|
Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.Автор статьи: Минчева Ольга Сергеевна
Тема : Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.
"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" В. А. Сухомлинский В нашем быстро развивающем и быстро меняющем мире , большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание В.А.Сухомлинского ,подчеркивает тот факт ,что мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении. Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).[2] Современные реформы в российском образовании предусматривают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях – совместно с нормально развивающими детьми. В федеральном законе «Об образовании»зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».[5] Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места, этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям. Но педагоги, которые должны сопровождать, обучать, развивать, интегрировать, не готовы к слаженной работе в таком механизме. Они, как шестеренки, затормаживают этот процесс. Происходит это по многим причинам, и как правило педагогам тяжело с этим справиться. Педагоги нуждаются в помощи, для эффективного инклюзивного образования им необходима специальная подготовка. Одним из условий реализации инклюзии является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными организовать инклюзивный подход. В «Профессиональном стандарте педагога» [3], утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. идет речь о необходимости овладения педагогами современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии. [4] В практико-ориентированной монографии Е.А.Ямбурга и С.Д.Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации» , изложены конкретно и логично компетенции , необходимые педагогам для работы с детьми со статусом ОВЗ.[6] Данная проблема интересует многих ученных ,и были проведены диссертационные исследования в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», описывается как особенность подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л.М. Кобрина, О.С. Панферова, М.М. Тавакалова, И.Н. Хафизуллина). К сожалению, в данных работах речь идет лишь о будущих педагогах ,а педагоги работающие в системе образования и столкнувшиеся с данной проблемой обучения детей с ОВЗ , остаются не решенными. .[1] В рамках нашего ДОУ ,было проведено анкетирование с педагогами, а так же родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители ,являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 110 родителей и 21 педагог. Анкетирования с педагогами проводилось, с целью анализа отношения их (педагогов) к реализации инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается нами через профессионально-психологическую готовность: информационная готовность; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению; барьеры в реализации инклюзивного образования в образовательной организации. Данные полученные в ходе применения анкеты №1 указывают на то, что 80% педагогов не работали с детьми с ОВЗ. 71%опрошенных не проходили подготовку для работы с детьми ОВЗ, детьми- инвалидами. Педагоги (14.5%) указали, что им приходилось сталкиваться в своей практике с детьми ЗПР ,и ОНР. Все педагоги(100%) знают об инклюзивном образовании. Отвечая на вопрос о назначение инклюзивного образования педагоги отвечали следующее : «Помощь детям с ОВЗ адаптироваться к современному миру»; «Создание специальной программы обучения детей в ДОУ» ; «Общаясь с другими детьми , ребенок с ОВЗ будет активно развиваться» ; «Исключить любую дискриминацию детей. Вызвать положительное отношение у здоровых детей.» ; «Помогают развивать у здоровых детей терпимости к психическим недостаткам сверстниками чувство ,взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству». Это указывает, на тот факт, что педагоги осознают значимость инклюзивного образования. Они понимают ,что детям с ОВЗ необходим социальный опыт. У педагогов (16%) наблюдается положительное отношение к детям с ОВЗ. 47% педагогов не готовы к работе с детьми с ОВЗ. Таким образом анкетирование позволило выявить ,что педагоги не готовы к работе в рамках инклюзивного образования ,т.к у них отсутствует навык работы с детьми ОВЗ . Анкетированание№2 проводимое с педагогами, позволило получить следующие показатели : 55% педагогов считают, что инклюзивное образование это - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ; 45% опрошенных считают, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 95% считают ,что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования; 60% указали, что трудности введения инклюзивного образования – отсутствие оборудования и специалистов; 70% считают, что сложные для педагога ограничения возможностей здоровья детей - психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения ; 90 % опрошенных считают ,что наибольшая сложность в работе педагога с детьми - недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ ;и в тоже время 75 % педагогов указали ,что слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ (в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т.д.) . По мнению педагогического коллектива ,педагог должен обладать профессиональными качествами(ответственность, квалифицированный специалист, толерантный) для работы с детьми ОВЗ. Результаты провеянного анкетирования позволило сделать следующие выводы : -культура инклюзивного образования еще не сформирована , т.к. 95% указывают на то, что детям с ОВЗ не обходимо учиться отдельно; -у педагогов мотивация находиться на низком уровне, к работе с детьми с ОВЗ; -у педагогов отсутствует достаточный уровень специальных знаний для работы с детьми ОВЗ ; -опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПК ,очень низок . Лишь 15% педагогов сталкивались с работой ПМПК. -педагоги считают, что родители будут практически безинициативны в совместных усилиях обучения ребенка с ОВЗ. Родители принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» ,ответили следующим образом на вопросы : 25 % родителей считают , что для адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе ,необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (51%) считают , что допустимые способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице. Это хороший показательно ,т.е родители готовы к тому, что их ребенок будит взаимодействовать с детьми с ОВЗ. По мнению 39 % родителей считают положительным моментом то, что дети научаться помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ. 42 % родителей указывают ,что отрицательным моментом в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ , могут возникнуть конфликты в детском коллективе. Возможна такая ситуация, т.к. сейчас наблюдается у детей снижение уровня толерантности. 43 % родителей считают ,что ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития и воспитания с воспитанниками ДОО могут рассчитывать на следующее преимущество - научится взаимодействовать с другими детьми. Данное преимущество позволило бы семьям с детьми ОВЗ помочь им социализироваться. По мнению 50 % родителей отрицательным моментом считают – в ходе образовательной деятельности и игр ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе. Родители выделяют следующие условия для внедрения введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в образовательных организациях : разработка специальных образовательных программ(45%) ; дополнительное финансирование(41%); дополнительная подготовка педагогов(38%). Родители осознают важность и значимость работы педагогов с детьми с ОВЗ. Они (53%) указывают, что педагогам необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ. Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод : 1.педагоги и родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии ; 2.педагоги выражают затруднение в профессиональной деятельности в условия внедрения инклюзивного образования; 3.мотивация педагогов находится на низком уровне по отношению к внедрению инклюзивного образования; 4.родители и педагоги сходятся во мнении, что необходимы специальные знания для работы с детьми с ОВЗ. По результатам полученным в ходе анкетирования ,можно определить следующие направления работы : - формировать инклюзивную культуру на уровне ДОУ; - организовывать сетевое взаимодействие с образовательными организациями, у которых имеется положительный опыт работы с детьми с ОВЗ; - осуществление просветительских работ как с педагогами , так и с родителями ДОУ.
Список литературы :
1.Белова И.Н., студентка 3 курс. «О проблеме готовности дошкольных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования»ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
3.Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|