Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей

Одним из направлений обеспечения прав ребенка в Российской Федерации является оказание психосоциальной помощи, суть которой заключается в «нейтрализации негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь человека, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения» [2].

Дети, оставшиеся без попечения родителей по различным причинам, нуждаются в такой помощи наиболее остро. Находясь в учреждениях закрытого типа, они лишены возможности адекватной социальной адаптации. Как отмечают исследователи [3], выпускники интернатных заведений «чаще своих сверстников оказываются в тяжелых жизненных условиях: они становятся участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семью, не могут строить взаимоотношения в семье, испытывают затруднения в воспитании собственных детей, легче становятся алкоголиками, наркоманами, демонстрируют асоциальное поведение, проявляют склонность к асоциальному поведению».  Потому психосоциальная помощь становится для них необходимым инструментом в процессе становления социальной компетентности.

В практике социального приюта для детей и подростков г.Таганрога имеется обширный инструментарий по работе с последствиями психологической травмы. Среди методов, используемых психологической службой, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, трудотерапия.

Инновационным в 2017 году стало использование метода символдрамы в работе с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.  Работа  осуществлялась  с воспитанниками, достигшими 8-летнего возраста с учетом тех ограничений, которые предусматривает метод. А именно:

-  острые и хронические психозы;

- церебрально-органические синдромы;

- низкий уровень мотивации;

- низкий интеллектуальный уровень.

Нами использовалась следующая схема работы с мотивами:

  1. Установление доверительных отношений (мотивы «луг», «цветок»), диагностика, анализ переноса.
  2. Проработка ценности «Я» - нахождение смысла в собственной судьбе:

- представление о себе (мотив «любимая игрушка», «дерево»);

- работа с агрессией (мотивы «огонь», «лев»);

- целеустремленность (мотив «подъем в гору»);

  • Проработка ценности отношений – смысл присутствия значимых людей (мотив «семья животных»).
  • Проработка ценности творчества, самореализации (мотив «встреча с особо значимым лицом»).
  • Беседа о ценности переживаний (смысл нового опыта и неповторимости мира).
  • Заключительный мотив «Ландшафт моей души»
  • Заключительная беседа: «Уроки жизни. Какой опыт я получаю, преодолевая трудности?»
  • Результатом применения метода с данной категорией клиентов стало снятие эмоционального напряжения, переосмысление травмирующего опыта.

    Список литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (ред. 5 августа 1998 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка". [Электронный ресурс] // Российская Газета. – Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус
    2. Психологическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detskydom4.ru/images/nashi_publikacii/profilakticheskaya_rabota.pdf
    3. Шульга Т.И. Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [электронный ресурс] // «Вестник Московского государственного областного университета», 2011. – Режим доступа: http://www.evestnik-mgou.ru / (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.


    Просмотров: 449
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Комментарии и вопросы к проету ФЗ "О психологической помощи населению в Российской Федерации"
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками
  • Мотив "Смена времен года» в работе с психической травмой, паническими атаками
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия борьбы.
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия хаоса.
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Песочная терапия в работе с агрессией у детей
  • Мотив Власти в работе Психолога.
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Цель, смысл, мотив, вера.
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Возможности метода креативной психотерапии в работе с подростками
  • Мотив отношений
  • Психокоррекционная работа со стрессами родителей детей-инвалидов
  • Песочная терапия в работе с детьми.
  • Случай из практики: работа с детьми, пережившими потерю родителей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителей
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Ресурс опыта в работе психолога
  • Песочная терапия. Эффективна ли психологическая работа с детьми?
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь