|
Возможности метода креативной психотерапии в работе с подросткамиАвтор статьи: Шестакова Анна Сергеевна
Здравствуйте! Снова спешу поделиться опытом работы с детьми. Сегодня речь пойдет о применении креативной психотерапии в работе с подростками. Известно, что подростки - категория сложная и интересная. А трудные подростки – тем более. По крайней мере, для учителей. В процессе работы мне приходилось консультировать и тех детей, которые состоят на учете, и просто желающих пообщаться с психологом, и тех, кого направили ко мне родители. Не могу сказать, что «трудные» подростки особенно трудны в работе. Все интересны по-своему и в чем-то сложны тоже индивидуально. Но вернемся к нашей теме. Продиктованная возрастными особенностями потребность ребенка в идентификации собственного Я порождает в сознании подростка ряд вопросов и противоречий, которые зачастую становятся камнем преткновения в общении с родителями, учителями. Либо вносят дисгармонию во внутреннее самоощущение взрослеющего человека. Подросток обретает «вторую семью» среди друзей, сверстников, которая, в свою очередь, создает ощущение принадлежности к группе, осознание своей роли в ней. У подростка вырабатывается тенденция к избеганию обсуждения проблем со взрослыми, отторжению родительской фигуры и недоверия к ней. Поэтому работа с ребенком на этом возрастном этапе требует особого подхода. На помощь мне пришли так любимые многими проективные методики, для побуждения интереса у ребенка я также использовала ассоциативные тесты. Но для более глубокой работы наиболее эффективными мне показались методы креативной психотерапии. Для удобства работы в школе я подготовила в качестве инструментария карточки с различными изображениями (люди, домашние и дикие животные, природа, транспорт, здания, символика смерти и т.д.). Также в процессе рефлексии я использовала пластилин. Консультация подростка строилась на формулировке проблемы, выбора фигуры себя из имеющихся карточек, фигуры проблемы, проигрывании диалога между этими фигурами, возникновении новых «персонажей» или олицетворенных эмоций и так далее. Когда диалог достигал конструктивных решений проблемы или некоторой степени осознания подростком ситуации и завершенности, я просила ребенка вылепить из пластилина свое состояние на текущий момент времени. К вылепленному персонажу (или предмету) ребенок дополнительно давал некоторую вербальную характеристику. В конце консультации мы аккуратно упаковывали пластилиновую инсталляцию и оставляли ее ждать следующей встречи. В процессе последующих консультаций ребенок мог изменять, добавлять детали или же уничтожить «фигурку состояния». Для меня было очень важно, что в процессе творчества удавалось затронуть ту часть проблемы, пробудить те вопросы в сознании подростка, которые он «прятал» от внешнего мира, а возможно, и от самого себя. Сейчас, ведя регулярные консультации у нескольких подростков, я вижу, что методы креативной психотерапии для меня ценны и полезны. Заодно и детям интересно. А мне интересно с ними работать и искать новые методы и подходы к их внутреннему миру. А пока у меня все. Спасибо! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|