Возможности метода креативной психотерапии в работе с подростками

Здравствуйте! Снова спешу поделиться опытом работы с детьми. Сегодня речь пойдет о применении креативной психотерапии в работе с подростками.

Известно, что подростки  - категория сложная и интересная. А трудные подростки – тем более. По крайней мере, для учителей. В процессе работы мне приходилось консультировать и тех детей, которые состоят на учете, и просто желающих пообщаться с психологом, и тех, кого направили ко мне родители. Не могу сказать, что «трудные» подростки особенно трудны в работе. Все интересны по-своему и в чем-то сложны тоже индивидуально. Но вернемся к нашей теме.

Продиктованная возрастными особенностями потребность ребенка в идентификации собственного Я порождает в сознании подростка ряд вопросов и противоречий, которые зачастую становятся камнем преткновения в общении с родителями, учителями. Либо вносят дисгармонию во внутреннее самоощущение взрослеющего человека. Подросток обретает «вторую семью» среди друзей, сверстников, которая, в свою очередь, создает ощущение принадлежности к группе, осознание своей роли в ней. У подростка вырабатывается тенденция к избеганию обсуждения проблем со взрослыми, отторжению родительской фигуры и недоверия к ней. Поэтому работа с ребенком на этом возрастном этапе требует особого подхода.

На помощь мне пришли так любимые многими проективные методики, для побуждения интереса у ребенка я также использовала ассоциативные тесты. Но для более глубокой работы наиболее эффективными мне показались методы креативной психотерапии.

Для удобства работы в школе я подготовила в качестве инструментария карточки с различными изображениями (люди, домашние и дикие животные, природа, транспорт, здания, символика смерти и т.д.). Также в процессе рефлексии я использовала пластилин.

Консультация подростка строилась на формулировке проблемы, выбора фигуры себя из имеющихся карточек, фигуры проблемы, проигрывании диалога между этими фигурами, возникновении новых «персонажей» или олицетворенных эмоций и так далее. Когда диалог достигал конструктивных решений проблемы или некоторой степени осознания подростком ситуации и завершенности, я просила ребенка вылепить из пластилина свое состояние на текущий момент времени. К вылепленному персонажу (или предмету) ребенок дополнительно давал некоторую вербальную характеристику. В конце консультации мы аккуратно упаковывали пластилиновую инсталляцию и оставляли ее ждать следующей встречи. В процессе последующих консультаций ребенок мог изменять, добавлять детали или же уничтожить «фигурку состояния».

Для меня было очень важно, что в процессе творчества удавалось затронуть ту часть проблемы, пробудить  те вопросы в сознании подростка, которые он «прятал» от внешнего мира, а возможно, и от самого себя.

Сейчас, ведя регулярные консультации у нескольких подростков, я вижу, что методы креативной психотерапии для меня ценны и полезны. Заодно и детям интересно. А мне интересно с ними работать и искать новые методы и подходы к их внутреннему миру.

А пока у меня все. Спасибо!



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • Что мне делать со своими сновидениями? Маленькое упражнение для самостоятельной работы
  • Методы психотерапии которые я использую в работе
  • Особенности креативной личности и роль интуиции в творческом процессе.
  • О выборе фигуры для работы (совет №12)
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Памятка для меня,как для родителя подростка
  • 20 способов использования карточек с вопросами для себя и для работы с клиентами
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Мне плохо, что мне делать? Памятка для самопомощи
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Расскажи мне сказку. Сторителлинг в работе с детьми и подростками. Часть 1.
  • Расскажи мне сказку. Сторителлинг в работе с детьми и подростками. Часть 2.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Для чего мне эти люди вокруг меня?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • «Мне нравится учиться. Я могу. У меня все получается…, или получится…»
  • О психотерапии (легко и доступно для тех, кто не в теме)
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что меняется в процессе психотерапии?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь