.

Он-лайн Skype irin2u

+7968 401 3047

 



Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь