Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

Тема : Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

 

 "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"

 В. А. Сухомлинский

 В нашем быстро развивающем и быстро меняющем мире , большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание В.А.Сухомлинского ,подчеркивает тот факт ,что мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.

Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).[2]

Современные реформы в российском образовании предусматривают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях – совместно с нормально развивающими детьми.

В федеральном законе «Об образовании»зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».[5]

Дети с  особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места, этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.

Но педагоги, которые должны сопровождать, обучать, развивать, интегрировать, не готовы к слаженной работе в таком механизме. Они, как шестеренки, затормаживают этот процесс. Происходит это по многим причинам, и как правило педагогам тяжело с этим справиться. Педагоги нуждаются в помощи, для эффективного инклюзивного образования им необходима специальная подготовка.

Одним  из  условий  реализации  инклюзии  является  необходимость  обеспечения  образовательного  процесса  профессионально  подготовленными  педагогами  и  специалистами  сопровождения,  способными  организовать  инклюзивный  подход. 

В  «Профессиональном  стандарте  педагога» [3],  утвержденном  приказом  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от  18  октября  2013  г.  идет  речь  о  необходимости  овладения  педагогами  современными  образовательными  технологиями  и  методиками  обучения  и  воспитания,  знаниями,  умениями  и  навыками  в  целях  обеспечения  инклюзивного  образования  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ),  а  также  повышение  социального  статуса  и  престижа  педагогической  профессии. [4]

В практико-ориентированной монографии Е.А.Ямбурга и С.Д.Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации» , изложены конкретно и логично компетенции , необходимые педагогам для работы с детьми со статусом ОВЗ.[6]

Данная проблема интересует многих ученных ,и были проведены диссертационные исследования в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», описывается как особенность подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л.М. Кобрина, О.С. Панферова, М.М. Тавакалова, И.Н. Хафизуллина). К сожалению, в данных работах речь идет лишь о будущих педагогах ,а педагоги работающие в системе образования и столкнувшиеся с данной проблемой обучения детей с ОВЗ , остаются не решенными. .[1]

В рамках нашего ДОУ ,было проведено анкетирование с педагогами, а так же родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители ,являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 110 родителей и 21 педагог.

Анкетирования с педагогами проводилось, с целью анализа отношения их  (педагогов) к реализации инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается нами через профессионально-психологическую готовность: информационная готовность; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению; барьеры в реализации инклюзивного образования в образовательной организации.

Данные полученные в ходе применения анкеты №1 указывают на то, что 80% педагогов не работали с детьми с ОВЗ. 71%опрошенных не проходили подготовку для работы с детьми ОВЗ, детьми- инвалидами. Педагоги (14.5%) указали, что им приходилось сталкиваться в своей практике с детьми ЗПР ,и ОНР. Все педагоги(100%) знают об инклюзивном образовании. Отвечая на вопрос о  назначение инклюзивного образования педагоги отвечали следующее : «Помощь детям с ОВЗ адаптироваться к современному миру»; «Создание специальной программы обучения детей в ДОУ» ; «Общаясь с другими детьми , ребенок с ОВЗ будет активно развиваться» ; «Исключить любую дискриминацию детей. Вызвать положительное отношение у здоровых детей.» ; «Помогают развивать у здоровых детей терпимости к психическим недостаткам сверстниками чувство ,взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству». Это указывает, на тот факт, что педагоги осознают значимость инклюзивного образования. Они понимают ,что детям с ОВЗ необходим социальный опыт. У педагогов (16%) наблюдается положительное отношение к детям с ОВЗ. 47% педагогов не готовы к работе с детьми с ОВЗ.

Таким образом анкетирование позволило выявить ,что  педагоги не  готовы к работе в рамках инклюзивного образования ,т.к у них отсутствует навык работы с детьми ОВЗ .

Анкетированание№2 проводимое с педагогами, позволило получить следующие показатели :

55% педагогов считают, что инклюзивное образование это - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ;

45% опрошенных считают, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

95% считают ,что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования;

60% указали, что трудности введения инклюзивного образования – отсутствие оборудования и специалистов;

70%  считают, что сложные для педагога ограничения возможностей здоровья детей - психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения ;

90 % опрошенных считают ,что наибольшая сложность в работе педагога с детьми - недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ ;и в тоже время 75 % педагогов указали ,что слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ (в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т.д.) . По мнению педагогического коллектива ,педагог должен обладать профессиональными качествами(ответственность, квалифицированный специалист, толерантный) для работы с детьми ОВЗ.

Результаты провеянного анкетирования позволило сделать следующие выводы :

-культура инклюзивного образования еще не сформирована , т.к. 95% указывают на то, что детям с ОВЗ не обходимо учиться отдельно;

-у педагогов мотивация находиться на низком уровне, к работе с детьми с ОВЗ;

-у педагогов отсутствует достаточный уровень специальных знаний для работы с детьми ОВЗ ;

-опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПК ,очень низок . Лишь 15% педагогов сталкивались с работой ПМПК.

-педагоги считают, что родители будут практически безинициативны в совместных усилиях обучения ребенка с ОВЗ.

Родители принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» ,ответили следующим образом на вопросы :

25 % родителей считают , что  для адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе ,необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (51%) считают , что допустимые способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице. Это хороший показательно ,т.е родители готовы к тому, что их ребенок будит взаимодействовать с детьми с ОВЗ. По мнению 39 % родителей считают положительным моментом то, что дети научаться помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ. 42 % родителей указывают ,что отрицательным моментом в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ , могут возникнуть конфликты в детском коллективе. Возможна такая ситуация, т.к. сейчас наблюдается у детей снижение уровня толерантности.

43 % родителей считают ,что ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития и воспитания с воспитанниками ДОО могут рассчитывать на следующее преимущество - научится взаимодействовать с другими детьми. Данное преимущество позволило бы семьям с детьми ОВЗ помочь им социализироваться.  По мнению 50 % родителей отрицательным моментом считают – в ходе образовательной деятельности и игр ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.

Родители выделяют следующие условия для внедрения введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в образовательных организациях :

разработка специальных образовательных программ(45%) ;

 дополнительное финансирование(41%);

дополнительная подготовка педагогов(38%).

Родители осознают важность и значимость работы педагогов с детьми с ОВЗ. Они (53%) указывают, что педагогам необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод :

1.педагоги и родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии ;

2.педагоги выражают затруднение в профессиональной деятельности в условия внедрения инклюзивного образования;

3.мотивация педагогов находится на низком уровне по отношению к внедрению инклюзивного образования;

4.родители и педагоги сходятся во мнении, что необходимы специальные знания для работы с детьми с ОВЗ.

По результатам полученным в ходе анкетирования ,можно определить следующие направления работы :

- формировать инклюзивную культуру на уровне ДОУ;

- организовывать сетевое взаимодействие с образовательными организациями, у которых имеется положительный опыт работы с детьми с ОВЗ;

- осуществление просветительских работ как с педагогами , так и с родителями ДОУ.

 

Список литературы :

 

1.Белова И.Н., студентка 3 курс. «О проблеме готовности дошкольных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования»ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

  • Википедия. https://ru.wikipedia.org

3.Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

  • Темникова Е.Ю. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 8(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
  • Ямбург Е.А., . Забрамная С.Д.  Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, М., «Бослен», 2013

 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования
  • Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • 1 июня-День защиты детей!Будем детьми!)))
  • Из Стратегии безопасности детей. ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
  • Взаимодействие родителей и педагогов в школьном процессе
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Практика инклюзивного обучения.
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • О работе с детьми с асоциальным и преступным поведением в условиях интернатного учреждения
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Что происходит с детьми, когда родители ссорятся?
  • Как родители соперничают с детьми
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь