|
Основные подходы и методы психотерапевтической работыАвтор статьи: Радионова Юлия Анатольевна
Терапия в бихевиористских традициях (англ. - behavior- поведение) подход, который используется, главным образом, для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода рефлексов И.Павлова и оперантного обусловливания Скиннера. Практический подход в поведенческих традициях используется для лиц, чьи социальные умения не были приобретены на определенном этапе развития вследствие: неадекватного выполнения родителями своих функций, неподдерживающего или примитивного окружения, отсутствия возможности практиковаться в умениях из-за травмирующих переживаний детства и юности. Такая личность оказывается в невыгодном положении при встрече с трудностями и стрессовыми ситуациями. Бихевиористы признают, что прошлые события могут быть причиной текущих проблем, но предпочитают не заниматься этими причинами, а основные усилия направляются на само поведение. Это скорее запрограммированный курс обучения желающих приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостаток. В ходе терапии меняется поведение и, тем самым, становятся достижимыми цели клиента. Подход результативен при следующих запросах: Основные понятия бихевиаристского подхода Операционализм - разбивка явления на эмпирические признаки, единицы для выяснения картины. Например: клиента просят объяснить, что он понимает под «хорошим» (плохим) мужем, ребенком, сотрудником, добрым (злым) человеком: Мать считает, что ее ребенок неуправляем, а он просто живой, подвижный холерик. Подкрепление. Его цель - активизация желательных единиц поведения. Подкрепление осуществляется с помощью обратной связи, выражающей любовь, уважение, признательность, крайне необходимых в качестве стимула активности в любви, работе, межличностных отношениях. Согласно бихевиоральным традициям, наказание - это отсутствие положительного подкрепления (не целовать, если обычно целуешь). Хвалим за положительное (подкрепляем) , игнорируем отрицательное(лишаем подкрепления) поведение Обмен.(баланс брать-давать) Теория обмена говорит о том, что отношения развиваются и продолжаются только при взаимном вкладе, отклике.
Основные техники подхода: 1. Сосредоточенность на наблюдаемом поведении. 2. Репетиция поведения. Это ролевое проигрывание сложных ситуаций. Например, обратиться с просьбой, отказать, сделать комплимент, замечание. В процессе терапии клиент учится говорить о своих желаниях, состоянии, радости, агрессии, не говорить "да", когда хочешь сказать "нет", делать замечания, просить. 3. Домашняя работа. Заключается в заполнении дневников, самоотчётов и выполнении поведенческих заданий (например, устроить в семье, никого не предупредив, День радости, День любви; заговорить с незнакомым человеком, познакомиться, пригласить куда-либо и т.д.). Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Используется для когнитивного (лат: знание, образ) переструктурирования иррациональных убеждений личности и строится на использовании рациональной системы убеждений, апелляций к разуму. Основоположником концепции А. Эллисом было выделено 11 иррациональных убеждений, ведущих, по его мнению, к эмоциональным проблемам, фрустрации, разочарованиям. 1. Тирания долженствования, проявляющаяся в ложных посылах типа: "Я должен преуспевать во всех делах", "Меня все должны любить", "Я должна (не должна) это делать". 2. Сверхобобщение. Выражается в универсализации негативного опыта, в рассуждениях типа: "Я ошибся - значит я дурак", "Я совершенно неграмотен", "Я совершенно несостоятелен". Связано с дискредитацией позитивного в своей ситуации. 3. Сверхперсонализация. Находит свое выражение в суждениях: "Все против меня в этом мире", "Меня никто не любит" и т.д. Вышеназванные ложные посылы через психологическую потребность личности быть любимой, принятой, оцененной ведут к депрессии в случае отсутствия достижений их подкрепляющих, к формированию дисфункциональных конструктов. В ходе РЭТ-терапии эти конструкты выявляются, разрушаются и заменяются более разумными идеями и выводами. Приёмы работы РЭТ Работа над дисфункциональными конструктами начинается с выработки позиции скептика по отношению к собственным суждениям: единственно ли оно возможное в данной ситуации? Даже если это так, так ли это плохо (преступно, постыдно)? Кто сказал, что это правильно? В результате человек начинает относиться к своей проблеме иначе. Затем идёт дробление установок, переход от "должен" к "хочу", от "я должна преуспеть" к " я хочу преуспеть в своей профессии", от "я должна много работать" к "я хочу много работать". Это продуктивнее, гармоничнее. В результате вырабатывается более терпимое отношение к себе и другим, сохраняется равновесие даже в условиях осуждения социальной группой. Приходит понимание, что человек не может быть эталоном во всем, что устремлённость к самоактуализации должна быть соотнесена с собственными возможностями. Часто люди стремятся к тому, что им не дано. Важно сделать правильный выбор и принять на себя ответственность. Все это ведёт к принятию себя и других такими, какие они есть, а ситуации - как благоприятной для себя или, по крайней мере, поучительной. Например, мать тяжело переживает по поводу того, что сын бросил учебу в вузе. Её дисфункциональные конструкты: "Все уважающие себя люди обязательно должны иметь диплом о высшем образовании. Не иметь любое высшее образование - стыдно. Мой сын бросил учебу - значит, он неудачник, он ничего не добьется в жизни. Девушка из хорошей семьи за него не пойдет. Я - плохая мать, если не смогла удержать его от этого шага". В этих рассуждениях есть и тирания должествования, и сверхобобщение. Выработка позиции скептика начинается с вопросов: -Так ли это плохо, что сын оставил учебу в институте по профессии, которая ему не по душе? - Все ли люди с высшим образованием счастливы, а без него - нет? -Теперь вы его меньше любите, чем прежде и он вас? -На этом его жизнь заканчивается? - Можете ли вы принимать решения за него, жить за него? -Вы считаете его неспособным думать, решать проблемы? - Ваши собственные решения всегда правильны? и т.д. Терапевт помогает разрушить иррациональные компоненты мышления этой женщины, для начала заменив их более разумными выводами: с суждения "мой сын должен получить высшее образование" на " я хочу, чтобы мой сын продолжал учёбу в вузе по привлекающей его профессии. Я помогу ему в этом, если он попросит, но решение будет за ним. Профессия - это очень серьезно. Он достаточно умён, чтобы сделать правильный выбор. Я хочу, чтобы он был счастлив". В результате, фрустрация, вызванная этой проблемой, постепенно уходит. Большое значение в рационально-эмотивной терапии придаётся домашнему заданию, нарушению своих норм, проделыванию в реальной жизни того, что себе запрещали и, наоборот, в отказе от совершения того, что обычно делали, исходя из тирании должествования, когда человек не живёт своей жизнью, а "отбывает" её, не позволяя себе любить, радоваться жизни, заниматься любимым делом, общаться только с теми, кто приятен и т.д. А почему нет? Кто сказал, что так нельзя жить? Так ли это плохо, преступно? Таким образом, домашним заданием в этом случае чаще всего бывает совершение поступков, которые для этого человека ранее были невозможны: робкому - познакомиться, замкнутому - расположить к себе собеседника и т.д. Конечная цель домашних заданий - не зацикливаться на прошлом фаталистически, освободиться от влияния прошлого негативного опыта, научиться радоваться жизни и принимать её реалистично, рационально мыслить. Гуманистический подход Гуманистический подход связан с именами А.Маслоу (учение о самоактуализации); Дж.Оллпорта (идеографический подход к исследованию личности); К.Роджерса (недирективная, клиентоцентрированная терапия); Р.Мэя (феноменологический подход к пониманию личности); Э.Фромма (разработка философского подхода к пониманию других, смысла жизни, счастья); Э.Берна (Я-концепция); Ф.Перлза (гештальтпрограмма психологического воздействия); Э.Шострома (психологическая концепция манипулирования); К.Хорни (отход от зацикленности на прошлом, от детских переживаний к факторам культурной среды, актуальным для анализируемого периода жизни). Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующим: 2. Человек всегда обладает свободой и необходимой для него независимостью. 3. Человеческая природа всегда стремится к непрерывному развитию, к реализации возможности любить. 4. В жизни человек несёт ответственность за свои поступки. 5. Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании. Каждый человек - творец своей собственной жизни. 6. Каждый человек живёт только в настоящем времени, "здесь и теперь". 7. Каждый признаёт и ценит внутренний мир другого. В практическом плане основная тема гуманистической психологии - использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. Это ориентация на человека, на радость жизни, творчество в процессе общения, межличностных отношений, на подчёркивание хорошего, доброго начала в нём, веру в его личностный рост, совершенствование. Гуманистическая позиция сурова. Человек ответственен за своё поведение. Это трезвый взгляд на вещи. Предпосылкой выбора является осознание себя, своих проблем, своего потенциала, своих возможностей и постоянная коррекция своих задач. Полнокровная жизнь предстаёт как получение удовольствия от принятия решений, ответственности на себя, а не сваливание вины на родителей, окружающих, власть. Черты поведения мужчины и женщины не жёстко заданы, а диктуются социальными условиями. Задача человека - жить настоящим, сделать наполненным, отжить каждый миг своей жизни, отдавая себя той ситуации, в которой находишься. Гуманистическая психология ставит вопрос: Как быть, а не казаться счастливым? Основные гуманистические направления в психотерапевтической работе: 1) Недирективная, клиентоцентрированная терапия (К.Роджерс); 2) Гештальттерапия (Ф.Перлз). Клиентоцентрированная терапия Важнейшее научное открытие К.Роджерса заключается в том, что он установил три необходимых и достаточных условия гуманизации межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: это безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатийное слушание и конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении с ним. По мнению К.Роджерса, извне человека нельзя гуманизировать, сформировать у него гуманистические убеждения. Убеждения не формируются извне, но выбираются и выстраиваются изнутри. Материалом для построения может стать лишь внутренний опыт самого человека, как следствие определённой внутренней работы человека с самими собой. В процессе терапии, терапевт стремится создать психологическую атмосферу доверия, в которой постепенно развивается свобода выражения и уменьшается действие защитных механизмов клиента. В результате, клиент приближается к принятию себя таким, какой он есть. Гештальттерапия (с нем. Gestalt - конфигурация, паттерн) была разработана Ф.Перлзом на основе психоанализа, экзистенциональной философии с её представлением о свободе человека и его ответственности за собственный внутренний мир. Основной целью групповой гештальттерапии Ф.Перлз считал достижение личностной зрелости. Под зрелостью он понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. Конфликт (по Ф.Перлзу) - это неоправданные чужие ожидания, несоответствие им собственных потребностей и интересов. Другой базовый конфликт нашей жизни - уход от себя, потеря связи с собой. Задача гештальттерапии - вернуть связь с собой, уравновесить идеал и своё "Я", с умом следовать примеру. Должно быть, равновесие желаний и долга. Нельзя не учитывать интересы окружающих, но и не следует "наступать на горло собственной песне", а пропеть её, отыскать то, что больше всего подходит для души. А человек нередко отбрасывает одно, не обретя другого, испытывая глубокое разочарование, утрачивая радость бытия, чувство свободы, самопроизвольность. Это случается с большинством в обществе. Человеку необходимо осознать себя, свои трудности, прийти на помощь себе, не притворяться беспомощным. "Не могу" - одна из форм психологической защиты, за этим стоит "Не хочу". В гештальттерапии осознание идёт через опыт переживания. Психолог - гештальтист не советует, не объясняет, а вскрывает чувства. Основные понятия гештальттерапевтического подхода: Отношение фигуры и фона. Вся окружающая нас действительность и человек в ней представляют единое целое, систему из специфически организованных частей. Предметы и явления окружающей действительности неодинаково воспринимаются нами: что- то - важнее, значимее (какие-либо потребности, события, чувства), формируя в сознании фигуру-гештальт, что-то - нет, образуя единый план, фон. Человек поддерживает свой динамический баланс при помощи осознания и удовлетворения потребностей, отреагирования чувств, событий. Как только потребность удовлетворена, чувства отреагированы - гештальт завершается, т.е. теряет свою значимость, отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Когда этот ритм формирования не удовлетворяется, чувства не отреагированы - гештальт остаётся незавершённым. Такое неотреагированное или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешимых проблем и через некоторое время оказывает воздействие на текущие психологические процессы. Например, нередко трудности, которые испытывают женщины в отношениях с мужчинами, являются следствием неотреагированных чувств по отношению к значимым мужчинам в прошлом. Гештальт приёмы помогают отреагированию чувств. Травмирующий гештальт завершается и уходит в фон. Осознание и сосредоточенность на настоящем. Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальт, человек должен полностью осознавать самого себя в настоящий момент. Это осознание включает контакт с зонами внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона включает процессы и события, происходящие в нашем теле. Внешняя зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Кроме внутренней и внешней зон существует ещё и средняя зона, которую Ф.Перлз назвал зоной фантазии. Корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаём. Когда мы находимся в средней зоне, то, главным образом, работаем с нашим прошлым и будущим: вспоминаем, строим планы, отчаиваемся и надеемся. Мы не живём в настоящем и постепенно не обращаем внимание на необходимость осознания процессов внешней и внутренней зон. Саморегуляция организма зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере по принципу "здесь и теперь". К членам гештальтгруппы предъявляется требование оставаться в настоящем, избегать обращения к прошлому опыту, а также строить планы на будущее. Противоположности. Согласно Ф.Перлзу, личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов - "Я" и "Оно". Когда человек действует по побуждению из области "Я", он способен дифференцировать себя и других, ощущать свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же человек действует по побуждениям из области "Оно", он оказывается тесно связанным со своим окружением, у него появляется чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие аспекты функционирования личности и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Поэтому на протяжении всей жизни каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим и ненавидим своих родителей, друзей, близких; счастливы и одновременно расстроены, когда завершаем какое-то дело, которому была посвящена немалая часть нашей жизни; благодарны тем людям, которые помогали нам решить наши проблемы, и одновременно обижены на них. Эти противоположности не являются непримиримыми противоречиями, они формируют и завершают гештальт. Полностью осознавая каждую часть такой противоположности вместо отрицания менее привлекательной её части, мы в большей степени начинаем осознавать самих себя и свои желания, потребности и удовлетворять их. Самобичевание - это и есть противостояние полярных сторон вашего "Я": "нападающего", требующего от личности действовать в соответствии с желаниями других и "защищающего", стремящегося к удовлетворению своих желаний. Когда "нападающий" и "защищающийся" ведут внутри нас свои баталии, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решения. Функция защиты. Личность реагирует на угрозу или стресс по-разному: решает проблемы, действуя более или менее адекватно угрозе, или уходит от их решения, используя функцию защиты. Этим она как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции в определённых ситуациях могут быть достаточно адекватны, например, в ситуации невосприимчивости к боли. Но очень часто реакции защиты формируют четыре невротических механизма, препятствующих достижению личностного психического здоровья Слияние. Это невротический механизм избегания контакта, при котором личность не может дифференцировать себя и других. Это определяется по преимущественному использованию местоимения "мы" вместо "Я" и приводит либо к отвержению того, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другим личностям. Ретрофлексия. Означает поворот на себя, когда граница между личностью и средой смещается ближе к центру "Я", и личность начинает относиться к самому себе как к другим людям, как к посторонним. Грамматическим индексом ретрофлексии является использование возвратного местоимения и употребление фраз типа: "Мне стыдно за самого себя", "Я должен управлять собой" и т.д. По сути, личность чувствует злость по отношению к кому-либо, но направляет её на себя, так как считает, что направлять её на других опасно. Интроекция. Это тенденция приписывать убеждения, установки других людей без критики, попыток их изменить, без анализа и переструктурирования, и поэтому они не станут частью личности. В результате граница между "Я" и средой перемещается глубоко внутрь "Я", и личность, занятая усвоением чужих убеждений, не может сформировать свою собственную личность. Наиболее ранними интроекциями являются родительские поучения, которые усваиваются ребёнком без критического осмысления их ценности. Если интроецируемые представления и отношения несовместимы друг с другом, то личность буквально разрывается между ними. Проекция. Это тенденция переложить причины и ответственность за то, что происходит внутри "Я", на окружающий мир, обвинение его в холодности и безразличии. Проецирующая личность делает другим то, в чём сама их обвиняет. Целью гештальтгрупп является разблокирование сознания путём замены проекций подлинными, реальными действиями. Зрелость. Под ней понимается состояние оптимального здоровья, самостоятельности в принятии решения, опора на собственные силы, смелость, умение пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Для того, чтобы достичь зрелости, личность должна преодолеть своё стремление получить поддержку из окружающего мира и найти её в самом себе. Зрелость наступает тогда, когда личность мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки. В противном случае, личность оказывается в тупике. Для достижения зрелости и принятия ответственности за себя взрослый человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: "клише" (со стереотипностью и неаутентичностью в действиях), "искусственный" (с использованием манипуляций для получения необходимой поддержки), "тупик" (где личность чувствует себя потерянной, обманутой, фрустрированной при отсутствии поддержки со стороны окружающих). Только на последнем уровне "внутреннего разрыва" или "смерти" мы затрагиваем своё истинное "Я", свою личность. "Внутренний разрыв" приводит к внешнему "взрыву" - проявлению истинного "Я". Многие гештальт упражнения связаны с переживаниями на уровне "тупика", когда создаётся критическая ситуация, но в атмосфере безопасности, которую обеспечивает группа. Ведущий при этом оказывает минимальную поддержку, чтобы вынудить члена группы использовать собственные ресурсы.
Основные приёмы работы: Расширение сознания Терапевт ориентирует клиента на настоящее и формируют у него поведение по принципу "здесь и теперь". Один из вариантов упражнения: предложить клиенту закрыть глаза и сконцентрироваться последовательно на внутренней и внешней зонах и выразить это словами, продолжив фразу: "сейчас я осознаю...". Работа по методике "двух стульев", позволяет воссоздать ситуацию конфликта. В ходе упражнения клиент садится на первый стул и разговаривает с позиции "защищающегося" со своим воображаемым "нападающим", который сидит на другом стуле. Через минуту клиент садится на второй стул и ведёт диалог с позиции "нападающего". Затем опять меняет место на стульях, и так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца, и диалог не придёт к своему заключению. Клиенту не предлагается выбрать что-то между этими двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы "закончить" в настоящем ситуацию, не законченную в прошлом, то есть "оживить" процесс формирования и завершения гештальта. Усиление внимания к чувствам. Упражнения этой серии имеют целью помочь клиенту в анализе своих чувств для завершения незавершённого, травмирующего гештальта и, тем самым, уменьшения власти прошлого. С этой целью используется методика "разыгрывания ролей", которая состоит в проигрывании знакомых и незнакомых ролей, типов поведения для полного выражения своих чувств. Разыгрываются роли агрессивных, злых, умиротворённых, печальных, оценивающих, самоуверенных и т.д. людей. Это помогает обнаружить проекции в своём "Я". Роли выбираются с намеренным несоответствием, преувеличением: робкий человек, например, получает задание сыграть авторитарного человека. Принятие ответственности за самих себя. Достигается с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка. Терапевт внимательно относится к использованию модальных глаголов: могу, надо, должен. Изменяя их на хочу - не хочу, клиент принимает ответственность за свои мысли, действия и связанные с ними чувства, усиливает контроль за своим поведением. Терапевт также поощряет клиента заменять союз "но" на союз "и". Когда две части предложения соединены союзом "но", то первая часть отвергается или определяется через вторую часть. Предложение "Я хочу заниматься этой проблемой, но я боюсь", может быть закончено "следовательно я не хочу", тогда как "Я хочу заниматься этой проблемой, и я боюсь" имеет совсем другое значение, так как способствует возложению ответственности за самого себя говорящим Работа с мечтами. Работа с мечтами в гештальт терапии включает два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчуждённых фрагментов личности. Это достигается выполнением задания по описанию своей мечты и испытанием заново всех событий и связанных с ними чувств. Для того, чтобы вновь присвоить их, клиент должен идентифицировать себя с каждым объектом своей мечты, разыграть мечту, дать её описание от первого лица, от имени всех предметов, задействованных в мечтах. Терапевт направляет внимание клиента на тот объект мечты, который является самым важным, заставляя передать все чувства, связанные с ним. Если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то используется методика "двух стульев". Клиент разыгрывает диалог между двумя основными действующими лицами мечты, исследуя все крайние точки противоположностей, чтобы потом интегрировать их в единое целое. Преодоление сопротивления. Сопротивление используется клиентом для уменьшения риска переживаний негативных чувств и, в конечном итоге, ограничивает свободное функционирование. Целью гештальттерапии является преобразование сопротивления в осознавании самого себя. Сопротивление может проявляться и в мышечном напряжении, в прерывистом голосе, телесных ощущениях, поверхностном дыхании, попытках задержать его. Физиологические проявления сопротивления преодолеваются при помощи методики "двух стульев". Клиент получает задание "построить диалог" с той частью тела, которая находится в напряжении. Например, представить на пустом стуле свои руки и спросить их, что они делают. В гештальттерапии акцент делается не на сопротивлении, а на его осознавании и переживаниях связанных с ним. Литература: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|